Кантовские лекции по логике и их значение для изучения кантовской практической философии

 
Код статьиS004287440001529-6-1
DOI10.31857/S004287440001529-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент кафедры истории философии
Аффилиация: Российский университет дружбы народов
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №9
Страницы175-185
Аннотация

Кант оставил обширное лекционное наследие, которое до сих пор плохо изучено. Тематика его курсов впечатляет: метафизика, логика, математика, этика, естественная теология, физическая география и др. Многие темы, затрагиваемые в лекциях, находят параллели в печатных работах Канта, что делает лекционные записи неоценимым источником для прояснения неясных моментов генезиса кантовских философских взглядов в разных сферах. Особое место среди других курсов занимают лекции Канта по логике. Это связано не только с частотой чтения этого курса (с незначительными перерывами Кант читал его на протяжении всех сорока лет своей академической деятельности), но и с тем, что понимание взглядов Канта на логику необходимо для правильного понимания всей системы его критической философии, основанной на трансцендентальной логике и ее подразделении на аналитику и диалектику. Для изучения практической философии Канта лекции по логике также могут сослужить неоценимую службу, проясняя такие важные понятия, как практическое и теоретическое познание, познание фактическое (историческое) и рациональное, понятие моральной веры и др. Изучение этих вопросов, разбираемых в лекционных записях курсов по логике, убеждает нас в том, что кантовский критицизм является логическим продолжением философской традиции Просвещения в Германии.

Ключевые словаКант, лекции, логика, трансцендентальная логика, Венская логика, Просвещение, критическая философия, постулат
Источник финансированияСтатья подготовлена при поддержке РФФИ, грант № 18-011-00889 А, «Кантовские лекции по логике в свете современной теории аргументации и традиции критического мышления».
Получено21.10.2018
Дата публикации23.10.2018
Кол-во символов33991
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Лекционное наследие Канта весьма обширно, во многом благодаря значительному временному периоду, который охватывала его академическая деятельность. После защиты в сентябре 1756 г. диссертации «Новое освещение первых принципов метафизического познания» Кант получил право читать лекции в университете Кёнигсберга. Правом этим Кант незамедлительно воспользовался. Уже в зимнем семестре 1755–1756 гг. им были прочитаны курсы лекций по метафизике, математике и логике, возможно также и по физике. Уже в следующем семестре Кант также прочитал курс по физической географии [Vorländer 1911, 41]. При этом, как указывает Арнольд, до зимнего семестра 1771–1772 гг. Кант читал лекции по метафизике и логике как в зимнем, так и в летнем семестре. Однако в 1771–1772 гг. Кант заменил лекции по логике на «философскую энциклопедию» и с этого момента читал логику лишь в летнем семестре вплоть до 1795 г., когда им были прочитаны последние лекционные курсы. Исключением стал лишь летний семестр 1793–1794 гг., когда лекций по логике Кант не читал [Arnoldt 1893, 501–502]. Таким образом, деятельность Канта как лектора охватывает сорок лет. При этом стоит отметить, что интенсивность кантовской педагогической деятельности была весьма высока: в частности, как указывает Форлендер, в среднем Кант читал около шестнадцати часов в неделю, в зимнем же семестре 1776–1777 гг., уже будучи профессором логики и математики, Кант преподавал не менее двадцати шести часов в неделю [Vorländer 1911, 42]. Не менее впечатляет и предметное разнообразие его курсов: в их числе помимо курсов по метафизике, математике и логике можно встретить также и курсы по моральной философии, антропологии, теологии, физической географии, педагогике, естественному праву, теоретической физике.

2

Лекционное наследие Канта и сложности работы с ним

3

Тематика курсов Канта во многом совпадает с проблемами, поднимаемыми в его печатных работах как докритического, так и критического периодов, что естественным образом наводит нас на мысль о возможности использования сохранившихся записей кантовских лекций для изучения кантовской философии и прояснения некоторых коллизий, с трудом понимаемых из одних лишь печатных работ. Лекции, изначально ориентированные на слуховое восприятие студентов, подразумевали более простое и понятное изложение основных положений, в силу чего мы находим в них достаточно большое число разнообразных примеров, призванных прояснить разбираемый материал. Кроме того, лекции могут также помочь нам при исследовании генезиса философских взглядов Канта, заполнив хронологические пробелы между печатными работами; эти работы являются своего рода вехами в развитии философской системы Канта, однако нередко фиксируют достаточно сильно разнящиеся позиции, тогда как переход от одной из них к другой и причины изменения первоначального взгляда Канта остаются неясными. В восполнении такого рода пробелов лекции, читавшиеся Кантом непрерывно, могут оказать нам существенное подспорье. 

