Special Features of Everyday Cognition and the Development of an Image of Science in Social Consciousness

 
PIIS004287440000241-0-1
DOI10.31857/S004287440000241-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Docent, Associate Professor at the Department of Philosophical Studies on Faculty of Management Technologies and Gumanitarisation, CSc in Philosophy
Affiliation: Belarusian National Technical University
Address: Belarus, Minsk
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 7
Pages196-206
Abstract

Special features of modern everyday cognition in the context of developing an image of science in social and individual consciousness on the basis of using statistical data obtained from the students’ questionnaires are analyzed. The relation of the mechanism of interpreting scientific information by the individual with the peculiarities of his/her habitual standard patterns is explicated. A certain attempt to systematize these patterns is made. Most recent issues of popularizing science and diagnosing pseudo-science are discussed.

Keywordseveryday cognition, education, science, pseudo-science
Received17.08.2018
Publication date24.09.2018
Number of characters34361
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

Проблема диагностики современного состояния повседневности

2 В наши дни формирование образа науки в общественном сознании во многом определяется как особенностями обыденного познания, так и состоянием образования. Сочетание этих двух факторов детерминирует процесс и уровень ассимиляции научного знания индивидом. При этом, подобно цикличности многих природных процессов, происходит своего рода циркуляция познавательной деятельности в обществе: от неспециализированных форм обыденного познания через систему образования и постоянно технически обогащающийся быт к специализированным формам познания, а затем – через систему образования, технологии и СМИ – вновь к обыденному познанию. Таким путём, через систему образования и современные технологии в обыденное познание «просачиваются» научные знания и термины.
3 В целях диагностики современного состояния повседневности (обыденного познания), выявления уровня дезориентирующего воздействия на молодежь, прежде всего, студенческую, псевдонауки и различных архаических форм знания (магия, астрология) и, как следствие, неадекватной интерпретации научных достижений, написана данная работа.
4

Цель исследования – эксплицировать программирующее воздействие обыденного познания на характер восприятия научного и псевдонаучного знания. Для достижения поставленной цели нам необходимо решение следующих задач: 1) выявить специфику обыденного познания, его противоречивость; 2) использовать количественный анализ (письменный опрос студентов) как для иллюстрации амбивалентности обыденного познания, так и для выявления существующих проблем в восприятии научного и псевдонаучного знания; 3) выявить проблемы, связанные с образованием, пропагандой науки и критикой псевдонауки.

5

Специфика обыденного познания и наука

6 Современные исследователи рассматривают обыденное познание в разнообразных аспектах: как «вне- и донаучное», «профанное» (Н.Н. Козлова), «стихийно-эмпирическое, неспециализированное» (В.С. Стёпин, В.П. Филатов и др.), «жизненно-практическое» (Е.И. Кукушкина), «предпосылочное, неявное» (Б.Я. Пукшанский, Л.А. Микешина, А.И. Зеленков), «неявное, имплицитное, периферийное, личностное» (М. Полани и др.). В фундаментальном исследовании И.Т. Касавина и С.П. Щавелева «Анализ повседневности» И.Т. Касавин подчёркивает: «Повседневность как познание выражается в процессе когнитивной социализации, адаптации к условиям и вживания в архетипы» [Касавин, Щавелев 2004, 414]. Для нашего исследования методологически важным является рассмотрение обыденного познания как процесса когнитивной социализации, имеющего глубинные архетипические корни и основания, а также как «способа усвоения и фиксации творческих достижений» [Там же]. Методологические установки, необходимые для определения специфики обыденного познания, мы находим также в работах В.С. Стёпина, который в книге «Теоретическое знание» предлагает следующие принципы классификации научного и обыденного познания: по предмету, средствам, продукту, методам и субъекту деятельности [Стёпин 2003, 45–53].

views: 1864

Readers community rating: votes 0

1. James W. The Varieties of Religious Experience (Russian translation 1993).

2. Dozhdikova, Raisa N. (2015) ‘The Evolution of Everyday Cognition and Some Problems of Post-Non-Classical Education’, Voprosy Filosofii, Vol. 3 (2015), pp. 55–63 (in Russian).

3. Dozhdikova, Raisa N. (2016) ‘Everyday Cognition: its Structure and Ways of Formation’, Sotsiologiya, Vol. 2 (2016), pp. 34–44 (in Russian).

4. Kasavin, Ilya T., Schavelev, Sergej P. (2004) The Analysis of Alltdglichkeit, Kanon+, Moscow (in Russian).

5. Lectorsky, Vladislav A., Pruzhinin, Boris I. and Other Participants (2001) ‘Pseudo-Scientific Knowledge in Contemporary Culture. Materials of “Round Table”’, Voprosy Filosofii, Vol. 6 (2001), pp. 3–31 (in Russian).

6. Mihaylovskaya, Snezana (2012) ‘At the sources of Genius’, Belaruskaya Dumka, Vol. 1 (2012), pp. 90–96 (in Russian).

7. Stepin, Vyacheslav S. (2003) Theoretical Knowledge, Progress-Traditsiya, Moscow (in Russian).

8. Stepin, Vyacheslav S. (2014a) ‘On the Methodological Approaches to the Social Cognition Analysis’, Vestnik Moskovskogo Universiteta, Ser. 7, Philosophy, Vol. 3 (2014), pp. 3–10 (in Russian).

9. Stepin, Vyacheslav S. (2014b) ‘Philosophical Talks: Ten Years Ago’, Arshinov, Vladimir G., Kasavin, Ilya T. (ed.), Science and Social Picture of the World. To 80-years of Academic V.S. Stepin, Alfa-M, Moscow, pp. 23–74 (in Russian).

10. Stepin, Vyacheslav S. (2015) Philosophical Anthropology and Philosophy of Culture, Akademicheskiy Proekt, Alma Mater, Moscow (in Russian).

11. Tomilchik, Lev M. (2011) ‘Alone with myself’, Nauka i Innovatsii, Vol. 4 (98), pp.57–61 (in Russian).

12. Zolotukhina-Abolina, Elena V. (2016) ‘Common Sense and Irrational’, Epistemology and Philosophy of Science, Vol. XLVIII, no. 2, pp. 176–192 (in Russian).

Система Orphus

Loading...
Up