On the issue: Sigismund N. Valk and Marxism (Valk’s notes on the margins of Adam Schaff’s book «Marxism and the Human Individual»)

 
PIIS0869544X0011091-3-1
DOI10.31857/S0869544X0011091-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: leading researcher
Affiliation: Saint Petersburg Institute of history RAS
Address: Saint-Peterburg, Russia
Journal nameSlavianovedenie
EditionIssue 5
Pages57-67
Abstract

The article is devoted to the contacts between the outstanding Soviet historian Sigismund N. Valk and Polish culture and academia. The paper focuses on important aspects of Valk's historical vision, his attitude to different trends of Marxism in particular. Special attention is paid to the analysis of Valk’s notes in the margins of the book of the renown Polish philosopher Adam Schaff «Marxism and the Human Individual». 

KeywordsSigismund N. Valk, Poland, Marxism, Adam Schaff, St. Petersburg historical school
Received18.09.2020
Publication date18.09.2020
Number of characters33280
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Крупнейший советский историк-источниковед Сигизмунд Натанович Валк (1887–1975) известен более всего как исключительный знаток – прежде всего в источниковедческом плане – едва ли не всех периодов истории России – и это, несомненно, правильно (см., в частности [1–6]. Но у него было и свое видение истории, во всяком случае, многих ее проблем, – и оно в значительной степени осталось невысказанным, очень часто его приходится «вычитывать» из различных его попутных замечаний и нюансов в формулировках. Как правило, С.Н. Валк замыкался в своем амплуа источниковеда и историографа. Конечно, это был его сознательный выбор, соответствовавший его натуре и пониманию задач историка, но думается, что здесь сыграли роль и те условия, в которых протекала научная деятельность Валка. Как нам представляется, он был человеком очень сдержанным и скорее закрытым. Действовала и привычная осторожность, выработанная за годы советской власти. Покойный академик Б.В. Ананьич называл историческое мировоззрение и работы С.Н. Валка «изысканными», но добавлял: «Сигизмунд Натанович ужасно всего боялся. До конца жизни боялся. Он перед смертью уничтожил часть своего архива. Сжег многие письма. Он прекрасно все знал, но мало писал. Все что он писал, было изысканно» [7].
2 Жизнь Валка по сравнению с большинством историков его поколения сложилась благополучно. Он дожил почти до 90 лет, не арестовывался и не преследовался, до конца жизни был сотрудником Академии Наук и профессором Ленинградского университета (хотя имел, конечно, немало различных неприятностей и тяжелых переживаний). Но, будучи историком высочайшей квалификации, – он мог с равной компетентностью профессионально заниматься «Русской Правдой», средневековыми новгородскими актами, русскими историками XVIII в., деятельностью Сперанского, народовольческим движением, эпохой Александра III, теорией источниковедения и документами советского периода – Валк так и не написал своей настоящей большой книги. Единственная его книга, вышедшая при жизни, «Советская археография» 1948 г., ценнейшее руководство по изданию исторических документов, в значительной степени носит обзорно-библиографический характер.
3 Нелегко понять, каковы в действительности были политические и философско-социологические взгляды С.Н. Валка (а они у него, несомненно, были, как у всякого крупного историка). Официально он был советским ученым и марксистом, но мы знаем, что за этим могли стоять самые разные позиции. Несомненно, что Валк изначально по своим взглядам был более «левым», чем многие его товарищи по университету. Он не сочувствовал политическому строю царской России и в молодости был причастен к протестному движению: был исключен из предпоследнего класса гимназии и просидел два месяца в тюрьме ввиду «явного сочувствия к деятельности Польской социалистической партии», как писал полицейский чиновник [8. Л. 35], позднее, в 1911 г. за участие в студенческих волнениях на год исключался из университета. Но он всю жизнь оставался беспартийным – и до и после революции1. Не только как ученый, но и как личность С.Н. Валк в огромной мере сформировался в петербургской академической среде, и его отличала большая терпимость: научные работы он оценивал исключительно с точки зрения их научной ценности, вне зависимости от политических взглядов их авторов. Он, например, очень высоко ценил таких весьма консервативных историков, как С.Ф. Платонов и Н.П. Лихачев, с которыми у него едва ли могли быть сколько-нибудь близкие личные отношения. Ближайшие учителя Валка, портреты которых висели в его кабинете, были кадетами (А.С. Лаппо-Данилевский, А.Е. Пресняков) или либеральными народниками (В.И. Семевский). Трудно сказать, в какой мере Валк в последующие годы сохранил левые настроения своей молодости. Во всяком случае, он определенно не был ни большевиком, ни тем более сталинистом. Весьма вероятно, что С.Н. Валк придерживался более или менее социал-демократических взглядов. 1. 1 В советских анкетах на стандартный вопрос о партийности Валк отвечал: «Б/п. В других партиях не состоял» (см., например, личное дело С.Н. Валка в ЛОИИ).

Number of purchasers: 0, views: 299

Readers community rating: votes 0

1. CHernuha V.G. ZHiznennyj put' S.N. Valka (13 dekabrya 1887 – 5 fevralya 1975) // Istoriya i istoriki: Istoriograficheskij ezhegodnik. 1978. M., 1981.

2. Pugachev V.V. Sigizmund Natanovich Valk // Istoriografiya i istochnikovedenie. Sb. nauchnyh trudov. M., 1979.

3. Ginev V.N. S.N. Valk i narodovol'cy // Istoriograficheskij sbornik. Saratov, 1980. Vyp. 8.

4. CHernuha V.G. Sigizmund Natanovich Valk – uchenyj i chelovek // Voprosy istorii. 1988. № 12.

5. CHernuha V.G. Sigizmund Natanovich Valk // Istoricheskaya nauka v Rossii v HKH veke. M., 1997.

6. Ganelin R.SH., CHernuha V.G. Sigizmund Natanovich Valk (1887–1975) // Vspomogatel'nye istoricheskie discipliny. SPb., 1998. T. 26.

7. Zapis' besedy avtora s B.V. Anan'ichem 16 dekabrya 1984 g.

8. Arhiv SPb II RAN. F. 297. Op. 1. D. 1. (Biograficheskie dokumenty S.N. Valka).

9. Valk S.N. Vospominanie uchenika // Russkij istoricheskij zhurnal. 1920. Kn. 6.

10. Kula W. Rozdzialki. Warszawa, 1996.

11. Kula W. Rozwazania o historii. Warszawa, 1958.

12. Kusheva E.N. Vospominaniya o S.N. Valke // Arheograficheskij ezhegodnik za 1988 g. M., 1989.

13. Dejch G.M. Vospominaniya sovetskogo istorika. SPb., 2000.

14. OR RNB. F. 1160. D. 742. (Pis'ma S.N. Valka k V.R. Lejkinoj-Svirskoj).

15. Filozofia i socjologia XX wieku. Warszawa, 1962.

16. Kolakowski L. 13 bajek z krolewstwa Lailonii dla duzych i malych. Warszawa, 1966.

17. Garaudy R. Droga Aragona. Warszawa, 1965.

18. Garaudy R. Kilka aktualnych problemow kultury. Warszawa, 1966.

19. Garaudy R. Realizm bez granic. Warszawa, 1967.

20. Schaff A. Filozofia człowieka. Wyd. 3 rozsz. Warszawa, 1965.

21. Schaff A. Marksizm a egzystencjonalizm. Warszawa, 1961.

22. SHaff A. Nekotorye problemy marksistsko-leninskoj teorii istiny. M., 1953.

23. SHaff A. Ob"ektivnyj harakter zakonov istorii. M., 1959.

24. SHaff A. Vvedenie v semantiku. M., 1963.

25. Schaff A. Marksizm a jednostka ludzka: Przyczynek do marksistowskiej filozofii człowieka. Warszawa, 1965.

26. Marksizm i chelovecheskaya lichnost'. Materialy diskussii o knige Adama SHaffa. M., 1967.

27. Il'enkov E.V. O «sushchnosti cheloveka» i «gumanizme» v ponimanii Adama SHaffa (O knige A. SHaffa «Marksizm i chelovecheskij individ») // Il'enkov E.V. Filosofiya i kul'tura. M., 1991.

28. Ojzerman T.I. K kritike sovremennyh psevdomarksistskih koncepcij otchuzhdeniya // Filosofskie nauki. 1986. № 4.

29. Codino F. Marxismo e individuo (Dibatto in Polonia sul piu recente libro di Adam Schaff) // Rinascita. 1966. № 10.

30. Marks K., Engel's F. Iz rannih proizvedenij. M., 1956.

31. Tartakovskij B.G. Vse eto bylo... Vospominaniya ob ischezayushchem pokolenii. M., 2005.

32. Marks K., Engel's F. Sochineniya. M., 1955. T. 2.

33. Luxemburg R. Die Russische Revolution. Berlin, 1922.

34. Kotarbinski T. Glos w dyskusji o ksiazce prof. Adama Schaffa «Marksizm a jednostka ludzka» (1965) // Kotarbinski T. Mysli o ludziach i ludzkich sprawach. Warszawa, 1986.

Система Orphus

Loading...
Up