The Spiritual and Moral Foundations of Personal Self-Awareness

 
PIIS004287440000218-4-1
DOI10.31857/S004287440000218-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Director, DSc in Political Sciences, Professor
Affiliation: The Institute of Philosophy, Political Science and Religious Studies of the Komsomol of the Republic of Kazakhstan
Address: Kazakhstan
Affiliation: The Institute of Philosophy, Political Science and Religious Studies of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan
Address: Kazakhstan
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 7
Pages5-17
Abstract

Authors illustrate by what means the pedagogical tasks of philosophy and their attitude to such systems of spiritual and moral formation of personality as religion and morality get determined under modern conditions. Philosophy must get rid of claims on the meaning of certain valuable and normative system of upbringing. It must not preach the virtue, but indicate any person to such a start in himself, which will allow him to take the path of spiritual and moral transformation. In this, the specificity of spiritual situation of a person in the contemporary world consists in that civilization and historical prerequisites of ontological, valuable-meaningful, psychological naturalness of confessional-religious way of thinking were irreversibly lost. Modern individual is set in front of the necessity to develop on their own the particular individualized multidimensionality in the conditions of traditional type of worldview identity crisis.

The principal limitation of religion is not in containing the proclaimed values, but rather in the form of religious dogma removing the task of developing on their own the worldview references. The faith, in an equal degree of secular and religious, must be a private affair of each person. Its content cannot be generalized in the form of mandatory requirement and institutionalized as a national ideology. Namely the legal form of organization of social and civic life on the basis of discursive consensus is the practical approval of humanity.

Keywordsspiritual and moral foundations, person, pedagogics, philosophy, faith, religion, social, ethics, law
Received17.08.2018
Publication date24.09.2018
Number of characters40013
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

«Если существует наука, действительно нужная человеку, – писал Иммануил Кант, – то это та, которой я учу, а именно подобающим образом занять указанное человеку место в мире – и из которой можно научиться, каким надо быть, чтобы быть человеком» [Кант 1964, 206]. Таким образом, философия для Канта – это единственная истинная теория духовно-нравственного воспитания человеческого рода. Насколько правомерны эти притязания философии, высказанные одним из ее величайших творцов? Для развернутого ответа на этот вопрос целесообразно расчленить его на следующие проблемы.

2 Способно ли изучение философии, приобщение учащихся к сущности и особенностям философского мышления стать формой духовно-нравственного воспитания человека?
3 Каково отношение философии к таким системам духовно-нравственного формирования личности, как традиционная культура, религия, искусство, мораль и т.д.?
4 Каким образом философия может стать проблемно-смысловой, когнитивной, аксиологической и коммуникативной парадигмой педагогики, в том числе и специализированного образования?
5 В чем заключается специфика духовно-нравственного воспитания в современных условиях глобализации и, соответственно, как в этом отношении определяются педагогические задачи философии?
6

Что касается первого из выделенных вопросов, то утвердительный ответ на него в принципиальном плане не вызывает сомнений. В то же время попытки его конкретизации порождают целую гамму сложных проблем, не поддающихся однозначному решению. Философия – один из наиболее сложных и далеких от обыденного сознания типов мировоззренческой рефлексии, связанный не только с использованием специфического языка и особых форм мышления, но и с особой установкой по отношению к действительности. Согласно тому же Канту, философской глубины постижения своей сущности (а значит, и возможности «подобающим образом занять достойное человека место» в бытии) человек может достигнуть, лишь обретя позицию вненаходимости по отношению к миру повседневного существования и к самому себе как эмпирическому существу. В соответствии с синтаксисом философского языка, сущность человека не совпадает с описанием его наличного бытия, фактического существования. Человек как проблема философии – это всегда некая предельная возможность, перспектива и задача, которые не могут быть получены эмпирически-дедуктивным способом. Мартин Хайдеггер утверждал, что философствование – это фундаментальное событие в человеческом бытии и вместе с тем это воронка, в которую затягивает человека, изгнанного из повседневности и загнанного в основу вещей своим же метафизическим вопрошанием. Калликл – персонаж одного из платоновских диалогов – поучает Сократа: если даже ты очень даровит, но посвящаешь философии все свое время, ты неизбежно останешься несведущ в законах своего города, в том, как вести с людьми деловые беседы – частные ли или государственного значения, в человеческих радостях, желаниях, нравах. «Такова истина, Сократ, и ты в этом убедишься, если бросишь, наконец, философию и приступишь к делам поважнее» (Горгий, 484 c).

views: 1966

Readers community rating: votes 0

1. Bakhtin, Mikhail M. Author and Hero at Aesthetic Activity. In Russian.

2. Weber, Max. Gesammelte Aufsätze zur Religionssoziologie. Russian Translation.

3. Hegel G.V.F. Vorlesungen über die Philosophie der Religion. Russian Translation 1977.

4. Simmel Georg. Die Religion. Russian Translation 1996.

5. Kant Immanuel. Beobachtungen über das Gefühl des Schönes und Erhabenen. Russian Translation 1964.

6. Kant, Immanuel. Grundlegung zur Metaphysik der Sitten. Russian Translation 1965.

7. Kierkegaard, Søren. Siegdommen til Døden. Russian Translation.

8. Kierkegaard, Søren. Frigt og. Russian Translation 1993.

9. Troubetskoy, Evgueni N. Old and new National Messianism. In Russian.

10. Eckhart Meister. Von den Armut der Seele. Russian Translation 1912.

11. Shevchenko, Maxim L. (2000) ‘Theology Instead of Communism?’, Nezavisimaja gazeta, March, 22, № 51, (2113), Moscow (In Russian).

12. Drobnitsky, Oleg G. (1977) Problems of Morality, Nauka, Moscow (In Russian).

13. Kurtz, Paul (1997) The Courage to Become: The Virtues of Humanism, Praeger (Russian Translation 2000).

Система Orphus

Loading...
Up