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1355

Оценка читателей: голосов 0

1. Кант 2017 – Кант И. Jus publicum universale absolutum // Кантовский сборник. 2017. Т. 36. № 3. С. 77–82.

2. Кант 1997 – Кант И. Критика практического разума / Кант И. Соч. на русском и немецком языках. В 4 т. Под ред. Н.В. Мотрошиловой, Б. Тушлинга. Т. 3. М., 1997. С. 277–733.

3. Кант 1994а – Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994.

4. Кант 1994б – Кант И. Логика / Кант И. Собрание сочинений в 8 т. Под ред. А.В. Гулыги. М.: Чоро, 1994. Т. 8. С. 266–398.

5. Кант 1994в – Кант И. Ответ на вопрос: Что такое Просвещение? / Кант И. Собрание сочинений в 8 т. Под ред. А.В. Гулыги. М.: Чоро, 1994. Т. 8. С. 29–37.

6. Кант 2016 – Кант И. Лекции о философском учении о религии. М.: Канон+, 2016.

7. Лессинг 2006 – Лессинг Г. Воспитание человечества // Гаман И.Г., Якоби Ф.Г. Философия чувства и веры. СПб., 2006. С. 292–316.

8. Kant, Immanuel (1966) “Wiener Logik”, Kant, Immanuel, Gesammelte Schriften, hrsg. von der Königlich Preußischen Akademie der Wissenschaft, Bd. 24, Hf. 2, Walter de Gruyter, Berlin, S. 785–940.

9. Kant, Immanuel (1923) “Beantwortung der Frage: Was ist Aufklärung?”, Kant, Immanuel, Gesammelte Schriften, hrsg. von der Königlich Preußischen Akademie der Wissenschaft, Bd. 8, Walter de Gruyter, Berlin, S. 33–42.

10. Kant, Immanuel (1923), Gesammelte Schriften, hrsg. von der Königlich Preußischen Akademie der Wissenschaft, Bd. 24, Hf. 1, 2, Walter de Gruyter, Berlin.

11. Kant, Immanuel (1998a), “Kritik der praktischen Vernunft”, Kant, Immanuel, Werke in sechs Bänden, Wissenschaftliche Buchgesellschaft, Darmstadt, Bd. IV, S. 103-302.

12. Kant, Immanuel (1998б), “Kritik der reinen Vernunft”, Kant, Immanuel, Werke in sechs Bänden, Wissenschaftliche Buchgesellschaft, Darmstadt, Bd. II.

13. Kant, Immanuel (1800) Logik, ein Handbuch zu Vorlesungen, Königsberg.

14. Kant, Immanuel (2014) “Naturrecht Feyerabend”, Forschungen und Materialien zur deutschen Aufklärung, Abt. III: Indices, Bd. 37.2, hrsg. von N. Hinske, L. Kreimendahl, Frommann-holzboog, Stuttgart-Bad Cannstatt.

15. Kant, Immanuel (1937) Vorlesungen über die philosophische Religionslehre, hrsg. von K. Beyer, Akademischer Verlag, Halle.

16. Kant, Immanuel (1924) ‘Kants Handexemplar von G.F. Meiers “Auszug aus der Vernunftlehre” (1752)’, Kant, Immanuel, Gesammelte Schriften, hrsg. von der Königlich Preußischen Akademie der Wissenschaft, Bd. 16, Walter de Gruyter, Berlin/Leipzig.

17. Mendelssohn, Moses (2009), “Jerusalem oder über religiöse Macht und Judentum”, Mendelssohn, Moses, Ausgewählte Werke, Bd. 2, WBG Verlag, Darmstadt, S. 129–206.

18. Spalding, Johann Joahim (1806), Religion, eine Angelegenheit des Menschen, Berlin.

19. Wolff, Christian (1732), Philosophia rationalis sive Logica, methodo scientifica pertractata et ad usum scientiarum atque vitae aptata, Franfurt/Leipzig.

20. Arnoldt, Emil (1893), “Möglichst vollständiges Verzeichniss aller von Kant gehaltenen oder auch nur angekündigten Vorlesungen nebst darauf bezüglichen Notizen und Bemerkungen“, Altpreussische Monatsschrift, Königsberg, Bd. 30, S. 501–635.

