Этика молчания. Случай Беккета и Витгенштейна

 
Код статьиS004287440003622-9-1
DOI10.31857/S004287440003622-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Русская христианская гуманитарная академия
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Аффилиация:
Адрес: Российская Федерация
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №1
Страницы77-87
Аннотация

Неписаное нравственное учение Людвига Витгенштейна, характеризуемое им самим как принципиально не поддающееся вербальному выражению, сопоставляется с основной смысловой интенцией романов Сэмюэля Беккета, где связь молчания и говорения акцентируется в качестве экзистенциальной проблемы. Сравнительный анализ осуществляется по нескольким направлениям и затрагивает ряд спорных вопросов, которые в смоделированном диалоге между Беккетом и Витгенштейном получают всестороннее освещение. В поле внимания попадают следующие принципиальные моменты: феномен бессмысленности, обоими авторами трактуемой как промежуточная зона при переходе от говорения к молчанию; крушение иллюзий относительно языка как гаранта разумности мира; вопрос о языковом конструировании любого, в том числе научного, знания; устранение логической дихотомии истинности и ложности речи; прямая зависимость субъекта и понимания субъективности от власти языка. Представленное в таком ракурсе творчество двух знаковых фигур ХХ в. позволяет увидеть в замолкании языка, конституирующего мир, формирующего образ мира, ценностную категорию иного типа этики. Предложенная Беккетом и Витгенштейном апофатическая парадигма может быть рассмотрена в качестве альтернативы традиционным моральным доктринам. 

Ключевые словаЛ. Витгенштейн, «Логико-философский трактат», С. Беккет, этика, язык, молчание
Источник финансированияСтатья написана в рамках проекта РФФИ № 18-311-00268 «Поэтика философского мышления: культурная парадигма модерна и современные тенденции».
Получено14.02.2019
Дата публикации19.02.2019
Кол-во символов30473
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Странная задача: говорить о себе. Странная надежда, обращенная к молчанию и миру. Сэмюэль Беккет. Безымянный
2 Там, где другие идут дальше, я делаю остановку. Людвиг Витгенштейн. Культура и ценность
3 ХХ век своей катастрофической событийностью опроверг возвышенные представления эпохи Просвещения о благой воле человека, об априорной устремленности к жизни добродетельной, о гуманизме вообще. При всех попытках легитимировать моральное измерение человеческого существования вдруг оказалась поставлена под вопрос сама возможность этики. Более радикальный кризис ценностей для мышления, которое (в стремлении к революционному обновлению) последовательно разрушало метафизические установки традиционного философствования, пожалуй, трудно себе представить, поскольку перед решением этической проблемы оно вынуждено было отступить, расписавшись в своем бессилии. Интерес к языку, проходящий красной нитью сквозь интеллектуальную историю ХХ в., скорее только обостряет этическую проблематику, нежели нивелирует ее: если еще сохраняется надежда обрести основания новой нравственности на руинах старой, то разрушить язык, сопровождавший и усугублявший крах гуманистических ценностей, невозможно. Тотальное недоверие к языку, возникшее в философии и литературе после Второй мировой войны, свидетельствует об осмыслении той фундаментальной роли, которую играет язык, превратившись из средства выражения в стихию рождения мысли и поступка.
4 Связь этики и языка в качестве подлинно философской проблемы, обреченной оставаться неразрешимой, определил еще в своей ранней теории Людвиг Витгенштейн. Главным достижением «Логико-философского трактата» сам автор считал максимальное приближение к сфере сверхрационального знания, не облекаемого в слова, знания о том, «что я должен делать» (Кант).
5 Моя книга как бы проводит границы этического изнутри; и я убежден, что оно строго ограничивается ТОЛЬКО так. Короче, я полагаю, что все то, о чем многие сегодня болтают, я устанавливаю в своей книге тем, что я об этом молчу [Витгенштейн 2009б, 318].
6 Императив молчания, который провозглашает Витгенштейн, не отрицает этику как таковую, а свидетельствует о несостоятельности традиционных подходов, которые пытались выстроить систему строгих моральных правил посредством нормативных высказываний. В отличие от прежних нравственных учений – будь то онтологизация блага, религиозная догма, утилитарная этика или критика практического разума, – которые условно можно обозначить как катафатические, Витгенштейн выступил с апофатической программой, отрицающей вездесущность логоса и подвергающей сомнению силу слова на terra ethica.
7 Другой автор, не менее знаковый для западной культуры ХХ в., писатель Сэмюэль Беккет, тоже ставит свое творчество на службу молчанию. И хотя молчание, к которому стремится Беккет, на первый взгляд находится вне этического контекста (если не оценивать поверхностно его героев – вечных аутсайдеров, психических и физических калек – как намеренный вызов общественной морали), беккетовская борьба с языком во многом сродни философским поискам Витгенштейна. Художественные опыты Беккета, направленные на то, чтобы достичь глубин языка, исчерпав его возможности, демонстрируют маргинальные формы жизни, которые не только обретаются «на краю», но и максимально подступают к границам невыразимого. Многих героев Беккета отличает сознательное или бессознательное желание перестать говорить, сопровождаемое смутным ощущением того, что речь сама по себе есть нечто дурное, аморальное. Однако жизнь человека разворачивается в пределах длящейся речи, замыкается в границах языка, и когда Беккет пытается допустить в это герметичное существование феномен молчания, то тем самым он ставит под вопрос «логосность» мира, навязывающую смысл всему, что имеет место.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 2486

Оценка читателей: голосов 0

1. Беккет 1994а – Беккет С. Безымянный // Беккет С. Трилогия (Моллой, Мэлон умирает, Безымянный). СПб.: Издательство Чернышева, 1994. С. 320–462 (Beckett, Samuel. L'Innommable. Russian Translation 1994).

2. Беккет 1994б – Беккет С. Моллой // Беккет С. Трилогия (Моллой, Мэлон умирает, Безымянный). СПб.: Издательство Чернышева, 1994. С. 3–193 (Beckett, Samuel. Molloy. Russian Translation 1994).

3. Беккет 2004 – Беккет С. Уотт. М.: Эксмо, 2004 (Beckett, Samuel. Watt. Russian Translation 2004).

4. Беккет 2005 – Беккет С. Мир и пара брюк // Пространство другими словами: Французские поэты ХХ века об образе в искусстве. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2005. С. 151–164 (Beckett, Samuel. Le Monde et le pantalon. Russian Translation 2005).

5. Беккет 2009 – Беккет С. Немецкое письмо 1937 года // Беккет С. Осколки: Эссе, рецензии, критические статьи. М.: Текст, 2009. С. 96–99 (Beckett, Samuel. German Letter of 1937. Russian Translation 2009).

6. Витгенштейн 1994а – Витгенштейн Л. Культура и ценность // Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. I. М.: Гнозис, 1994. С. 407–492 (Wittgenstein, Ludwig. Culture and Value. Russian Translation 1994).

7. Витгенштейн 1994б – Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. I. М.: Гнозис, 1994. С. 1–73 (Wittgenstein, Ludwig. Tractatus logico-philosophicus. Russian Translation 1994).

8. Витгенштейн 1994в – Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. I. М.: Гнозис, 1994. С. 75–319 (Wittgenstein, Ludwig. Philosophical Investigations. Russian Translation 1994).

9. Витгенштейн 2009а – Витгенштейн Л. Дневники 1914–1916 // Витгенштейн Л. Дневники 1914–1916. М.: Канон+: Реабилитация, 2009. С. 29–149 (Wittgenstein, Ludwig Notebooks 1914–1916. Russian Translation 2009).

10. Витгенштейн 2009б – Витгенштейн Л. Из писем Витгенштейна к Л. Фиккеру // Витгенштейн Л. Дневники 1914–1916. М.: Канон+: Реабилитация, 2009. С. 317–320 (Wittgenstein, Ludwig. Briefe an Ludwig von Ficker. Russian Translation 2009).

11. Витгенштейн 2009в – Витгенштейн Л. Лекция об этике (1929 или 1930) // Витгенштейн Л. Дневники 1914–1916. М.: Канон+: Реабилитация, 2009. С. 330–342 (Wittgenstein, Ludwig. A Lecture on Ethics. Russian Translation 2009).

12. Дубин 2010 – Дубин Б. Гамлет: версия Йорика // Вестник Европы. 2010. № 28–29. С. 344–345.

13. Суровцев 2001 – Суровцев В.А. Автономия логики: Источники, генезис и система философии раннего Витгенштейна. Томск: Издательство Томского университета, 2001.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх