Narratives by the “Father of Muslim Historiography” aṭ-Ṭabarī (839–923) on the Arab-Khazar wars in the Caucasus

 
PIIS086919080031921-0-1
DOI10.31696/S086919080031921-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor
Affiliation: Saint Petersburg State University
Address: Russian Federation,
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
EditionIssue 5
Pages251-272
Abstract

The author of the publication continues to present the materials extracted from the “History of the Prophets and Kings” (Ta’rīḫ ar-Rusul wa-l-Mulūk) by “the father of the Muslim historiography”, an Arabic spoken Iranian aṭ-Ṭabarī (839–923). This article includes two main sections. The first of them tells about the conquests of Muslims in the Christian countries of the Southern Caucasus under caliphs ‘Umar (634–644) and ‘Uthmān (644–656) up to the fortified city of Derbent (al-Bāb), which formed the bordering with the Khazar Kaganate vilayet of Armīnīya.The following tells about the Muslim campaign into Khazaria and their attempt to storm its largest city of Balanjar. In the second section, the “father of Muslim historiography” talks about the campaigns of the Arabs from 89 to 183 AH (708–799) deep into Khazaria, the conquest of Balanjar and the retaliatory raids of the Khazars into the possessions of the caliphs in the South of the Caucasus. These passages were taken from the classic critical edition carried out in three series and 15 volumes in Leiden (1879–1901), edited by M. de Goeje. The selected passages have been translated from Classical Arabic into Russian for the first time in the history of Oriental Studies. The detailed text notes and scholarly comments based on historical and geographical narratives of the languages of the Christian and Muslim Orient are also attached to the article. The author also took into account the data contained in the leading international academic and reference publications.

KeywordsAṭ-Ṭabarī, Arab-Muslim conquests, Armīnīya, Caucasus, Derbent (al-Bāb/al-Bāb wa-l-Abwāb), Khazars, Balanjar
Received06.08.2024
Publication date27.10.2024
Number of characters57602
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной

Table of contents

1

КОММЕНТИРОВАННЫЕ ПЕРЕВОДЫ

2 [ат̣-Т̣абарӣ, 1879–1901]
3 (cер. I, стр. 2647) .
4

Далее наступил двадцать второй год {хиджры}

(=30 ноября 642 г.–18 ноября 643 г.)

.
5 (cер. I, стр. 2663)
6 _______________
7 В сем году произошло завоевание Дербента (الباب [ал-Бāб])1. 1. Ср.-перс. Wērōy-pahr («страж Иберии»), ср.-греч. Τξούρ (от др.-арм. Ճորայ պահակ [Čoray pahak] – «страж Чора»). Древнейшее засвидетельствование названия Дербент зафиксировано в др.-арм. геогр. трактате в форме Դարբանդ [Darband], где автор толкует этимологию (пехл.) названия, как «закрытые или же связанные врата», локализуя его на месте Чорай пахака [Ашхарհацойц, 2003, c. 2150 и 2170]. Араб. авторы IX в. приписывают основание ал-Баба/Баб ал-Абваба (باب الأبواب [Бāб ал-’Абвāб], вар. الباب والأبواب [ал-Бāб ва-л-’Абвāб] [ат̣-Т̣абарӣ, 1879–1901, сер. I, с. 900] – «величайшие врата»), т.е. Дербентской цитадели, перс. шахиншаху Хосрову Ануширвану (531–579) [ал-Балāз̱урӣ, 1866, с. 194–195; ал-Йа‘к̣ӯбӣ, 1883, т. 1, с. 203–204]. Дербент – сев. форпост Сасанидского Ирана, входил в границы марзпанства Аран (см. сн. 30, 31), а в араб. эпоху стал сев. форпостом халифата, в границах вилайета Арминийа (см. сн. 24) [Kettenhofen, 1994; Dunlop, 1960].
8

{Завоевание Дербента}2

2. Подобный подзаголовок наличествует в каир. изд. [ат̣-Т̣абарӣ, 1960–1969, т. 4, с. 155]. Из содержания главы следует, что она должна была звучать «Завоевание Арминийи», как в «Книге завоеваний стран» [ал-Балāз̱урӣ, 1866, с. 193–212].
9 Согласно {автору «Книги о великих завоеваниях и о вероотступничестве»3} Сайфу {ибн ‘Умару ат-Тамими4}5, и рассказчиков его: 3. Араб. كتاب الفتوح الكبير والرّدّة [Китāб ал-футӯх̣ ал-кабӣр ва-р-ридда].

4. Умер в 180 г.х. (796/7 г.) [Donner, 1997, p. 102–103].

5. См. ат̣-Т̣абарӣ, 1879–1901, сер. I, с. 2016 и сл.
10 …Вернул {халиф} ‘Умар {ибн ал-Хаттаб} (634–644)… Сураку ибн ‘Амра по прозвищу «Сияющий» (ذو النّور [З̱ӯ ан-Нӯр]) в Дербент, определив главой его авангарда ‘Абд ар-Рахмана ибн Раби‘а {ал-Бахили}6, которого также звали «Сияющий»; главой одного из двух флангов назначил Худзайфу ибн ’Усайда ал-Гифари, а другого – Букайра ибн ‘Абд Аллаха ал-Лайтси наконец, возложил он распределение {добычи} на Салмана ибн Раби‘а {ал-Бахили}7. 6. См. там же, с. 2225.

7. См. Х̮алӣфа бин Х̮аййāт̣, 1967, с. 132 и сл.; ал-Балāз̱урӣ, 1866, с. 198 и сл.; ал-Йа‘к̣ӯбӣ, 1883, т. 2, с. 194; ’Ибн ал-’Ас̱ӣр, 1934/5, т. 3, с. 14.
11 Итак, выдвинул Сурака в авангард ‘Абд ар-Рахмана ибн Раби‘а, а сам выступил вслед, выезжая из Азербайджана (آذربيجان [’Āз̱арбайджāн])8 в сторону Дербента. Дошел он до Букайра, когда тот был уже в окрестностях Дербента. . Послал ‘Умар к нему еще и Хабиба ибн Масламу {ал-Фихри}9 в качестве подкрепления. . 8. О вилайете Азербайджан см. Шагинян, 2023, с. 241, прим. 23.

9. См. Х̮алӣфа бин Х̮аййāт̣, 1967, с. 125 и сл.; ал-Балāз̱урӣ, 1866, с. 176 и сл.; ал-Йа‘к̣ӯбӣ, 1883, т. 2, с. 180; ат̣-Т̣абарӣ, 1879–1901, сер. I, с. 2808 и сл.
12 И выступил ‘Абд ар-Рахман ибн Раби‘а вперед к царю Дербента, а царем его в те дни был Шахрвараз (شهربراز [Шахрбарāз])10 – муж из числа жителей Персии (أهل فارس [’ахл Фāрс11])… Возводил он свое происхождение к дому Шахрвараза – царя… {узурпившего у персов трон12}13. И стал этот Шахрвараз вести {с ‘Абд ар-Рахманом} переписку, прося у него защиту… (cер. I, с. 2664), а… явившись к нему, заявил: «Поистине, передо мной {с одной стороны} злейший враг {в лице хазар14}15, а {с другой} – различные народы, не относящиеся к {людям} достойным (أحساب [’ах̣сāб]16). Не подобает тому, кто благороден и разумен, оказать содействие {людям}, подобно этим, или привлекать их на помощь {в борьбе} против знатных и влиятельных персон. . Между прочим, нет у меня ни {капли крови} кавказца (القبج [ал-К̣абдж])17 или армянина18! Поистине, вы одержали верх над страной моей и народом, а посему с сегодняшнего дня я один из вас... Да ниспошлет Всевышний (بَارَكَ اَللّٰه [бāрака Аллах]) нам и вам благословение! А подушная подать (جزية [джизйа]), {которую будем уплачивать}, да поможет вам одержать победу и реализовать все то, что вы задумали19. Но только не унижайте нас данью, иначе обессилите перед лицом собственных врагов!» 10. Он же: первый первенствующий князь Кавказской Албании (см. сн. 30) Вараз-Григор (629–638) [Шагинян, 2021. С. 81–97].

11. О сасанидском марзпанстве Парс см. Шагинян, 2023, с. 241, прим. 24.

12. См. ат̣-Т̣абарӣ, 1879–1901, сер. I, с. 1062.

13. Он же: вел. перс. полководец Фаррохан, по прозвищу Шахрвараз (Σάρβαρος, Σαρβαράζαν, ср.-перс. Šahrwarāz – «государев кабан», в значении символа зороастрийского божества воинской славы и победы Варахрана (ср.-перс. Warahrān, авест. Vərəθraγna)), узурпировавший на 40 дней в 630 г. трон у Сасанидов.

14. Лат. Chazari, Caziri, Gazari, др.-греч. Χάζαροι, др.-арм. Խազիրք [Xazirk‘] – тюрк. кочевой народ. В связи с этим хазары в арабо-мусульм. лит-ре (الخزر [ал-х̮азар]; также: الخازر [ал-х̮āзар] [Х̮алӣфа бин Х̮аййāт̣, 1967, c. 260], в ед. ч. الخزريّ [ал-х̮азарӣ]) зачастую обозначаются просто التّرك [ат-турк], в ед. ч. التّركيّ [ат-туркӣ]. Этимология этнонима хазар остается спорной. Впервые упоминаются в V в. у «отца армянской историографии» [Хоренаци, 2003, с. 1843, 1948–1949; Ашхарհацойц. С. 2170, 2186] в сев.-вост. предгорьях Б. Кавказа, омывающихся Каспийскими морем. Отсюда и раннеисламское наименование Каспия – море Хазарское (بحر الخازر [бах̣р ал-Х̮āзар] [Х̮алӣфа бин Х̮аййāт̣, 1967, c. 456]. С 552 г. ареал расселения хазар оказался в составе обширного Тюркского каганата (др.-тюрк. Türk xanlïqï, кит. 突厥汗国 [Tūjué hánguó]), а с 603 г. – Зап.-Тюркского каганата. И только после ослабления последнего хазары ок. 630 г. добились создания на Сев. Кавказе и Сев. Предкавказье собств. каганата со столицей в Семендере (араб. سمندار [Самандāр]), что на сев.-зап. побережье Каспия. Хазары регулярно совершали набеги на страны Юж. Кавказа и Армянского нагорья, а после их включения в состав халифата начались арабо-хазарские войны [Артамонов, 1962, c. 114–232; Новосельцев, 1990]. После падения каганата (между 965–969) со столицей в низовьях Волги, в Итиле (см. сн. 36), где иудаизм, по свидетельству араб. путешественника ал-Мас‘уди (ок. 896–956), стал государевой религией со времен Харуна ар-Рашида (786–809) [ал-Мас‘ӯдӣ, 1861–1877, т. 2, с. 8], хазары подверглись ассимиляции, растворяясь в среде прочих тюрк. кочевых народов Евразии.

15. Так в перс. версии «Истории пророков и царей» [ал-Бал‘амӣ, 1867–1874, т. 3, с. 496].

16. В ед. ч. حسب [х̣асāб]. В перс. версии обнаруживаем анахронизм – «русы» (les Russes) [ал-Бал‘амӣ, 1867–1874, т. 3, с. 496].

17. Этнотопоним; реже: القبق [ал-К̣абк̣] [ат̣-Т̣абарӣ, 1879–1901, сер. I, с. 866]. О Кавказе см. Шагинян, 2023, с. 248, прим. 91.

18. В тексте этноним во мн. ч.: الأرمن [ал-’арман]; в ед. ч. الأرمنيّ [ал-’арманӣ].

19. В тексте: وجزيتنا إليكم النّصر لكم، والقيام بما تحبّون.
13 Ответил ‘Абд ар-Рахман: «Надо мной есть муж, который готов взять тебя под протекцию свою. Лучше тебе к нему ступать и заручиться поддержкой его!» И пошел {Шахрвараз} к Сураке {ибн ‘Амру}… и как промолвил Сурака: «Принимаю я данное {условие} в отношении тех, кто прибыл с тобой, пока готовы они {служить мне}. Однако не освобождаются от податей те, кто остались {в Дербенте}, не тронувшись {с места}».
14 Итак, было принято подобное {условие}, которое стало практикой для тех, кто участвовал в войнах с врагами-многобожниками (المشركين [ал-мушрикӣн]20), и для тех, на ком не лежали прочие обязанности, кроме как быть наготове к мобилизации и, таким образом, не накладывались на них подати за текущий (cер. I, с. 2665) год. Доложил Сурака ‘Умару ибн ал-Хаттабу в письме о подобном, а тот, одобрив, разрешил ему реализовать его. 20. В ед. ч. المشرك [ал-мушрик].

Number of purchasers: 0, views: 11

Readers community rating: votes 0

1. Hakobyan Т.Kh., Bakhshyan St.T., Barseghyan H.Kh., eds. Dictionary of toponomy of Armenia and adjacent territories in 5 vols. Yerevan: Yerevan Univ. Press, 1986–2001 (in Armenian).

2. Artamonov M.I. History of Khazars. Ed.: L.N. Gumilyov. Leningrad: St. Hermitage, 1962 (in Russian).

3. Ašxarhac‘oyc‘. Matenagirk‘ Hayoc‘. 2003. Vol. II: 5th Century. Рp. 2123–2196 (in Armenian).

4. Al-Balāḏurī – Liber expugnationis regionum auctore Imamo Ahmed ibn Jahja ibn Djabir al-Beladsori. Ed.: M. de Goeje. Lugduni Batavorum: Brill, 1866 (in Arabic).

5. Baranov Kh.K. Large Arabic-Russian dictionary: in 2 vols. 12th ed., stereotypical. Moscow: “Živoj jazyk”, 2008.

6. Bolshakov O.G. History of Caliphate in 4 vols. Moscow: “Vost. Lit.” RAN, 1989–2010. Vol. 2. 1993 (in Russian).

7. Girgas V.F. Arabic-Russian dictionary of the Quran and Hadith. Kazan: Tipogr. Imp. Univ., 1881 (in Russian).

8. Ad-Dīnawarī – Abu Hanifa ad-Dinawеri. Kitab al-Ahbar at-tiwal. Ed.: V. Guirgass. Leiden: E.J. Brill, 1888.

9. Eremyan S.T. Movsēs Kałankatowac‘i about embassy of the Albanian prince Varaz-Trdat to the Khazar Khagan. Zapiski Instituta vostokovedeniya AN SSSR (= Notes of the Institute of Oriental Studies, Academy of Sciences of the Soviet Union). 1939. Vol. 7. Pp. 129–155 (in Russian).

10. Ibn al-Athir. Al-Kamil fi-l-Tarikh: In 9 vols. Cairo: [S.l.], 1353 A.H. / 1934/5 A.D. (in Arabic).

11. Al-Ya‘qūbī, 1883 – Ibn Wadhih qui dicitur al-Ja‘qubi. Historiae: In 2 pars. Ed.: M. Houtsma. Lugduni Batavorum: Brill (in Arabic).

12. Al-Ya‘qūbī, 1892 – Bibliotheca Geographorum Arabicorum. Pars VII: Kitab al-Boldan auctore Ahmed ibn Abi Jakub ibn Wadhih al-Kitab al-Jaqubi. Ed.: M. de Goeje. 1870–1894. Lugduni Batavorum: Brill. Pp. 231–373 (in Arabic).

13. Quran. Tr.: G.S. Sablukova. 3rd ed. Kazan: Central Tipogr., 1907 – Kalām Šarīf. Kazan: Ṭubi‘а fī maṭba‘a Dūmbrāwiskī (in Arabic and Russian).

14. Al-Mas‘ūdī – Macoudi. Les Prairies d’or: En 9 tomes. Ed.: C. Barbier de Meynard et Pavet de Courteille. Paris: Imprimerie Impériale, 1861–1877 (in Arabic).

15. Novoseltsev A.P. Khazar state and its role in the history of Eastern Europe and Caucasus. Moscow: Nauka, 1990 (in Russian).

16. Aṭ-Ṭabarī, 1879–1901 – Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari. Cum aliis ed.: M. de Goeje. Ser. I–III. Lugduni Batavorum, 1879–1901 (in Arabic).

17. Aṭ-Ṭabarī, 1960–1969 – Aṭ-Ṭabarī Abū Ja‘far Muḥammad bin Jarīr. Ta’rīkh ar-Rusul wa-l-Mulūk. Ed.: M. Abū al-Faḍl Ibrāhīm: in 11 vols. Cairo: Dār al-Ma‘ārif, 1960–1969 (in Arabic).

18. Ḫalīfa bin Ḫayyāṭ – The History of Khalifah ibn Khayyat. Ed.: Akram Diya’ al-‘Umari. Nagav: [S.l.], 1386–1387 A.H. / 1967 A.D. (in Arabic).

19. Shahinyan A.K. Unknown Treaty of 22 AH (642/3) of the Arab-Muslim conquerors with the ruler of the Byzantine Caucasus. Vizantiiskii vremennik. 2021. Vol. 105. Pp. 81–97 (in Russian).

20. Shahinyan A.K. Early Medieval Geography of Armenia and the Southern Caucasus countries. Saint Petersburg: Izd-vo “Dmitrii Bulanin”, 2014 (in Russian).

21. Shahinyan A.K. “Father of Muslim Historiography” Aṭ-Ṭabarī (839–923) on the Uprising of Christian Princes and Muslim Emirs of Armīnīya under Caliph Al-Mutawakkil (847–861). Vostok (Oriens) 2023. No. 5. Pp. 236–253 (in Russian).

22. Abaev V. I., Bailey H. W. Alans. Encyclopædia Iranica. 1985. Vol. I., Pp. 801–803.

23. Beeston A.F.L., Ghul M.A., Müller W.W., Ryckmans J. Sabaic Dictionary (English-French-Arabic). Sanaa: Univ. of Sanaa, YAR, 1982.

24. Bivar A.D.H. Gorgān: v. Pre-Islamic history. Encyclopædia Iranica. Vol. XI.2. Рp. 151–153.

25. Bosworth C.E. Ardabīl: i. History of Ardabīl. Encyclopædia Iranica. Vol. II.4. Pр. 357–358.

26. Donner F. M. Sayf b. ‘Umar. Encyclopaedia of Islam. 1997. Vol. 9. Pp. 102–103.

27. Dunlop D. Bab al-Abwab. Encyclopaedia of Islam. 1960. Vol. 1. P. 835b.

28. Kettenhofen E. Darband. Encyclopædia Iranica. 1994. Vol. VII.1. Pp. 13–19.

29. Leder S. Al-Wāḳidī. Encyclopaedia of Islam. 2002. Vol. 11. Pp. 101–103.

30. Madelung W. Gīlān (Ḡelān): iv. History in the Early Islamic Period. Encyclopædia Iranica. 2001. Vol. Х.6. Pр. 634–635.

31. Sezgin U. Al-Madā’inī. Encyclopaedia of Islam. 1986. Vol. 5. Pp. 946–948.

32. Tapper R. Moḡān. Encyclopædia Iranica

33. http://www.iranicaonline.org/articles/mogan-parent-i-ii (Last Updated: January 24, 2012).

34. Widengren G. Arbāyistān. Encyclopædia Iranica. 1986. Vol. II.3. Рp. 276–277.

Система Orphus

Loading...
Up