21. Bianco, Bruno (2000), “Introduzione”, Kant, Immanuel, Logica di Vienna, a cura di B. Bianco, Franco Angeli, Milano, p. XI–LXXXVIII.

22. Brandt, Reinhard, Stark, Werner (1988), “Das Marburger Kant-Archiv”, Kant-Studien, Bd. 79, Hf. 1, S. 80–88.

23. Hinske, Norbert (ed.) (1986), Forschungen und Materialien zur deutschen Aufklärung, Abt. III: Indices, Section 1: Indices zum kantschen Logikcorpus, Frommann-holzboog, Stuttgart-Bad Cannstatt.

24. Hammerstein, Notker (1979), “Thomasius und die Rechtsgelehrsamkeit”, Studia leibnitiana, Bd. 11, Hf. 1, S. 22–44.

25. Hinske, Norbert (1990), “Die tragenden Grundideen der deutschen Aufklärung: Versuch einer Typologie”, Ciafardone, Raffaele (ed.), Die Philosophie der deutschen Aufklärung. Texte und Darstellung, Philipp Reclam, Stuttgart, S. 407–458.

26. Hinske, Norbert (1998) Zwischen Aufklärung und Vernunftkritik, Frommann-Holzboog, Stuttgart-Bad Cannstatt (Russian Translation 2007).

27. Hinske, Norbert (1999), “Einleitung”, Hinske, Norbert (ed.), Forschungen und Materialien zur deutschen Aufklärung, Abt. III: Indices, Section 1: Indices zum kantschen Logikcorpus, Bd. 5.1, Frommann-Holzboog, Stuttgart-Bad Cannstatt, S. XI–CVI.

28. Jerusalem, Wilhelm (1913), “Ein Kollegienheft von Kants Vorlesungen über Logik”, Kant-Studien, Bd. 18, S. 538–542.

29. Krouglov, Alexey (2018), “Tetens’ Lehre von der menschlichen Natur als positives und negatives Beispiel für die Anthropologie Kants“, Tommasi, Francesco Valerio (ed.), Der Zyklop in der Wissenschaft. Kant und die anthropologia transcendentalis, Felix Meiner Verlag, Hamburg, S. 77–94.

30. Kühlmann, Wilhelm (1997), “Frühaufklärung und chiliastischer Spiritualismus – Friedrich Brecklings Briefe an Christian Thomasius“, Vollhardt, Friedrich (ed.), Christian Thomasius (1655–1728). Neue Forschungen im Kontext der Frühaufklärung, Max Niemeyer Verlag, Tübingen, S. 179–234.

31. Lehmann, Gerhard (1969), “Einführung in Kants Vorlesungen”, Lehmann, Gerhard, Beiträge zur Geschichte und Interpretation der Philosophie Kants, Walter de Gruyter, Berlin, S. 67–88.

32. Lehmann, Gerhard (1966), “Einleitung”, Kant, Immanuel, Gesammelte Schriften, hrsg. von der Königlich Preußischen Akademie der Wissenschaft, Bd. 24, Hf. 2, Walter de Gruyter, Berlin, S. 955–988.

33. Lehmann-Brauns, Sicco (2004), Weisheit in der Weltgeschichte. Philosophiegeschichte zwischen Barock und Aufklärung, Max Niemeyer Verlag, Tübingen.

34. Schwaiger, Clemens (1999), Kategorische und andere Imperative. Zur Entwicklung von Kants praktischer Philosophie bis 1785, Frommann-holzboog, Stuttgart-Bad Cannstatt.

35. Tomasoni, Francesco (2009), Christian Thomasius. Geist und kulturelle Identität an der Schwelle zur europäischen Aufklärung. Waxmann Verlag, Münster / New York / München / Berlin.

36. Vollhardt, Friedrich (1995), “Naturrecht und “schöne Literatur” im 18. Jahrhundert”, Dann, Otto, Klippel, Diethelm (ed.), Naturrecht – Spätaufklärung – Revolution, Felix Meiner Verlag, Hamburg, S. 216–232.

37. Vorländer, Karl (1911), Immanuel Kants Leben, Felix Meiner Verlag, Leipzig.

38. Young, J. Michael (1992), “Translator’s Introduction”, Kant, Immanuel, Lectures on logic, Cambridge University Press, Cambridge, p. XV–XXXII.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх