«Конечно, мыслить – это риск…». Беседа Н.Х. Орловой с Н.В. Лосским

 
Код статьиS004287440001427-4-1
DOI10.31857/S004287440001427-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор кафедры культурологии, философии культуры и эстетики
Аффилиация: Институт философии Санкт-Петербургского государственного университета
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №9
Страницы122-129
Аннотация

23 октября 2017 г. в Париже ушел из жизни Николай Владимирович Лосский, внук и сын русских философов Николая Онуфриевича и Владимира Николаевича Лосских. Он родился вдали от России, получил блестящее образование в Сорбонне и Оксфорде, преподавал многие годы в Сорбонне и в Свято-Сергиевском богословском институте, основанном русскими философами в 1925 г. Моя встреча с ним состоялась на Свято-Сергиевском подворье, в далеком ноябре 2008 г. и продолжилась в квартире Николая Владимировича. С профессором Н.В. Лосским разговор шел о миссии русского зарубежья первой волны, об отношениях философии и богословия, об ответственности философа.

Ключевые словаЗарубежье, философия в России, Н.В. Лосский, С.Н. Булгаков, Г. Флоровский, Свято-Сергиевский богословский институт в Париже
Получено19.10.2018
Дата публикации23.10.2018
Кол-во символов23815
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

Оглавление

1

Орлова: Николай Владимирович, признательна за возможность общения с вами и не только побеседовать, но и записать нашу беседу.

2

Лосский: О чем вы хотите, чтобы мы поговорили?

3

Орлова: О том как, каким образом, в каких условиях возможно восстановление в пространстве России тех традиций богословия, философии, которые были в России до революции, были прерваны революцией в пространстве России, но не были прерваны в пространстве Зарубежья.

4

Лосский: Вы правильно говорите – Зарубежье. Потому что есть эмигранты, но мы не эмигранты. Нас выслали. Я бы не существовал без этого философского корабля. Потому что мои родители познакомились в Париже и венчались там, где вы сейчас были, в церкви, которая <расположена> над Институтом. И я родился в Париже.

5

Мой отец принадлежит к тем молодым людям, которые приехали в Париж неслучайно. Мой отец с самого детства был влюблен во Францию, через свою французскую гувернантку, которая жила у нас. Она осталась в России и там скончалась, когда, я не знаю. Мой отец, они все попали в Прагу. Все началось с того, что очень многие из тех, кто создавал этот институт Свято-Сергиевский, почти все побывали в Праге, на некоторое время, и потом переехали в Париж. И мой отец приехал в Париж в 1924-м г., получив стипендию, чтобы учиться в Сорбонне.

6

Его богословие… Их двое: отец Георгий Флоровский и мой отец, они оба такие любители в богословии; они никогда, ни тот, ни другой не учились: ни в семинарии, ни в академии, а просто сами стали читать Отцов. И странное дело, что эти два лица, именно они – те, кто вернули в Православие святоотеческое богословие, хотя ни тот, ни другой не учились. Отец Георгий Флоровский преподавал здесь, в этом институте.

7

А мой отец учился в Сорбонне и интересовался Западом, но читал тоже и греческих Отцов. В общем, его интересовали Запад и Средневековье. Он получил степень в Сорбонне, в области именно французского, особенно, но не только, средневековья. И он написал свою докторскую диссертацию, которая вышла только посмертно, о Майстере Экхарте [Lossky 1960; Лосский 1973; Лосский 2004]. И он у всех этих западных мыслителей – богословов и философов, искал остатки Православия. Он искал остатки первого тысячелетия у всех... а у Экхарта он искал именно отрицательное богословие, так называемое апофатическое. Он был не один в этом духе. И они не из тех, кто сидел на чемоданах и ждал, советская власть пала и они вернулись в Россию и они могли царствовать там, и так далее… Они из тех, кто решили, что не без воли Божьей находятся здесь, без корней1. Решили, что здесь есть что-то новое…

8

Орлова: По прошествии более восьмидесяти лет у Свято-Сергиевского института в Париже сохраняется серьезная богословская репутация. Понятно, что они не просто существуют, они, как жемчужину, сохраняют накопленное. Сейчас в России ренессанс, много переиздается именно из того, что написано здесь, в Зарубежье, этой когортой. Скажите, пожалуйста, почему так складывается, что мы не видим никакой поддержки Институту от самых, казалось бы, заинтересованных во взаимообмене?

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1156

Оценка читателей: голосов 0

1. Иакинф Дестивелль 2008 – Иакинф Дестивелль. Поместный Собор Российской Православной церкви 1917–1918 годов. М.: Издательство Крутицкого Патриаршего подворья при Синодальном отделе по делам молодежи Московского Патриархата, 2008.

2. Лосский 1936 – Лосский В.Н. Спор о Софии. «Докладная записка» прот. С. Булгакова и смысл Указа Московской Патриархии. Париж: Братство св. Фотия, 1936.

3. Лосский 1973 – Лосский В. Отрицательное богословие и познание Бога у Мейстера Экхарта. Гл. 1–2 // Богословские труды. № 38. С. 147–576.

4. Лосский 2004 – Лосский В. Отрицательное богословие и познание Бога у Мейстера Экхарта. Гл. 3. (Вступительное слово – С.С. Хоружий); // Богословские труды. № 39. 2004. С.79–98.

5. Лосский 1996 – Лосский В.Н. Спор о Софии. Статьи разных лет. М.: Свято-Владимирское Братство, 1996.

6. Лосский 2008 – Лосский Н.О. Воспоминания: жизнь и философский путь / Вступ. ст. О.Т. Ермишин, коммент., публикация текстов в прил. О.Т. Ермишин, С.М. Половинкин. М.: Викмо-М, Русский путь, 2008.

7. Медведев 1979 – Медведев Н.Д. Бог и человек по богословию В.Н. Лосского. Понтификальный Григорианский университет. Богословский факультет. Рим: Типография P.U.G. 1979.

8. Мейендорф 1997 – Мейендорф И. Жизнь и труды Св. Григория Паламы. Введение и изучение. Изд. 2-е. (перевод с французского). СПб.: Византинороссика, 1997.

9. Ошарина 2010 – Ошарина А.В. Софиология о. Сергия Булгакова в богословской критике ХХ в. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2010.

10. Понкин 2005 – Понкин И.В. Столетие французского закона о разделении церквей и государства. М.: Издательство Учебно-научного центра довузовского образования, 2005.

11. Понкин 2006 – Понкин И.В. Теологический факультет государственного университета: европейский опыт правового регулирования. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2006.

12. Русская идея 1994 – Русская идея. В кругу писателей и мыслителей Русского Зарубежья: 2 т. М.: Искусство, 1994.

13. Российское зарубежье… 2010 – Российское зарубежье во Франции, 1919–2000: биогр. слов.: в 3 т./ под общ. ред. Л. Мнухина, М. Авриль, В. Лосской. М.: Наука, 2008–2010.

14. Шкаровский 2010 web – Шкаровский М. Русская церковная эмиграция в Югославии. Часть I. 1920–1930-е годы // Новый Журнал. 2010. № 259 // magazines.russes/ru/nj/20100259/sh34.html

Система Orphus

Загрузка...
Вверх