Понятие и место канонов в церковном праве (На примере чина хиротонии)

 
Код статьиS013207690003849-5-1
DOI10.31857/S013207690003849-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина
Адрес: Российская Федерация
Название журналаГосударство и право
ВыпускНомер 2
Страницы25-36
Аннотация

На основе анализа научных публикаций, положений источников церковного права дано определение понятия «канон», показано его место, а также взаимодействие с другими нормами в системе церковного права на примере чина хиротонии. Рассмотрены уникальные особенности церковного права, а также особая роль канонов как особых руководящих морально-правовых норм в указанной системе права, их связь с догматами Церкви. Приведены конкретные примеры подтверждающие, что церковное и светское право имеют в себе много общего: имеют общие корни, похожую структуру, некоторые общие источники закрепления норм, находятся в едином территориальном и правовом пространстве, взаимодействуют при решении общих социальных проблем, особенно тех, которые лежат в плоскости высокой нравственности, и др. Сделан вывод о том, что каноны в церковном праве предназначены для того, чтобы своими руководящими предписаниями указать пределы и способы упорядочения церковных правоотношений конкретными правилами и в конечном счете наполнить каноны конкретным и многообразным содержанием. Выстроить соответствующую иерархию из различных норм. 

Ключевые словаЦерковное право, апостольские правила, Вселенские соборы, канон, догмат, хиротония, епископ, норма права, источники права, светское право, принципы права
Получено27.02.2019
Дата публикации27.02.2019
Кол-во символов44957
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1273

Оценка читателей: голосов 0

1. Аксаков Н.П. К вопросу о составе церковного собора // Богословский вестник. 1906. Июнь. С. 212, 213.

2. Архим. Алипий (Белов), архим. Исаия (Кастальский-Бороздин). Догматическое бо-гословие М., 1998. С. 16, 17, 40, 41.

3. Афанасьев Н.Н. Неизменное и Временное в Церковных Канонах // Живое Преда-ние. М., 1997. С. 92–109.

4. Вениамин, архиеп. Нижегородский и Арзамасский. Новая Скрижаль или Объясне-ние о Церкви, о Литургии и всех службах и утварях церковных: в 2 т. Т. 1. Ре-принтное изд. М., 1992. С. 35–39.

5. Глубоковский Н. Русская богословская наука в её историческом развитии и новей-шем состоянии. М., 2002.

6. Иустин Попович, архимандрит. Догматика Православне Цркве. Кн. 3. Београд, 1978. С. 257.

7. Книга Правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и поместных и Святых Отец. М., 2004. С. 12–14, 16, 17, 32, 33, 41, 55, 190.

8. Кроткова Н.В. Теоретико-правовая наука на современном этапе. «Круглый стол»: «Обсуждение книги “Общая теория государства и права. Академический курс. В 3 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. Изд. 4-е, перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. 576 с.; 816 с.; 720 с.”» // Государство и право. 2014. № 4. С. 18, 19, 24–26, 28–30.

9. Мальцев Г.В. Нравственные основания права. М., 2008. С. 515.

10. Мальцев Г.В. Пять лекций о происхождении и ранних формах права и государства. М., 2000. С. 37, 38, 81–83.

11. Никодим, епископ Далматинский. Православное церковное право. Составлено по общим церковно-юридическим источникам и частным законам, действующим в автокефальных церквах / пер. с сербск. Мил. Г. Петровича. СПб., 1897. C. 10, 86.

12. Общая теория государства и права: академич. курс: в 3 т. / отв. ред. М.Н. Марченко. 4-е изд., перераб. и доп. Т. 2 «Право». М., 2013. С. 95, 97, 98, 102, 14–170, 415–506.

13. Осавелюк А.М. О некоторых проблемах канона в церковном праве // Государство и право. 2015. № 4. С. 28–34.

14. Папаян Р.А. Христианские корни современного права. М., 2002.

15. Правила православной церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского / пер. с сербск. Предисл. Прот. Владислава Цыпина: в 2 т. Т. 1. Сер-гиев Посад, 1996. С. V.

16. преосвящ. Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие. Т. 1. 4-е изд. СПб., 1883.

17. преосвящ. Филарет (Гумилевский). Православное догматическое богословие. 3-е изд. Чернигов, 1882.

18. Проблемы общей теории права и государства: учеб. для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М., 2002. С. 212–21.

19. Протоиерей Владислав Цыпин. Каноническое право. М., 2009. С. 124, 172–178, 280, 615.

20. Российский гуманитарный энциклопедический словарь: в 3 т. Т. 2. М.; СПб., 2002.

21. Сатолина М.Н. Современные тенденции развития теории права // Государство и право. 2014. № 4. С. 31, 32, 34.

22. Селюков Ф.Т. Происхождение действующего права. М., 1997. С. 34, 132, 133.

23. Смыкалин А.С. Каноническое право (На примере Русской Православной Церкви XI–XXI вв.): учеб. пособие. Екатеринбург, 2013. С. 362, 363.

24. Франк С.Л. Смысл жизни. Берлин, 1936. С. 114–128.

25. Цыпин В.А., прот. Церковное право: учеб. пос. М., 1996. С. 6.

26. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 2002. С. 325.

27. Чичерин Б.Н. Философия права. СПб., 1998. С. 80.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх