Духовно-нравственные основы личностного самосознания

 
Код статьиS004287440000218-4-1
DOI10.31857/S004287440000218-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Директор, доктор политических наук, профессор
Аффилиация: Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК
Адрес: Казахстан
Аффилиация: Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК
Адрес: Казахстан
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №7
Страницы5-17
Аннотация

Авторы показывают, как в современных условиях определяются педагогические задачи философии и каково ее отношение к таким системам духовно-нравственного формирования личности, как религия, мораль и т.д. Философия должна быть избавлена от претензий на значение некоей ценностно-нормативной системы воспитания. Она должна не проповедовать добродетель, но указать человеку на такое начало в нем самом, которое позволит ему встать на путь духовно-нравственного преображения. При этом специфика духовной ситуации человека в современном мире состоит в том, что цивилизационно-исторические предпосылки онтологической, ценностно-смысловой, психологической естественности конфессионально-религиозного образа мысли необратимо утрачены. Современный человек поставлен перед необходимостью самостоятельно вырабатывать собственную индивидуализированную многомерность в условиях кризиса традиционного типа мировоззренческой идентичности. Принципиальная ограниченность религии состоит не в содержании провозглашаемых ценностей, а в том, что сама форма религиозной догмы снимает задачу самостоятельной выработки мировоззренческих ориентиров. Вера, в равной степени светская и религиозная, должна быть сугубо личным делом каждого. Ее содержание не может быть генерализовано в форме общеобязательного требования и институциализировано в виде общегосударственной идеологии. Именно правовая форма организации социально-гражданской жизни на основе дискурсивного консенсуса является практическим утверждением гуманизма.

Ключевые словадуховно-нравственное воспитание, личность, педагогика, философия, вера, религия, сознание, этика, право
Получено17.08.2018
Дата публикации24.09.2018
Кол-во символов40013
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

«Если существует наука, действительно нужная человеку, – писал Иммануил Кант, – то это та, которой я учу, а именно подобающим образом занять указанное человеку место в мире – и из которой можно научиться, каким надо быть, чтобы быть человеком» [Кант 1964, 206]. Таким образом, философия для Канта – это единственная истинная теория духовно-нравственного воспитания человеческого рода. Насколько правомерны эти притязания философии, высказанные одним из ее величайших творцов? Для развернутого ответа на этот вопрос целесообразно расчленить его на следующие проблемы.

2 Способно ли изучение философии, приобщение учащихся к сущности и особенностям философского мышления стать формой духовно-нравственного воспитания человека?
3 Каково отношение философии к таким системам духовно-нравственного формирования личности, как традиционная культура, религия, искусство, мораль и т.д.?
4 Каким образом философия может стать проблемно-смысловой, когнитивной, аксиологической и коммуникативной парадигмой педагогики, в том числе и специализированного образования?
5 В чем заключается специфика духовно-нравственного воспитания в современных условиях глобализации и, соответственно, как в этом отношении определяются педагогические задачи философии?
6

Что касается первого из выделенных вопросов, то утвердительный ответ на него в принципиальном плане не вызывает сомнений. В то же время попытки его конкретизации порождают целую гамму сложных проблем, не поддающихся однозначному решению. Философия – один из наиболее сложных и далеких от обыденного сознания типов мировоззренческой рефлексии, связанный не только с использованием специфического языка и особых форм мышления, но и с особой установкой по отношению к действительности. Согласно тому же Канту, философской глубины постижения своей сущности (а значит, и возможности «подобающим образом занять достойное человека место» в бытии) человек может достигнуть, лишь обретя позицию вненаходимости по отношению к миру повседневного существования и к самому себе как эмпирическому существу. В соответствии с синтаксисом философского языка, сущность человека не совпадает с описанием его наличного бытия, фактического существования. Человек как проблема философии – это всегда некая предельная возможность, перспектива и задача, которые не могут быть получены эмпирически-дедуктивным способом. Мартин Хайдеггер утверждал, что философствование – это фундаментальное событие в человеческом бытии и вместе с тем это воронка, в которую затягивает человека, изгнанного из повседневности и загнанного в основу вещей своим же метафизическим вопрошанием. Калликл – персонаж одного из платоновских диалогов – поучает Сократа: если даже ты очень даровит, но посвящаешь философии все свое время, ты неизбежно останешься несведущ в законах своего города, в том, как вести с людьми деловые беседы – частные ли или государственного значения, в человеческих радостях, желаниях, нравах. «Такова истина, Сократ, и ты в этом убедишься, если бросишь, наконец, философию и приступишь к делам поважнее» (Горгий, 484 c).

всего просмотров: 1786

Оценка читателей: голосов 0

1. Бахтин 2000 – Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Автор и герой: к философским основаниям гуманитарных наук / Сост. С.Г. Бочаров. СПб.: Азбука, 2000.

2. Вебер 1994 – Вебер М. Социология религии // Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994.

3. Гегель 1977 – Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии религии // Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В двух томах. М.: Мысль, 1977. Т. 2.

4. Зиммель 1996 – Зиммель Г. Религия. Социально-психологический этюд // Зиммель Г. Избранное. Том 1. Философия культуры. М.: Юрист, 1996.

5. Кант 1964 – Кант И. Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного // Кант И. Собр. соч.: В 6 т. М.: Мысль, 1964. Т. 2.

6. Кант 1965 – Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Сочинения. Т. 4. Ч. 1. М.: Мысль, 1965.

7. Кьеркегор 1993а – Кьеркегор С. Болезнь к смерти // Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. С. 287–404.

8. Кьеркегор 1993б – Кьеркегор С. Страх и трепет. // Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. С. 15–120.

9. Трубецкой 1994 – Трубецкой Е.Н. Старый и новый национальный мессианизм // Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: Республика, 1994.

10. Экхарт 1912 – Экхарт Мейстер. О нищете духом. // Экхарт Мейстер. Проповеди и рассуждения. М., 1912. С. 80-81.

11. Куртц 2000 – Куртц П. Мужество стать: Добродетели гуманизма М.: Российское гуманистическое общество, 2000.

12. Дробницкий 1977 – Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977.

13. Шевченко 2000 – Шевченко М. Богословие вместо коммунизма? // Независимая газета. 2000.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх