«Царствие Божие – внутри вас и вовне». Семиосфера и Матрица

 
Код статьиS004287440001355-5-1
DOI10.31857/S004287440001355-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор, заведующий кафедрой иудаики
Аффилиация: Институт стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №9
Страницы75-89
Аннотация

В статье речь идет о гностических мотивах в гуманитарном знании и художественном творчестве. Тема разрыва между мыслимым и реальным мирами объединяет семиотику Ю.М. Лотмана, научную фантастику С. Лема и кино братьев Вачовски. В современной «гностической» традиции добрый творец, которого Платон назвал Демиургом, а Филон Архитектором, становится злым богом, Диаволом – отцом лжи. Вместо истинного мира идей он творит ложный мир Матрицы. Он управляет человечеством с помощью «хитрости» и прямого обмана. Разрыв между материальным и идеальным мирами влечет за собой молчание Демиурга и молчание человека. Мыслители и художники стремятся к единству и истинности интеллектуальной жизни.

Ключевые словагностицизм, неоплатонизм, Талмуд, Новый Завет, семиотика, «Матрица», Лотман, С.С. Аверинцев
Получено19.10.2018
Дата публикации23.10.2018
Кол-во символов46323
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

Оглавление

1

За столько лет такого маянья

По городам чужой земли

Есть от чего прийти в отчаянье,

И мы в отчаянье пришли.

Георгий Иванов, 1948

2

Девяностые годы были печальным временем для тех, кто составил славу русской культуры эпохи Застоя. Кумиры проповедовали в пустых аудиториях, уезжали из страны и уходили из жизни. Их книги перестали раскупаться, всем стало не до того. Попытки осмыслить и остановить этот процесс сами по себе представляют факт исторической значимости.

3

В 1995 г. на Третьих Лотмановских чтениях М.Л. Гаспаров выступил с докладом «Лотман и марксизм» [Гаспаров 1995]. Суть доклада – защита Ю.М. Лотмана от «новой нарциссической филологии», которой тот «остался чужд». Марксистская догматика в 1995 г. была уже не опасна, а «деконструкция» внушала Гаспарову опасения. Отсюда главный тезис доклада: «В истории нашей культуры 1960–1990-х гг. структурализм Ю. М. Лотмана стоит между эпохой догматизма и эпохой антидогматизма, противопоставляясь им как научность антинаучности» [Там же, 426].

4

Этот мотив был подхвачен и развит Н.С. Автономовой в фундаментальной монографии 2009 г. «Главным в Лотмане… было стремление строить науку, забота о научности гуманитарного знания. Сейчас это звучит несколько архаично, как напоминание о далеком прошлом, но на деле это не так» [Автономова 2009, 201]. «Лотман важен нам, прежде всего, тем, что он не сдал позиций рациональной светской мысли даже в таком трудном предмете, как русская культура, и до конца пытался, вопреки распространенному девизу, понять “Россию умом”. Какими бы средствами ни осуществлялась эта программа, она сохраняла свой главный смысл, подтверждая свою преемственность от 1960-х годов до наших дней» [Там же, 255–256]. «Лотман погружается в забвение, но он нужен нам сейчас, и потому мы извлекаем его из этой памяти-забвения и помещаем в память осмысления и реактуализации» [Там же, 223].

5

«Реактуализация» рациональной светской мысли предстает почти как воскрешение логоса. В предыдущей статье я уже пытался писать о перипетиях логоса в послевоенной мысли. Логосу вменили в вину катастрофы двадцатого столетия. В книге «Два образа веры» (1950 г.) М. Бубер обрушился на Павла и Гегеля за то, что они приветствовали принесение человека в жертву «мировому прогрессу». По мысли Павла, Бог дал евреям неисполнимый Закон (Тору) и ожесточил сердца евреев, обрекая их на страшные бедствия, чтобы умножить милость в мире и спасти язычников, а затем и самих евреев. Бог скрыл свои планы от «князя мира сего», чтобы тот безбоязненно распял Иисуса. Гегель, оторвав теорию Павла от ее религиозных корней, пересадил ее в систему, где абсолютный разум, бог философов, «хитростью» подчиняет себе силы, управляющие историей, чтобы те, сами того не ведая, способствовали ее счастливому концу. [Бубер 1995, 287–288]. Эту книгу Бубер написал в осажденном Иерусалиме в ходе войны, которая была для него тяжелее, чем две мировые. В обстоятельствах менее трагических, но достаточно катастрофичных была написана и книга Лотмана «Культура и взрыв» [Лотман 1992]. Случайно ли мы находим у профессора из Тарту мысли, прямо совпадающие с мыслями Бубера? Лотман ставит вопрос: был ли взрыв, уничтоживший «реальный социализм», неизбежностью? Последует ли за взрывом спокойная эволюция, или Россия обречена путешествовать от одной революции к другой? По мнению Лотмана, возможны оба варианта. Мы не приговорены ни к вечному возвращению, ни к прорыву в иное.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1370

Оценка читателей: голосов 0

1. Альтман 1995 – Альтман М. С. Разговоры с Вячеславом Ивановым. Составление и подготовка текстов В. А. Дымшица и К. Ю. Лаппо-Данилевского. Статья и комментарии К. Ю. Лаппо-Данилевского. СПб.: ИНАПРЕСС, 1995.

2. Бубер 1995 – Бубер М. Два образа веры. Пер. с нем. под ред. П.С. Гуревича, С.Я. Левит, С.В. Лезова. М: Республика, 1995.

3. Свенцицкая, Трофимова 1989 – Свенцицкая И.С., Трофимова М.К. Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, комментарии. М.: Мысль, 1989.

4. Аверинцев 1977 – Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Наука, 1977.

5. Аверинцев 2001 – Аверинцев С. С. «Скворешниц вольных гражданин…» Вячеслав Иванов: путь поэта между двумя мирами. СПб.: Алетейя, 2001.

6. Автономова 2009 – Автономова Н.С. Открытая структура: Якобсон–Бахтин–Лотман–Гаспаров. М.: РОССПЭН, 2009.

7. Гаспаров 1996 – Гаспаров М.Л. Лотман и марксизм / Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек–текст–семиосфера–история. М.: Языки русской культуры, 1996. С. 415–426.

8. Лотман 1992 – Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М.: Гнозис; Прогресс, 1992.

9. Лотман 1996 – Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек–текст–семиосфера–история. М.: Языки русской культуры, 1996.

10. Штерн 2000 – Штерн М. Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. От Тацита до Артемидора. Т. 2. Ч. 1. Введение и комментарии М. Штерна. Русское издание под научной редакцией Н. В. Брагинской. Пер. А. Н. Коваля. М.: Мосты культуры; Jerusalem: Gesharim, 2000.

11. Dunn, James D.G. (1970) “The Messianic Secret in Mark,” Tyndale Bulletin, Vol. 21, pp. 92–117.

12. Fitzmyer, Joseph A. (1959) “The Oxyrhynchus logoi of Jesus and the Coptic Gospel according to Thomas,” Theological Studies, Vol. 20, pp. 505–560.

13. Gooch, Paul W. (1966) Reflections on Jesus and Socrates: Word and Silence, Yale University Press, New Haven and London.

14. Lem, Stanisɫaw (2005) “Czy jesteśmy imitacją? Rozmowa ze Stanisɫawem Lemem”, Pytlakowska, Krystyna, Gomula, Jerzy, Zaczatowani, Czrna Owca, Warszawa, s. 356–367.

15. O'Neill, John Cochrane (1969) “The Silence of Jesus,” New Testament Studies, Vol. 15, Issue 2, pp. 153–167.

16. O'Neill, John Cochrane (1993) “The Kingdom of God,” Novum Testamentum. Vol. 35, Fasc. 2, 1993, pp. 130–141.

17. Quispel, Gilles (1965) “Gnosticism and the New Testament,” Vigiliae Christianae, Vol. 19, No. 2, pp. 65–85.

18. Wrede, William (1901) Das Messsiasgeheimnis in den Evangelien: Zugleich ein Beitrag zum Verständnis des Markusevangeliums, Vandenhoeck & Ruprecht, Göttingen.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх