Философия и идеология: иллюзия деидеологизации (обзор «круглого стола»)

 
Код статьиS004287440000243-2-1
DOI10.31857/S004287440000243-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник, кандидат философских наук
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №7
Страницы207-217
Аннотация

В Институте философии РАН 1 марта 2018 г. состоялся «круглый стол» «Философия и идеология: иллюзия деидеологизации», ставший продолжением работы над проблемами, поднятыми в ходе серии заседаний общеинститутского семинара. Общий замысел обсуждения состоял в том, чтобы представить междисциплинарный диапазон концептуальных и методологических подходов по преодолению узко политического понимания идеологии. В современном мире идеология срастается далеко не только с философией, но и с экономикой, наукой, образованием, искусством, средствами коммуникации, поэтому к участию в «круглом столе» были привлечены специалисты из разных социогуманитарных областей. Они осмысливали историю функционирования идеологии и нынешние формы ее влияния. Дискуссия показала, что подвижность и многоликость идеологии хорошо согласуется с возрастающей динамичностью современной общественной реальности. А потому важно объединение исследовательских усилий представителей разных областей знания в работе «на опережение» процессов превращения идеологии сравнительно понятной и открытой для возможного взаимодействия в исключительно репрессивную.

Ключевые словаидеология, сознание, критика, политика, власть, репрессивность, деидеологизация, толерантность, проектная деятельность, наука, история, консерватизм, либерализм, свобода
Получено17.08.2018
Дата публикации24.09.2018
Кол-во символов37770
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Идеология и ее роль в современном обществе – одна из актуальных тем современной философии – стала предметом обсуждения на «круглом столе» Института философии РАН. Вопросы, предложенные для обсуждения на «круглом столе»: 1) Понятие «идеология» и его историко-философские и методологические интерпретации; 2) Соотношение идеологии и философии: проблема демаркации; 3) Идеология в современной России; 4) Историческое сознание и идеология. Цель обсуждения, как подчеркнул руководитель проекта и модератор «круглого стола» А.А. Гусейнов, состояла не столько в том, чтобы прийти к окончательному консенсусу и дать окончательные ответы на поставленные вопросы, сколько в том, чтобы выявить более широкий спектр позиций во всем их разнообразии и противоречиях. Этим во многом и был обусловлен состав участников «круглого стола», специализирующихся не только на собственно философских аспектах проблемы. Участники продемонстрировали, сколь сложными и во многом амбивалентными являются отношения между философией и идеологией. В начале слово было предоставлено Э.Ю. Соловьеву, В.М. Межуеву и А.В. Рубцову. Их концепции [Соловьев 2016; Соловьев 2017; Межуев 2017; Рубцов 2018а; Рубцов 2018б] обсуждались в ходе серии общеинститутских семинаров, проведенных в 2016–2017 гг. Институтом философии РАН.

2

Э.Ю. Соловьев сосредоточил внимание на определении идеологии как ложного сознания («ложного» прежде всего в своих проектах, прорицаниях и инвективах). Он показал, что определение это было найдено Марксом и Энгельсом, а затем стало прочным достоянием классики политической культуры. Идеология, понимаемая как ложное сознание, всегда уже находится в поле нравственных суждений и оценок, в основании которых лежит непреложный тезис: общественное благо не должно строиться на обмане и не оправдывает обмана. В теме ложного сознания он полагает необходимым акцентировать проблематику обмана, в теме обмана – проблематику иллюзий, в теме иллюзий – проблематику самообмана. Наконец, критически анализируя бытующие в обществе самообманы, он ставит во главу угла завышенные романтико-утопические ожидания в отношении процесса деидеологизации. Далее Э.Ю. Соловьев остановил внимание на видах самообмана Самые стойкие из них – стихийно складывающиеся объективные видимости, миражные социальные образования, которые рациональная критика не может разрушать и отбрасывать подобно надуманным (прежде всего псевдонаучным) идейным построениям. Доктринально укомплектованные идеологии (а затем и целенаправленные пропагандистские практики) зиждутся на стойких объективных видимостях и все более расчетливо их эксплуатируют. Именно поэтому Э.Ю. Соловьев предлагает отказаться, во-первых, от установки на полную концептуальную дискредитацию, отмену или замену влиятельных идеологий, а во-вторых, от надежды на то, что идеологии распадаются и гибнут вместе со сломленной политической системой, которую они обслуживали. Борьба с «отменой идеологий» как утопическим «модернистским проектом» (А.В. Рубцов) была начата Марксом. В третьем томе «Капитала» он эскизно обрисовал понятие «сознания, встроенного в бытие», и понятие «превращенных форм» (речь шла одновременно о превратности сознания и превратности бытия). Э.Ю. Соловьев полагает, что понятия эти сегодня ничуть не менее значимы, чем в последней трети XIX в., они могли бы служить философским категориальным ориентиром при разработке интереснейшей социальной проблематики, которая в публикациях А.В. Рубцова обозначена терминами «теневая идеология» (вспомним о «теневой экономике»), «латентная», «диффузная, или проникающая идеология».

всего просмотров: 2073

Оценка читателей: голосов 0

1. Межуев 2017 – Межуев В.М. Философия как идеология // Философский журнал. 2017. № 4. С. 172–180.

2. Рубцов 2018а – Рубцов А.В. Иллюзии деидеологизации. Между реабилитацией идеологического и запретом на огосударствление идеологии // Вопросы философии. 2018. № 6. С. 66-75.

3. Рубцов 2018б – Рубцов А.В. Превращения идеологии. Понятие идеологического в «предельном» расширении // Вопросы философии. 2018. № 7. С. 18-27.

4. Соловьев 2016 – Соловьев Э.Ю. Философия как критика идеологий. Часть I // Философский журнал. 2016. Т. 9. № 4. С. 5–17.

5. Соловьев 2017 – Соловьев Э.Ю. Философия как критика идеологий. Часть II // Философский журнал. 2017. Т. 10. № 3. С. 5–31.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх