Ethics of Silence. The Case of Beckett and Wittgenstein

 
PIIS004287440003622-9-1
DOI10.31857/S004287440003622-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Russian Christian Academy of Humanities
Address: Russian Federation, St.Petersburg
Affiliation:
Address: Russian Federation
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 1
Pages77-87
Abstract

In the paper, the unwritten moral teachings of Ludwig Wittgenstein, characterized by its author as fundamentally unverbal, are compared with the main semantic intent of Samuel Beckett’s novels, in which the connection between silence and speaking is emphasized as an existential problem. Comparative analysis is carried out in several directions and involves some controversial issues, which in the modeled dialogue between Beckett and Wittgenstein receive a comprehensive coverage. In the field of attention are the following principal points: the phenomenon of meaninglessness (both authors interpret it as an intermediate zone in the transition from speaking to silence); collapse of illusions about language as a guarantor of the world’s rationality; the question of the linguistic construction of any knowledge, including scientific knowledge; eliminating of the logical division of speech into true and false; dependence of the subject (and the very subjectivity) on the power of language. The heritage of two iconic figures of the twentieth century considered from this point of view shows that silence of a language, that plays a fundamental role in shaping the image of the world, represents a value category of a different type of ethics. The apophatic paradigm proposed by Beckett and Wittgenstein can be considered as an alternative to traditional moral doctrines. 

KeywordsL. Wittgenstein, Tractatus logico-philosophicus, S. Beckett, ethics, language, silence
AcknowledgmentThe paper is written with financial support from the Russian Foundation for Fundamental Research (RFFI), Project № 18-311-00268, “Poetics of Philosophical Thinking: The Cultural Paradigm of Modernity and Contemporary Trends”.
Received14.02.2019
Publication date19.02.2019
Number of characters30473
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Странная задача: говорить о себе. Странная надежда, обращенная к молчанию и миру. Сэмюэль Беккет. Безымянный
2 Там, где другие идут дальше, я делаю остановку. Людвиг Витгенштейн. Культура и ценность
3 ХХ век своей катастрофической событийностью опроверг возвышенные представления эпохи Просвещения о благой воле человека, об априорной устремленности к жизни добродетельной, о гуманизме вообще. При всех попытках легитимировать моральное измерение человеческого существования вдруг оказалась поставлена под вопрос сама возможность этики. Более радикальный кризис ценностей для мышления, которое (в стремлении к революционному обновлению) последовательно разрушало метафизические установки традиционного философствования, пожалуй, трудно себе представить, поскольку перед решением этической проблемы оно вынуждено было отступить, расписавшись в своем бессилии. Интерес к языку, проходящий красной нитью сквозь интеллектуальную историю ХХ в., скорее только обостряет этическую проблематику, нежели нивелирует ее: если еще сохраняется надежда обрести основания новой нравственности на руинах старой, то разрушить язык, сопровождавший и усугублявший крах гуманистических ценностей, невозможно. Тотальное недоверие к языку, возникшее в философии и литературе после Второй мировой войны, свидетельствует об осмыслении той фундаментальной роли, которую играет язык, превратившись из средства выражения в стихию рождения мысли и поступка.
4 Связь этики и языка в качестве подлинно философской проблемы, обреченной оставаться неразрешимой, определил еще в своей ранней теории Людвиг Витгенштейн. Главным достижением «Логико-философского трактата» сам автор считал максимальное приближение к сфере сверхрационального знания, не облекаемого в слова, знания о том, «что я должен делать» (Кант).
5 Моя книга как бы проводит границы этического изнутри; и я убежден, что оно строго ограничивается ТОЛЬКО так. Короче, я полагаю, что все то, о чем многие сегодня болтают, я устанавливаю в своей книге тем, что я об этом молчу [Витгенштейн 2009б, 318].
6 Императив молчания, который провозглашает Витгенштейн, не отрицает этику как таковую, а свидетельствует о несостоятельности традиционных подходов, которые пытались выстроить систему строгих моральных правил посредством нормативных высказываний. В отличие от прежних нравственных учений – будь то онтологизация блага, религиозная догма, утилитарная этика или критика практического разума, – которые условно можно обозначить как катафатические, Витгенштейн выступил с апофатической программой, отрицающей вездесущность логоса и подвергающей сомнению силу слова на terra ethica.
7 Другой автор, не менее знаковый для западной культуры ХХ в., писатель Сэмюэль Беккет, тоже ставит свое творчество на службу молчанию. И хотя молчание, к которому стремится Беккет, на первый взгляд находится вне этического контекста (если не оценивать поверхностно его героев – вечных аутсайдеров, психических и физических калек – как намеренный вызов общественной морали), беккетовская борьба с языком во многом сродни философским поискам Витгенштейна. Художественные опыты Беккета, направленные на то, чтобы достичь глубин языка, исчерпав его возможности, демонстрируют маргинальные формы жизни, которые не только обретаются «на краю», но и максимально подступают к границам невыразимого. Многих героев Беккета отличает сознательное или бессознательное желание перестать говорить, сопровождаемое смутным ощущением того, что речь сама по себе есть нечто дурное, аморальное. Однако жизнь человека разворачивается в пределах длящейся речи, замыкается в границах языка, и когда Беккет пытается допустить в это герметичное существование феномен молчания, то тем самым он ставит под вопрос «логосность» мира, навязывающую смысл всему, что имеет место.

Number of purchasers: 2, views: 2185

Readers community rating: votes 0

1. Bekket 1994a – Bekket S. Bezymyannyj // Bekket S. Trilogiya (Molloj, Mehlon umiraet, Bezymyannyj). SPb.: Izdatel'stvo Chernysheva, 1994. S. 320–462 (Beckett, Samuel. L'Innommable. Russian Translation 1994).

2. Bekket 1994b – Bekket S. Molloj // Bekket S. Trilogiya (Molloj, Mehlon umiraet, Bezymyannyj). SPb.: Izdatel'stvo Chernysheva, 1994. S. 3–193 (Beckett, Samuel. Molloy. Russian Translation 1994).

3. Bekket 2004 – Bekket S. Uott. M.: Ehksmo, 2004 (Beckett, Samuel. Watt. Russian Translation 2004).

4. Bekket 2005 – Bekket S. Mir i para bryuk // Prostranstvo drugimi slovami: Frantsuzskie poehty KhKh veka ob obraze v iskusstve. SPb.: Izd-vo Ivana Limbakha, 2005. S. 151–164 (Beckett, Samuel. Le Monde et le pantalon. Russian Translation 2005).

5. Bekket 2009 – Bekket S. Nemetskoe pis'mo 1937 goda // Bekket S. Oskolki: Ehsse, retsenzii, kriticheskie stat'i. M.: Tekst, 2009. S. 96–99 (Beckett, Samuel. German Letter of 1937. Russian Translation 2009).

6. Vitgenshtejn 1994a – Vitgenshtejn L. Kul'tura i tsennost' // Vitgenshtejn L. Filosofskie raboty. Ch. I. M.: Gnozis, 1994. S. 407–492 (Wittgenstein, Ludwig. Culture and Value. Russian Translation 1994).

7. Vitgenshtejn 1994b – Vitgenshtejn L. Logiko-filosofskij traktat // Vitgenshtejn L. Filosofskie raboty. Ch. I. M.: Gnozis, 1994. S. 1–73 (Wittgenstein, Ludwig. Tractatus logico-philosophicus. Russian Translation 1994).

8. Vitgenshtejn 1994v – Vitgenshtejn L. Filosofskie issledovaniya // Vitgenshtejn L. Filosofskie raboty. Ch. I. M.: Gnozis, 1994. S. 75–319 (Wittgenstein, Ludwig. Philosophical Investigations. Russian Translation 1994).

9. Vitgenshtejn 2009a – Vitgenshtejn L. Dnevniki 1914–1916 // Vitgenshtejn L. Dnevniki 1914–1916. M.: Kanon+: Reabilitatsiya, 2009. S. 29–149 (Wittgenstein, Ludwig Notebooks 1914–1916. Russian Translation 2009).

10. Vitgenshtejn 2009b – Vitgenshtejn L. Iz pisem Vitgenshtejna k L. Fikkeru // Vitgenshtejn L. Dnevniki 1914–1916. M.: Kanon+: Reabilitatsiya, 2009. S. 317–320 (Wittgenstein, Ludwig. Briefe an Ludwig von Ficker. Russian Translation 2009).

11. Vitgenshtejn 2009v – Vitgenshtejn L. Lektsiya ob ehtike (1929 ili 1930) // Vitgenshtejn L. Dnevniki 1914–1916. M.: Kanon+: Reabilitatsiya, 2009. S. 330–342 (Wittgenstein, Ludwig. A Lecture on Ethics. Russian Translation 2009).

12. Dubin 2010 – Dubin B. Gamlet: versiya Jorika // Vestnik Evropy. 2010. № 28–29. S. 344–345.

13. Surovtsev 2001 – Surovtsev V.A. Avtonomiya logiki: Istochniki, genezis i sistema filosofii rannego Vitgenshtejna. Tomsk: Izdatel'stvo Tomskogo universiteta, 2001.

Система Orphus

Loading...
Up