Kant’s Lecture Notes on Logic and Their Importance for Kant’s Practical Philosophy Studies

 
PIIS004287440001529-6-1
DOI10.31857/S004287440001529-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor at Department of History of Philosophy
Affiliation: RUDN University (Peoples Friendship University of Russia)
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 9
Pages175-185
Abstract

Kant has left an extensive lecture notes heritage, which has been bad studied till now. The themes of his lectures are different: metaphysics, logic, mathematics, ethics, natural theology, physical geography and others. Many subjects turned on in lectures have parallels in the printed writings of Kant. That helps us to understand much better difficulties in process of forming Kant’s philosophical views in different spheres. The especial role play hereby the lectures on logic. It is because of not only the frequency Kant hold them during all his forty-years long teaching work), but also as it is necessary to understand well Kant’s views on logic for understanding Kant’s critical philosophy based on transcendental logic and its division into analytic and dialectic. Lecture notes on logic can help us also in researching the practical philosophy of Kant and explaining such difficult notions as practical and theoretical knowledge, historical and rational knowledge, moral faith and others. In researching of this questions in the manner they are presented in lecture notes on logic we ascertain Kant’s critical philosophy is a logical continuation of philosophizing tradition of Enlightenment in Germany.

KeywordsKant, lectures, logic, transcendental logic, the Vienna logic, Enlightenment, critical philosophy, postulate
Received21.10.2018
Publication date23.10.2018
Number of characters33991
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

Лекционное наследие Канта весьма обширно, во многом благодаря значительному временному периоду, который охватывала его академическая деятельность. После защиты в сентябре 1756 г. диссертации «Новое освещение первых принципов метафизического познания» Кант получил право читать лекции в университете Кёнигсберга. Правом этим Кант незамедлительно воспользовался. Уже в зимнем семестре 1755–1756 гг. им были прочитаны курсы лекций по метафизике, математике и логике, возможно также и по физике. Уже в следующем семестре Кант также прочитал курс по физической географии [Vorländer 1911, 41]. При этом, как указывает Арнольд, до зимнего семестра 1771–1772 гг. Кант читал лекции по метафизике и логике как в зимнем, так и в летнем семестре. Однако в 1771–1772 гг. Кант заменил лекции по логике на «философскую энциклопедию» и с этого момента читал логику лишь в летнем семестре вплоть до 1795 г., когда им были прочитаны последние лекционные курсы. Исключением стал лишь летний семестр 1793–1794 гг., когда лекций по логике Кант не читал [Arnoldt 1893, 501–502]. Таким образом, деятельность Канта как лектора охватывает сорок лет. При этом стоит отметить, что интенсивность кантовской педагогической деятельности была весьма высока: в частности, как указывает Форлендер, в среднем Кант читал около шестнадцати часов в неделю, в зимнем же семестре 1776–1777 гг., уже будучи профессором логики и математики, Кант преподавал не менее двадцати шести часов в неделю [Vorländer 1911, 42]. Не менее впечатляет и предметное разнообразие его курсов: в их числе помимо курсов по метафизике, математике и логике можно встретить также и курсы по моральной философии, антропологии, теологии, физической географии, педагогике, естественному праву, теоретической физике.

2

Лекционное наследие Канта и сложности работы с ним

3

Тематика курсов Канта во многом совпадает с проблемами, поднимаемыми в его печатных работах как докритического, так и критического периодов, что естественным образом наводит нас на мысль о возможности использования сохранившихся записей кантовских лекций для изучения кантовской философии и прояснения некоторых коллизий, с трудом понимаемых из одних лишь печатных работ. Лекции, изначально ориентированные на слуховое восприятие студентов, подразумевали более простое и понятное изложение основных положений, в силу чего мы находим в них достаточно большое число разнообразных примеров, призванных прояснить разбираемый материал. Кроме того, лекции могут также помочь нам при исследовании генезиса философских взглядов Канта, заполнив хронологические пробелы между печатными работами; эти работы являются своего рода вехами в развитии философской системы Канта, однако нередко фиксируют достаточно сильно разнящиеся позиции, тогда как переход от одной из них к другой и причины изменения первоначального взгляда Канта остаются неясными. В восполнении такого рода пробелов лекции, читавшиеся Кантом непрерывно, могут оказать нам существенное подспорье. 

Number of purchasers: 0, views: 1345

Readers community rating: votes 0

1. Kant, Immanuel, Jus publicum universale absolutum.

2. Kant, Immanuel, Kritik der praktischen Vernunft.

3. Kant, Immanuel, Kritik der reinen Vernunft.

4. Kant, Immanuel, Logik.

5. Kant, Immanuel, Beantwortung der Frage: Was ist Aufklärung?

6. Kant, Immanuel, Vorlesungen über die philosophische Religionslehre.

7. Lessing, Gotthold Ephraim, Die Erziehung des Menschengeschlechts.

8. Kant, Immanuel (1966) “Wiener Logik”, Kant, Immanuel, Gesammelte Schriften, hrsg. von der Königlich Preußischen Akademie der Wissenschaft, Bd. 24, Hf. 2, Walter de Gruyter, Berlin, S. 785–940.

9. Kant, Immanuel (1923) “Beantwortung der Frage: Was ist Aufklärung?”, Kant, Immanuel, Gesammelte Schriften, hrsg. von der Königlich Preußischen Akademie der Wissenschaft, Bd. 8, Walter de Gruyter, Berlin, S. 33–42.

10. Kant, Immanuel (1923), Gesammelte Schriften, hrsg. von der Königlich Preußischen Akademie der Wissenschaft, Bd. 24, Hf. 1, 2, Walter de Gruyter, Berlin.

11. Kant, Immanuel (1998a), “Kritik der praktischen Vernunft”, Kant, Immanuel, Werke in sechs Bänden, Wissenschaftliche Buchgesellschaft, Darmstadt, Bd. IV, S. 103-302.

12. Kant, Immanuel (1998б), “Kritik der reinen Vernunft”, Kant, Immanuel, Werke in sechs Bänden, Wissenschaftliche Buchgesellschaft, Darmstadt, Bd. II.

13. Kant, Immanuel (1800) Logik, ein Handbuch zu Vorlesungen, Königsberg.

14. Kant, Immanuel (2014) “Naturrecht Feyerabend”, Forschungen und Materialien zur deutschen Aufklärung, Abt. III: Indices, Bd. 37.2, hrsg. von N. Hinske, L. Kreimendahl, Frommann-holzboog, Stuttgart-Bad Cannstatt.

15. Kant, Immanuel (1937) Vorlesungen über die philosophische Religionslehre, hrsg. von K. Beyer, Akademischer Verlag, Halle.

16. Kant, Immanuel (1924) ‘Kants Handexemplar von G.F. Meiers “Auszug aus der Vernunftlehre” (1752)’, Kant, Immanuel, Gesammelte Schriften, hrsg. von der Königlich Preußischen Akademie der Wissenschaft, Bd. 16, Walter de Gruyter, Berlin/Leipzig.

17. Mendelssohn, Moses (2009), “Jerusalem oder über religiöse Macht und Judentum”, Mendelssohn, Moses, Ausgewählte Werke, Bd. 2, WBG Verlag, Darmstadt, S. 129–206.

18. Spalding, Johann Joahim (1806), Religion, eine Angelegenheit des Menschen, Berlin.

19. Wolff, Christian (1732), Philosophia rationalis sive Logica, methodo scientifica pertractata et ad usum scientiarum atque vitae aptata, Franfurt/Leipzig.

20. Arnoldt, Emil (1893), “Möglichst vollständiges Verzeichniss aller von Kant gehaltenen oder auch nur angekündigten Vorlesungen nebst darauf bezüglichen Notizen und Bemerkungen“, Altpreussische Monatsschrift, Königsberg, Bd. 30, S. 501–635.

21. Bianco, Bruno (2000), “Introduzione”, Kant, Immanuel, Logica di Vienna, a cura di B. Bianco, Franco Angeli, Milano, p. XI–LXXXVIII.

