Philosophy and Ideology: Illusion of the Deideologization (Review of the “Round Table”)

 
PIIS004287440000243-2-1
DOI10.31857/S004287440000243-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior Research Fellow, Department of Philosophical Studies of Ideological Processes, CSc in Philosophy
Affiliation: Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 7
Pages207-217
Abstract

In 2016–2017 the Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences, organized a series of seminars devoted to ideology. Presentations by E.Yu. Soloviev ‘Philosophy as a Critique of Ideologies’, V.M. Mezhuev “Philosophy as an Ideology” and A.V. Rubtsov ‘Illusions of Deideologization. The Concept of "Diffuse" and "Penetrating" Ideology’ demonstrated how ambivalent are the relationship between philosophy and ideology. It was clear to the participants of those discussions that the tension produced by ideology is not narrow directed. Ideology easily penetrates not only into philosophy but into contemporary economy, science, education, art, mass media as well. In order to achieve the interdisciplinary understanding of ideology in its history, including reflection on the modern forms of social influence, it was decided to unite efforts of the specialists from different fields in a “round table” discussion. The idea of the discussion was to present and possibly systemize a range of conceptual and methodological approaches to overcome the narrow political understanding of ideology. The “round table” discussion held on the 1st of March, 2018 in the Institute of Philosophy showed that mobility and diversity of ideology as a social phenomenon correspond to a highly dynamic contemporary social reality. That is why it is so important to unite efforts of the researchers from different areas of knowledge in order to prevent transformations of a relatively intelligible and open for possible interaction ideology into a purely repressive one.

Keywordsideology, consciousness, critique, politics, power, repressive, deideologization, tolerance, project, science, history, conservatism, liberalism, freedom
Received17.08.2018
Publication date24.09.2018
Number of characters37770
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

Идеология и ее роль в современном обществе – одна из актуальных тем современной философии – стала предметом обсуждения на «круглом столе» Института философии РАН. Вопросы, предложенные для обсуждения на «круглом столе»: 1) Понятие «идеология» и его историко-философские и методологические интерпретации; 2) Соотношение идеологии и философии: проблема демаркации; 3) Идеология в современной России; 4) Историческое сознание и идеология. Цель обсуждения, как подчеркнул руководитель проекта и модератор «круглого стола» А.А. Гусейнов, состояла не столько в том, чтобы прийти к окончательному консенсусу и дать окончательные ответы на поставленные вопросы, сколько в том, чтобы выявить более широкий спектр позиций во всем их разнообразии и противоречиях. Этим во многом и был обусловлен состав участников «круглого стола», специализирующихся не только на собственно философских аспектах проблемы. Участники продемонстрировали, сколь сложными и во многом амбивалентными являются отношения между философией и идеологией. В начале слово было предоставлено Э.Ю. Соловьеву, В.М. Межуеву и А.В. Рубцову. Их концепции [Соловьев 2016; Соловьев 2017; Межуев 2017; Рубцов 2018а; Рубцов 2018б] обсуждались в ходе серии общеинститутских семинаров, проведенных в 2016–2017 гг. Институтом философии РАН.

2

Э.Ю. Соловьев сосредоточил внимание на определении идеологии как ложного сознания («ложного» прежде всего в своих проектах, прорицаниях и инвективах). Он показал, что определение это было найдено Марксом и Энгельсом, а затем стало прочным достоянием классики политической культуры. Идеология, понимаемая как ложное сознание, всегда уже находится в поле нравственных суждений и оценок, в основании которых лежит непреложный тезис: общественное благо не должно строиться на обмане и не оправдывает обмана. В теме ложного сознания он полагает необходимым акцентировать проблематику обмана, в теме обмана – проблематику иллюзий, в теме иллюзий – проблематику самообмана. Наконец, критически анализируя бытующие в обществе самообманы, он ставит во главу угла завышенные романтико-утопические ожидания в отношении процесса деидеологизации. Далее Э.Ю. Соловьев остановил внимание на видах самообмана Самые стойкие из них – стихийно складывающиеся объективные видимости, миражные социальные образования, которые рациональная критика не может разрушать и отбрасывать подобно надуманным (прежде всего псевдонаучным) идейным построениям. Доктринально укомплектованные идеологии (а затем и целенаправленные пропагандистские практики) зиждутся на стойких объективных видимостях и все более расчетливо их эксплуатируют. Именно поэтому Э.Ю. Соловьев предлагает отказаться, во-первых, от установки на полную концептуальную дискредитацию, отмену или замену влиятельных идеологий, а во-вторых, от надежды на то, что идеологии распадаются и гибнут вместе со сломленной политической системой, которую они обслуживали. Борьба с «отменой идеологий» как утопическим «модернистским проектом» (А.В. Рубцов) была начата Марксом. В третьем томе «Капитала» он эскизно обрисовал понятие «сознания, встроенного в бытие», и понятие «превращенных форм» (речь шла одновременно о превратности сознания и превратности бытия). Э.Ю. Соловьев полагает, что понятия эти сегодня ничуть не менее значимы, чем в последней трети XIX в., они могли бы служить философским категориальным ориентиром при разработке интереснейшей социальной проблематики, которая в публикациях А.В. Рубцова обозначена терминами «теневая идеология» (вспомним о «теневой экономике»), «латентная», «диффузная, или проникающая идеология».

views: 2072

Readers community rating: votes 0

1. Mezhuev, Vadim M. (2017) ‘Philosophy as an Ideology’, Filosofskii Zhurnal, 10, 4, pp. 172–180 (In Russian).

2. Rubtsov, Aleksander V. (2018a) ‘Illusions of Deideologization. Between rehabilitation of the idelogical and ban on nationalization of ideology’, Voprosy Filosofii, Vol. 6 (2018), pp. 66-75 (In Russian).

3. Rubtsov, Aleksander V. (2018b) ‘Transformations of Ideology. The notion of the ideological in its “widest” extension’, Voprosy Filosofii, Vol. 7 (2018), pp. 18-27 (In Russian).

4. Soloviev, Erikh Yu. (2016) ‘Philosophy as a Critique of Ideologies’ (Part 1), Filosofskii Zhurnal, 9, 4, pp. 5–17 (In Russian).

5. Soloviev, Erikh Yu. (2017) ‘Philosophy as a Critique of Ideologies’ (Part 2), Filosofskii Zhurnal, 10, 3, pp. 5–31 (In Russian).

Система Orphus

Loading...
Up