“The Kingdom of God is Within You and Outside of You”. Semiosphere and the Matrix

 
PIIS004287440001355-5-1
DOI10.31857/S004287440001355-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor, Head of Department for Jewish Studies
Affiliation: Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 9
Pages75-89
Abstract

The paper deals with Gnostic motives in Art and Humanities. The split between intellectual and real worlds unites the semiotics of Yuri Lotman, science fiction by Stanisɫaw Lem, and the movies by the Wachowskis. In modern “Gnostic” tradition, the Good Creator (Demiurge of Plato and Architect of Philo) becomes the Evil God or Devil a Liar. Instead of the true world of ideas, he creates the false world of the Matrix. He rules the Humankind with the help of ruse and deception. The split and falsity result in the muteness of the Demiurge and the silence of a human being. Both the thinkers and the artists strive for the wholeness and truth of the intellectual life.

KeywordsGnosticism, Neoplatonism, the Talmud, New Testament, film “Matrix”, Yuri Lotman, Sergey Averinsev
Received19.10.2018
Publication date23.10.2018
Number of characters46323
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной

Table of contents

1

За столько лет такого маянья

По городам чужой земли

Есть от чего прийти в отчаянье,

И мы в отчаянье пришли.

Георгий Иванов, 1948

2

Девяностые годы были печальным временем для тех, кто составил славу русской культуры эпохи Застоя. Кумиры проповедовали в пустых аудиториях, уезжали из страны и уходили из жизни. Их книги перестали раскупаться, всем стало не до того. Попытки осмыслить и остановить этот процесс сами по себе представляют факт исторической значимости.

3

В 1995 г. на Третьих Лотмановских чтениях М.Л. Гаспаров выступил с докладом «Лотман и марксизм» [Гаспаров 1995]. Суть доклада – защита Ю.М. Лотмана от «новой нарциссической филологии», которой тот «остался чужд». Марксистская догматика в 1995 г. была уже не опасна, а «деконструкция» внушала Гаспарову опасения. Отсюда главный тезис доклада: «В истории нашей культуры 1960–1990-х гг. структурализм Ю. М. Лотмана стоит между эпохой догматизма и эпохой антидогматизма, противопоставляясь им как научность антинаучности» [Там же, 426].

4

Этот мотив был подхвачен и развит Н.С. Автономовой в фундаментальной монографии 2009 г. «Главным в Лотмане… было стремление строить науку, забота о научности гуманитарного знания. Сейчас это звучит несколько архаично, как напоминание о далеком прошлом, но на деле это не так» [Автономова 2009, 201]. «Лотман важен нам, прежде всего, тем, что он не сдал позиций рациональной светской мысли даже в таком трудном предмете, как русская культура, и до конца пытался, вопреки распространенному девизу, понять “Россию умом”. Какими бы средствами ни осуществлялась эта программа, она сохраняла свой главный смысл, подтверждая свою преемственность от 1960-х годов до наших дней» [Там же, 255–256]. «Лотман погружается в забвение, но он нужен нам сейчас, и потому мы извлекаем его из этой памяти-забвения и помещаем в память осмысления и реактуализации» [Там же, 223].

5

«Реактуализация» рациональной светской мысли предстает почти как воскрешение логоса. В предыдущей статье я уже пытался писать о перипетиях логоса в послевоенной мысли. Логосу вменили в вину катастрофы двадцатого столетия. В книге «Два образа веры» (1950 г.) М. Бубер обрушился на Павла и Гегеля за то, что они приветствовали принесение человека в жертву «мировому прогрессу». По мысли Павла, Бог дал евреям неисполнимый Закон (Тору) и ожесточил сердца евреев, обрекая их на страшные бедствия, чтобы умножить милость в мире и спасти язычников, а затем и самих евреев. Бог скрыл свои планы от «князя мира сего», чтобы тот безбоязненно распял Иисуса. Гегель, оторвав теорию Павла от ее религиозных корней, пересадил ее в систему, где абсолютный разум, бог философов, «хитростью» подчиняет себе силы, управляющие историей, чтобы те, сами того не ведая, способствовали ее счастливому концу. [Бубер 1995, 287–288]. Эту книгу Бубер написал в осажденном Иерусалиме в ходе войны, которая была для него тяжелее, чем две мировые. В обстоятельствах менее трагических, но достаточно катастрофичных была написана и книга Лотмана «Культура и взрыв» [Лотман 1992]. Случайно ли мы находим у профессора из Тарту мысли, прямо совпадающие с мыслями Бубера? Лотман ставит вопрос: был ли взрыв, уничтоживший «реальный социализм», неизбежностью? Последует ли за взрывом спокойная эволюция, или Россия обречена путешествовать от одной революции к другой? По мнению Лотмана, возможны оба варианта. Мы не приговорены ни к вечному возвращению, ни к прорыву в иное.

Number of purchasers: 0, views: 1365

Readers community rating: votes 0

1. Altman, Moisei. Dialogues with Vyacheslav Ivanov, in Russian.

2. Buber, Martin, Zwei Glaubensweisen, Russian Translation.

3. Early Christian Apocrypha, Russian Translation.

4. Averintsev, Sergei S. (1977) The Poetics of the Early Byzantine Literature, Nauka, Moscow (in Russian).

5. Averintsev, Sergei S. (2001) Vyacheslav Ivanov: Poet and His Way between Universes, Aletheia, Saint Petersburg (in Russian).

6. Avtonomova, Natalia S. (2009) Open Structure: Jakobson–Bakhtin–Lotman–Gasparov, ROSSPEN, Moscow (in Russian).

7. Dunn, James D.G. (1970) “The Messianic Secret in Mark,” Tyndale Bulletin, Vol. 21, pp. 92–117.

8. Fitzmyer, Joseph A. (1959) “The Oxyrhynchus logoi of Jesus and the Coptic Gospel according to Thomas,” Theological Studies, Vol. 20, pp. 505–560.

9. Gasparov, Mikhail L. (1996) “Lotman and Marxism”, Lotman, Yuri M., Universe of the Mind, Yazyki russkoi kultury, Moscow, pp. 415–426 (in Russian).

10. Gooch, Paul W. (1966) Reflections on Jesus and Socrates: Word and Silence, Yale University Press, New Haven and London.

11. Lem, Stanisɫaw (2005) “Czy jesteśmy imitacją? Rozmowa ze Stanisɫawem Lemem”, Pytlakowska, Krystyna, Gomula, Jerzy, Zaczatowani, Czrna Owca, Warszawa, s. 356–367.

12. Lotman Yuri M. (2009) Culture and Explosion (Semiotics, Communication and Cognition 1), Trans. by Wilma Clark, ed. by Marina Grishakova, Mouton De Gruyter, Berlin (Russian Edition 1992).

13. Lotman, Yuri M. (2001) Universe of the Mind. A Semiotic Theory of Culture. Trans. by Ann Shukman, introduction by Umberto Eco, I.B. Tauris, London & New York (Russian Edition 1996).

14. O'Neill, John Cochrane (1969) “The Silence of Jesus,” New Testament Studies, Vol. 15, Issue 2, pp. 153–167.

15. O'Neill, John Cochrane (1993) “The Kingdom of God,” Novum Testamentum. Vol. 35, Fasc. 2, 1993, pp. 130–141.

16. Quispel, Gilles (1965) “Gnosticism and the New Testament,” Vigiliae Christianae, Vol. 19, No. 2, pp. 65–85.

17. Stern, Menahem (1980) Greek and Latin Authors on Jews and Judaism. From Tacitus to Simplicius, Vol. 2, Ed. with Introductions, Trans., and Comm. by Menachem Stern. Jerusalem: The Israel Academy of Sciences and Humanities (Russian Translation 2000).

18. Wrede, William (1901) Das Messsiasgeheimnis in den Evangelien: Zugleich ein Beitrag zum Verständnis des Markusevangeliums, Vandenhoeck & Ruprecht, Göttingen.

Система Orphus

Loading...
Up