22. Brandt, Reinhard, Stark, Werner (1988), “Das Marburger Kant-Archiv”, Kant-Studien, Bd. 79, Hf. 1, S. 80–88.

23. Hinske, Norbert (ed.) (1986), Forschungen und Materialien zur deutschen Aufklärung, Abt. III: Indices, Section 1: Indices zum kantschen Logikcorpus, Frommann-holzboog, Stuttgart-Bad Cannstatt.

24. Hammerstein, Notker (1979), “Thomasius und die Rechtsgelehrsamkeit”, Studia leibnitiana, Bd. 11, Hf. 1, S. 22–44.

25. Hinske, Norbert (1990), “Die tragenden Grundideen der deutschen Aufklärung: Versuch einer Typologie”, Ciafardone, Raffaele (ed.), Die Philosophie der deutschen Aufklärung. Texte und Darstellung, Philipp Reclam, Stuttgart, S. 407–458.

26. Hinske, Norbert (1998) Zwischen Aufklärung und Vernunftkritik, Frommann-Holzboog, Stuttgart-Bad Cannstatt (Russian Translation 2007).

27. Hinske, Norbert (1999), “Einleitung”, Hinske, Norbert (ed.), Forschungen und Materialien zur deutschen Aufklärung, Abt. III: Indices, Section 1: Indices zum kantschen Logikcorpus, Bd. 5.1, Frommann-Holzboog, Stuttgart-Bad Cannstatt, S. XI–CVI.

28. Jerusalem, Wilhelm (1913), “Ein Kollegienheft von Kants Vorlesungen über Logik”, Kant-Studien, Bd. 18, S. 538–542.

29. Krouglov, Alexey (2018), “Tetens’ Lehre von der menschlichen Natur als positives und negatives Beispiel für die Anthropologie Kants“, Tommasi, Francesco Valerio (ed.), Der Zyklop in der Wissenschaft. Kant und die anthropologia transcendentalis, Felix Meiner Verlag, Hamburg, S. 77–94.

30. Kühlmann, Wilhelm (1997), “Frühaufklärung und chiliastischer Spiritualismus – Friedrich Brecklings Briefe an Christian Thomasius“, Vollhardt, Friedrich (ed.), Christian Thomasius (1655–1728). Neue Forschungen im Kontext der Frühaufklärung, Max Niemeyer Verlag, Tübingen, S. 179–234.

31. Lehmann, Gerhard (1969), “Einführung in Kants Vorlesungen”, Lehmann, Gerhard, Beiträge zur Geschichte und Interpretation der Philosophie Kants, Walter de Gruyter, Berlin, S. 67–88.

32. Lehmann, Gerhard (1966), “Einleitung”, Kant, Immanuel, Gesammelte Schriften, hrsg. von der Königlich Preußischen Akademie der Wissenschaft, Bd. 24, Hf. 2, Walter de Gruyter, Berlin, S. 955–988.

33. Lehmann-Brauns, Sicco (2004), Weisheit in der Weltgeschichte. Philosophiegeschichte zwischen Barock und Aufklärung, Max Niemeyer Verlag, Tübingen.

34. Schwaiger, Clemens (1999), Kategorische und andere Imperative. Zur Entwicklung von Kants praktischer Philosophie bis 1785, Frommann-holzboog, Stuttgart-Bad Cannstatt.

35. Tomasoni, Francesco (2009), Christian Thomasius. Geist und kulturelle Identität an der Schwelle zur europäischen Aufklärung. Waxmann Verlag, Münster / New York / München / Berlin.

36. Vollhardt, Friedrich (1995), “Naturrecht und “schöne Literatur” im 18. Jahrhundert”, Dann, Otto, Klippel, Diethelm (ed.), Naturrecht – Spätaufklärung – Revolution, Felix Meiner Verlag, Hamburg, S. 216–232.

37. Vorländer, Karl (1911), Immanuel Kants Leben, Felix Meiner Verlag, Leipzig.

38. Young, J. Michael (1992), “Translator’s Introduction”, Kant, Immanuel, Lectures on logic, Cambridge University Press, Cambridge, p. XV–XXXII.

Система Orphus

Loading...
Up