Освобождение без свободы: узники нацистских концентрационных лагерей в послевоенной Европе и проблема возмездия

 
Код статьиS013038640008190-7-1
DOI10.31857/S013038640008190-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Российский университет дружбы народов
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаНовая и новейшая история
ВыпускВыпуск 1
Страницы110-126
Аннотация

В статье идет речь о психическом и ментальном состоянии узников после освобождения из нацистских концентрационных лагерей и проблемах, которые узникам пришлось пережить. «Концентрационный мир» (в терминологии французского писателя Давида Руссе) нацизма стал уникальным явлением, местом, где история уступала место мифологии, где воскрешались архаические, пралогические (дологические) формы мышления и действия, где упразднялись правила и законы, на которых держалась европейская цивилизация. В основе этого мира лежали насилие и смерть. Именно этот мир и стал высшей, абсолютной точкой тоталитаризма, местом, где была сделана попытка в кратчайшие сроки путем беспрецедентного морального и физического давления создать физически и духовно принципиально нового человека. Через систему нацистских концентрационных лагерей прошли миллионы людей, значительная часть которых не смогла выжить. Как «концентрационный мир», так и выход из него означали кризис или крах системы ценностей узника. Вставала проблема возмездия за пережитые страдания и адаптация в послевоенном обществе. Выжившие узники нацистских концентрационных лагерей остались в значительной степени непонятыми как окружающими, так и самими собой, что привело большую часть выживших к нежеланию рассказывать о прошлом. Сегодня можно утверждать, что то, что современники слышат от живых или слышали от уже ушедших из жизни узников о «концентрационном мире», — это совсем не то, что бывшие узники хотели или хотят сказать миру. В статье подробно анализируются причины, по которым ожидаемое возмездие, с точки зрения узника, не состоялось, а также психологические и социальные проблемы самоидентификации узника как достоверного свидетеля пережитого. Делается попытка ответить на вопросы, почему узники так и не встретили понимания в послевоенном обществе и с чем связано возникновение тезиса о “кающейся нации” послевоенной Германии.

Ключевые словаконцентрационный лагерь, узник, освобождение, возмездие, понимание, забвение
Получено13.03.2020
Дата публикации13.03.2020
Кол-во символов51110
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 905

Оценка читателей: голосов 0

1. Абкович Иосиф о концлагере Освенцим-Биркенау. - https://teatr.audio/abkovich-iosif-o- konclagere-osvencim-birkenau (дата обращения 6.04.2019).

2. Адорно Т. Негативная диалектика. М., 2014.

3. АмериЖ. По ту сторону преступления и наказания. Попытки одоленного одолеть. М., 2015.

4. Арендт Х. Опыты понимания. 1930-1954. Становление, изгнание и тоталитаризм. М., 2018.

5. Арендт Х. Скрытая традиция. М., 2008.

6. Бауман З. Актуальность Холокоста. М., 2013.

7. Беттельхейм Б. Просвещенное сердце. — Человек, 1992, № 3, с. 35.

8. Борозняк А. И. Жестокая память. Нацистский рейх в восприятии немцев второй половины ХХ и начала XXI века. М., 2014.

9. Быков В. Свидетельство эпохи. — http://lib.ru/PROZA/BYKOW/publicsm.txt (дата обращения 03.2019).

10. Вахсман Н. КЛ. История нацистских концлагерей. М., 2017.

11. Визель Э. Ночь. М., 2017.

12. Градовский З. В сердцевине ада. Записки, найденные в пепле возле печей Освенцима. М., 2011.

13. Гулей А. «В лагере меня из человека превратили в чучело номер 61369 — вот кем я была». http://fakty.ua/212161-uznica-osvencima-anastasii-gulej-v-lagere-menya-iz-cheloveka-prevratili-v- chuchelo-nomer-61369—vot-kem-ya-tam-byla (дата обращения 17.06.2019).

14. Жития святых Димитрия Ростовского. Т. 6. Февраль. М., 2008, с. 56—58.

15. Зебальд В. Естественная история разрушения. М., 2015.

16. Знак не сотрется. Судьбы остарбайтеров в письмах, воспоминаниях и устных рассказах. М., 2016, с. 318, 364-365.

17. Кантор М. Медленные челюсти демократии. М., 2008.

18. Кёниг Х. Память о национал-социализме, Холокосте и Второй мировой войне в политическом сознании ФРГ. - http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/ke11.html (дата обращения 02.06.2019).

19. Коуэн Д. М. Я выжил в Холокосте. М., 2016.

20. Леви П. Передышка. М., 2016.

21. Левинский Д. Мы из сорок первого. Воспоминания. — http://iknigi.net/avtor-dmitriy- levinskiy/86477-my-iz-sorok-pervogo-vospominaniya-dmitriy-levinskiy/read/page-18.html (дата обращения 7.08.2019).

22. Лихачев Д. С. Воспоминания. СПб., 1995.

23. Нитхаммер Л. Вопросы к немецкой памяти. Статьи по устной истории. М., 2012.

24. Ницше Ф. К генеалогии морали. — Ницше Ф. Сочинения в 2-х т., т. 2. М., 1990.

25. Рис Л. Холокост. Новая история. М., 2018.

26. Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. М., 1996.

27. Сонтаг С. Сознание, прикованное к плоти. Дневники и записные книжки 1964—1980. М., 2014.

28. Франкл В. Воспоминания. М., 2018.

29. Bloch H. A. Personality of Inmates of Concentration Camps. — American Journal of Sociology, 1947, 52(4), р. 337—339.

30. FelixL. Sparks. Dachau and its liberation. — http://45thinfantrydivision.com/index14.htm (дата обращения 7.03.2019).

31. Levi P. The black hole of Auschvitz. Cambrige, 2016.

32. Porat D. The Fall of a Sparrow: The Life and Times of Abba Kovner. Stanford, 2009.

33. Rousset D. L’Univers concentrationnaire. Paris, 1965.

34. Stangneth B. Eichmann vor Jerusalem — Das unbehelligte Leben eines Massenmorders. Hamburg, 2011.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх