Специфика обыденного познания и формирование образа науки в общественном сознании

 
Код статьиS004287440000241-0-1
DOI10.31857/S004287440000241-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент кафедры философских учений факультета технологий управления и гуманитаризации, кандидат философских наук
Аффилиация: Белорусский национальный технический университет
Адрес: Беларусь, Минск
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №7
Страницы196-206
Аннотация

Проведён анализ специфических особенностей современного обыденного познания в контексте формирования образа науки в общественном и индивидуальном сознании на основе использования статистического материала, полученного в результате письменного опроса студентов. Эксплицирована связь механизма восприятия научной информации субъектом обыденного познания с особенностями его житейских эталонных образцов, предпринята попытка их систематизации. Обсуждены современные проблемы пропаганды науки и диагностики псевдонауки.

Ключевые словаобыденное познание, образование, наука, псевдонаука
Получено17.08.2018
Дата публикации24.09.2018
Кол-во символов34361
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Проблема диагностики современного состояния повседневности

2 В наши дни формирование образа науки в общественном сознании во многом определяется как особенностями обыденного познания, так и состоянием образования. Сочетание этих двух факторов детерминирует процесс и уровень ассимиляции научного знания индивидом. При этом, подобно цикличности многих природных процессов, происходит своего рода циркуляция познавательной деятельности в обществе: от неспециализированных форм обыденного познания через систему образования и постоянно технически обогащающийся быт к специализированным формам познания, а затем – через систему образования, технологии и СМИ – вновь к обыденному познанию. Таким путём, через систему образования и современные технологии в обыденное познание «просачиваются» научные знания и термины.
3 В целях диагностики современного состояния повседневности (обыденного познания), выявления уровня дезориентирующего воздействия на молодежь, прежде всего, студенческую, псевдонауки и различных архаических форм знания (магия, астрология) и, как следствие, неадекватной интерпретации научных достижений, написана данная работа.
4

Цель исследования – эксплицировать программирующее воздействие обыденного познания на характер восприятия научного и псевдонаучного знания. Для достижения поставленной цели нам необходимо решение следующих задач: 1) выявить специфику обыденного познания, его противоречивость; 2) использовать количественный анализ (письменный опрос студентов) как для иллюстрации амбивалентности обыденного познания, так и для выявления существующих проблем в восприятии научного и псевдонаучного знания; 3) выявить проблемы, связанные с образованием, пропагандой науки и критикой псевдонауки.

5

Специфика обыденного познания и наука

6 Современные исследователи рассматривают обыденное познание в разнообразных аспектах: как «вне- и донаучное», «профанное» (Н.Н. Козлова), «стихийно-эмпирическое, неспециализированное» (В.С. Стёпин, В.П. Филатов и др.), «жизненно-практическое» (Е.И. Кукушкина), «предпосылочное, неявное» (Б.Я. Пукшанский, Л.А. Микешина, А.И. Зеленков), «неявное, имплицитное, периферийное, личностное» (М. Полани и др.). В фундаментальном исследовании И.Т. Касавина и С.П. Щавелева «Анализ повседневности» И.Т. Касавин подчёркивает: «Повседневность как познание выражается в процессе когнитивной социализации, адаптации к условиям и вживания в архетипы» [Касавин, Щавелев 2004, 414]. Для нашего исследования методологически важным является рассмотрение обыденного познания как процесса когнитивной социализации, имеющего глубинные архетипические корни и основания, а также как «способа усвоения и фиксации творческих достижений» [Там же]. Методологические установки, необходимые для определения специфики обыденного познания, мы находим также в работах В.С. Стёпина, который в книге «Теоретическое знание» предлагает следующие принципы классификации научного и обыденного познания: по предмету, средствам, продукту, методам и субъекту деятельности [Стёпин 2003, 45–53].

всего просмотров: 1869

Оценка читателей: голосов 0

1. Джеймс 1993 – Джеймс В. Многообразие религиозного опыта. СПб.: Андреев и сыновья, 1993.

2. Дождикова 2015 – Дождикова Р.Н. Эволюция обыденного познания и некоторые проблемы постнеклассического образования // Вопросы философии. 2015. № 3. С. 55–62.

3. Дождикова 2016 – Дождикова Р.Н. Обыденное познание: структура и пути формирования // Социология. 2016. № 2. С. 34–44.

4. Золотухина-Аболина 2016 – Золотухина-Аболина Е.В. Здравый смысл и иррациональное // Эпистемология и философия науки. 2016. Т. XLVIII. № 2. С. 176–192.

5. Касавин, Щавелев 2004 – Касавин И.Т., Щавелев С.П. Анализ повседневности. М.: Канон+, 2004.

6. Михайловская 2012 – Михайловская С. У истоков гениальности // Беларуская думка. 2012. № 1. С. 90–96.

7. Псевдонаучное знание 2001 – Лекторский В.А., Пружинин Б.И. и др. Псевдонаучное знание в современной культуре: материалы круглого стола // Вопросы философии. 2001. № 6. С. 3–31.

8. Стёпин 2003 – Стёпин В.С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2003.

9. Стёпин 2014a – Стёпин В.С. О методологических подходах к анализу социального познания // Вестник Моск. ун-та. Серия 7. 2014. № 3. С. 3–10.

10. Стёпин 2014б – Стёпин В.С. Философские беседы: десять лет спустя // Наука и социальная картина мира. К 80-летию академика В.С. Стёпина. М.: Альфа-М, 2014.

11. Стёпин 2015 – Стёпин В.С. Философская антропология и философия культуры. М.: Академический проект: Альма-Матер, 2015.

12. Томильчик 2011 – Томильчик Л.М. Наедине с собой // Наука и инновации. 2011. № 4 (98). С. 57–61.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх