Повествования «отца мусульманской историографии» ат-Табари (839–923) об арабо-хазарских войнах на Кавказе

 
Код статьиS086919080031921-0-1
DOI10.31696/S086919080031921-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация,
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 5
Страницы251-272
Аннотация

Автор публикации продолжает представлять материалы, извлеченные им из многотомной «Истории пророков и царей» (Та’рӣх̮ ар-русул ва-л-мулӯ̣к) «отца мусульманской историографии», арабоязычного иранца ат-Табари (839–923). В настоящую статью вошли две основные разделы. В первом из них повествуется о завоеваниях арабов-мусульман в христианских странах Южного Кавказа в эпоху правления халифов ‘Умара (634–644) и ‘Усмана (644–656) вплоть до города-крепости Дербент (ал-Баб), которые составили пограничную с Хазарским каганатом вилайет Арминийу. Далее рассказывается о походе мусульман в пределы Хазарии и попытке взятии ими штурмом крупнейшего города Баланджар. Во втором разделе «отец мусульманской историографии» повествует о продолжавшхся с 89 по 183 гг. х. (708–799) походах арабов со стороны ал-Баба в Хазарию, покорении Баланджара и об ответных рейдах хазар во владения халифов к югу от Кавказа. Эти материалы извлечены из классического критического издания ат-Табари, осуществленного в Лейдене (1879–1901) в трех сериях и 15 томах группой ведущих арабистов Европы под общей редакцией Михаэла Яна де Гуе. При этом они сличены А. К. Шагиняном с другим критическим изданием «отца мусульманской историографии», осуществленным в Каире (1960–1969) под редакцией М. Абу ал-Фадла Ибрахима в 11 томах. Избранные отрывки впервые в востоковедной науке переведены А. К. Шагиняном с классического арабского языка на русский, снабжены подробными текстологическими примечаниями и научными комментариями, которые базируются на литературных памятниках по историографии и географии на языках народов Христианского и Мусульманского Востока. Автор публикации при подготовке примечаний и комментарий учел также данные, которые отражены в ведущих научных и справочных изданиях мира (Encyclopaedia of Islam, EncyclopædiaIranica и др.).

Ключевые словаАт-Табари, завоевания арабов-мусульман, Арминийа, Кавказ, Дербент (ал-Баб/ал-Баб ва-л-Абваб), хазары, Баланджар
Получено06.08.2024
Дата публикации27.10.2024
Кол-во символов57602
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

Оглавление

1

КОММЕНТИРОВАННЫЕ ПЕРЕВОДЫ

2 [ат̣-Т̣абарӣ, 1879–1901]
3 (cер. I, стр. 2647) .
4

Далее наступил двадцать второй год {хиджры}

(=30 ноября 642 г.–18 ноября 643 г.)

.
5 (cер. I, стр. 2663)
6 _______________
7 В сем году произошло завоевание Дербента (الباب [ал-Бāб])1. 1. Ср.-перс. Wērōy-pahr («страж Иберии»), ср.-греч. Τξούρ (от др.-арм. Ճորայ պահակ [Čoray pahak] – «страж Чора»). Древнейшее засвидетельствование названия Дербент зафиксировано в др.-арм. геогр. трактате в форме Դարբանդ [Darband], где автор толкует этимологию (пехл.) названия, как «закрытые или же связанные врата», локализуя его на месте Чорай пахака [Ашхарհацойц, 2003, c. 2150 и 2170]. Араб. авторы IX в. приписывают основание ал-Баба/Баб ал-Абваба (باب الأبواب [Бāб ал-’Абвāб], вар. الباب والأبواب [ал-Бāб ва-л-’Абвāб] [ат̣-Т̣абарӣ, 1879–1901, сер. I, с. 900] – «величайшие врата»), т.е. Дербентской цитадели, перс. шахиншаху Хосрову Ануширвану (531–579) [ал-Балāз̱урӣ, 1866, с. 194–195; ал-Йа‘к̣ӯбӣ, 1883, т. 1, с. 203–204]. Дербент – сев. форпост Сасанидского Ирана, входил в границы марзпанства Аран (см. сн. 30, 31), а в араб. эпоху стал сев. форпостом халифата, в границах вилайета Арминийа (см. сн. 24) [Kettenhofen, 1994; Dunlop, 1960].
8

{Завоевание Дербента}2

2. Подобный подзаголовок наличествует в каир. изд. [ат̣-Т̣абарӣ, 1960–1969, т. 4, с. 155]. Из содержания главы следует, что она должна была звучать «Завоевание Арминийи», как в «Книге завоеваний стран» [ал-Балāз̱урӣ, 1866, с. 193–212].
9 Согласно {автору «Книги о великих завоеваниях и о вероотступничестве»3} Сайфу {ибн ‘Умару ат-Тамими4}5, и рассказчиков его: 3. Араб. كتاب الفتوح الكبير والرّدّة [Китāб ал-футӯх̣ ал-кабӣр ва-р-ридда].

4. Умер в 180 г.х. (796/7 г.) [Donner, 1997, p. 102–103].

5. См. ат̣-Т̣абарӣ, 1879–1901, сер. I, с. 2016 и сл.
10 …Вернул {халиф} ‘Умар {ибн ал-Хаттаб} (634–644)… Сураку ибн ‘Амра по прозвищу «Сияющий» (ذو النّور [З̱ӯ ан-Нӯр]) в Дербент, определив главой его авангарда ‘Абд ар-Рахмана ибн Раби‘а {ал-Бахили}6, которого также звали «Сияющий»; главой одного из двух флангов назначил Худзайфу ибн ’Усайда ал-Гифари, а другого – Букайра ибн ‘Абд Аллаха ал-Лайтси наконец, возложил он распределение {добычи} на Салмана ибн Раби‘а {ал-Бахили}7. 6. См. там же, с. 2225.

7. См. Х̮алӣфа бин Х̮аййāт̣, 1967, с. 132 и сл.; ал-Балāз̱урӣ, 1866, с. 198 и сл.; ал-Йа‘к̣ӯбӣ, 1883, т. 2, с. 194; ’Ибн ал-’Ас̱ӣр, 1934/5, т. 3, с. 14.
11 Итак, выдвинул Сурака в авангард ‘Абд ар-Рахмана ибн Раби‘а, а сам выступил вслед, выезжая из Азербайджана (آذربيجان [’Āз̱арбайджāн])8 в сторону Дербента. Дошел он до Букайра, когда тот был уже в окрестностях Дербента. . Послал ‘Умар к нему еще и Хабиба ибн Масламу {ал-Фихри}9 в качестве подкрепления. . 8. О вилайете Азербайджан см. Шагинян, 2023, с. 241, прим. 23.

9. См. Х̮алӣфа бин Х̮аййāт̣, 1967, с. 125 и сл.; ал-Балāз̱урӣ, 1866, с. 176 и сл.; ал-Йа‘к̣ӯбӣ, 1883, т. 2, с. 180; ат̣-Т̣абарӣ, 1879–1901, сер. I, с. 2808 и сл.
12 И выступил ‘Абд ар-Рахман ибн Раби‘а вперед к царю Дербента, а царем его в те дни был Шахрвараз (شهربراز [Шахрбарāз])10 – муж из числа жителей Персии (أهل فارس [’ахл Фāрс11])… Возводил он свое происхождение к дому Шахрвараза – царя… {узурпившего у персов трон12}13. И стал этот Шахрвараз вести {с ‘Абд ар-Рахманом} переписку, прося у него защиту… (cер. I, с. 2664), а… явившись к нему, заявил: «Поистине, передо мной {с одной стороны} злейший враг {в лице хазар14}15, а {с другой} – различные народы, не относящиеся к {людям} достойным (أحساب [’ах̣сāб]16). Не подобает тому, кто благороден и разумен, оказать содействие {людям}, подобно этим, или привлекать их на помощь {в борьбе} против знатных и влиятельных персон. . Между прочим, нет у меня ни {капли крови} кавказца (القبج [ал-К̣абдж])17 или армянина18! Поистине, вы одержали верх над страной моей и народом, а посему с сегодняшнего дня я один из вас... Да ниспошлет Всевышний (بَارَكَ اَللّٰه [бāрака Аллах]) нам и вам благословение! А подушная подать (جزية [джизйа]), {которую будем уплачивать}, да поможет вам одержать победу и реализовать все то, что вы задумали19. Но только не унижайте нас данью, иначе обессилите перед лицом собственных врагов!» 10. Он же: первый первенствующий князь Кавказской Албании (см. сн. 30) Вараз-Григор (629–638) [Шагинян, 2021. С. 81–97].

11. О сасанидском марзпанстве Парс см. Шагинян, 2023, с. 241, прим. 24.

12. См. ат̣-Т̣абарӣ, 1879–1901, сер. I, с. 1062.

13. Он же: вел. перс. полководец Фаррохан, по прозвищу Шахрвараз (Σάρβαρος, Σαρβαράζαν, ср.-перс. Šahrwarāz – «государев кабан», в значении символа зороастрийского божества воинской славы и победы Варахрана (ср.-перс. Warahrān, авест. Vərəθraγna)), узурпировавший на 40 дней в 630 г. трон у Сасанидов.

14. Лат. Chazari, Caziri, Gazari, др.-греч. Χάζαροι, др.-арм. Խազիրք [Xazirk‘] – тюрк. кочевой народ. В связи с этим хазары в арабо-мусульм. лит-ре (الخزر [ал-х̮азар]; также: الخازر [ал-х̮āзар] [Х̮алӣфа бин Х̮аййāт̣, 1967, c. 260], в ед. ч. الخزريّ [ал-х̮азарӣ]) зачастую обозначаются просто التّرك [ат-турк], в ед. ч. التّركيّ [ат-туркӣ]. Этимология этнонима хазар остается спорной. Впервые упоминаются в V в. у «отца армянской историографии» [Хоренаци, 2003, с. 1843, 1948–1949; Ашхарհацойц. С. 2170, 2186] в сев.-вост. предгорьях Б. Кавказа, омывающихся Каспийскими морем. Отсюда и раннеисламское наименование Каспия – море Хазарское (بحر الخازر [бах̣р ал-Х̮āзар] [Х̮алӣфа бин Х̮аййāт̣, 1967, c. 456]. С 552 г. ареал расселения хазар оказался в составе обширного Тюркского каганата (др.-тюрк. Türk xanlïqï, кит. 突厥汗国 [Tūjué hánguó]), а с 603 г. – Зап.-Тюркского каганата. И только после ослабления последнего хазары ок. 630 г. добились создания на Сев. Кавказе и Сев. Предкавказье собств. каганата со столицей в Семендере (араб. سمندار [Самандāр]), что на сев.-зап. побережье Каспия. Хазары регулярно совершали набеги на страны Юж. Кавказа и Армянского нагорья, а после их включения в состав халифата начались арабо-хазарские войны [Артамонов, 1962, c. 114–232; Новосельцев, 1990]. После падения каганата (между 965–969) со столицей в низовьях Волги, в Итиле (см. сн. 36), где иудаизм, по свидетельству араб. путешественника ал-Мас‘уди (ок. 896–956), стал государевой религией со времен Харуна ар-Рашида (786–809) [ал-Мас‘ӯдӣ, 1861–1877, т. 2, с. 8], хазары подверглись ассимиляции, растворяясь в среде прочих тюрк. кочевых народов Евразии.

15. Так в перс. версии «Истории пророков и царей» [ал-Бал‘амӣ, 1867–1874, т. 3, с. 496].

16. В ед. ч. حسب [х̣асāб]. В перс. версии обнаруживаем анахронизм – «русы» (les Russes) [ал-Бал‘амӣ, 1867–1874, т. 3, с. 496].

17. Этнотопоним; реже: القبق [ал-К̣абк̣] [ат̣-Т̣абарӣ, 1879–1901, сер. I, с. 866]. О Кавказе см. Шагинян, 2023, с. 248, прим. 91.

18. В тексте этноним во мн. ч.: الأرمن [ал-’арман]; в ед. ч. الأرمنيّ [ал-’арманӣ].

19. В тексте: وجزيتنا إليكم النّصر لكم، والقيام بما تحبّون.
13 Ответил ‘Абд ар-Рахман: «Надо мной есть муж, который готов взять тебя под протекцию свою. Лучше тебе к нему ступать и заручиться поддержкой его!» И пошел {Шахрвараз} к Сураке {ибн ‘Амру}… и как промолвил Сурака: «Принимаю я данное {условие} в отношении тех, кто прибыл с тобой, пока готовы они {служить мне}. Однако не освобождаются от податей те, кто остались {в Дербенте}, не тронувшись {с места}».
14 Итак, было принято подобное {условие}, которое стало практикой для тех, кто участвовал в войнах с врагами-многобожниками (المشركين [ал-мушрикӣн]20), и для тех, на ком не лежали прочие обязанности, кроме как быть наготове к мобилизации и, таким образом, не накладывались на них подати за текущий (cер. I, с. 2665) год. Доложил Сурака ‘Умару ибн ал-Хаттабу в письме о подобном, а тот, одобрив, разрешил ему реализовать его. 20. В ед. ч. المشرك [ал-мушрик].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 10

Оценка читателей: голосов 0

1. Акопян Т.Х., Мелик-Бахшян Ст.Т., Барсегян О.Х. Словарь топонимов Армении и прилегающих областей в 5 т. Ереван: Изд-во Ереванского ун-та, 1986–2001 (на армянском).

2. Артамонов М.И. История хазар. Под ред. и с примеч. Л.Н. Гумилева. Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962.

3. Ашхарհацойц – Ašxarhac‘oyc‘. Matenagirk‘ Hayoc‘. 2003. Vol. II: 5th Century. Рp. 2123–2196 (на армянском).

4. Ал-Балāз̱урӣ – Liber expugnationis regionum auctore Imamo Ahmed ibn Jahja ibn Djabir al-Beladsori. Ed.: M. de Goeje. Lugduni Batavorum: Brill, 1866 (на арабском).

5. Баранов Х.К. Большой арабско-русский словарь – Qāmūs ‘Arabī–Rūsī Kabīr: в 2 т. 12-е изд., стереотип. М.: «Живой язык», 2008.

6. Большаков О.Г. История халифата в 4 т. М.: «Вост. лит.» РАН, 1989–2010. Т. 2. 1993.

7. Гиргас В.Ф. Арабско-русский словарь к Корану и хадисам – Qāmūs ‘Arabī wa-Rūsī li-’alfāẓ al-Qur’ān wa-l-hadīṯ. Казань: Типогр. Имп. Ун-та, 1881.

8. Ад-Дӣнаварӣ – Abu Hanifa ad-Dinawеri. Kitab al-Ahbar at-tiwal. Ed.: V. Guirgass. Leiden: E.J. Brill, 1888 (на арабском).

9. Еремян C.Т. Моисей Каланкатуйский о посольстве албанского князя Вараз-Трдата к хазарскому хакану Алп-Илитверу. Записки Института Востоковедения АН СССР. 1939. Т. 7. С. 129–155.

10. ’Ибн ал-’Ас̱ӣр – Ibn al-Athir. Al-Kamil fi-l-Tarikh: In 9 vols. Cairo: [S.l.], 1353 A.H. / 1934/5 A.D. (на арабском).

11. Ал-Йа‘к̣ӯбӣ, 1883 – Ibn Wadhih qui dicitur al-Ja‘qubi. Historiae: In 2 pars. Ed.: M. Houtsma. Lugduni Batavorum: Brill (на арабском).

12. Ал-Йа‘к̣ӯбӣ, 1892 – Bibliotheca Geographorum Arabicorum. Pars VII: Kitab al-Boldan auctore Ahmed ibn Abi Jakub ibn Wadhih al-Kitab al-Jaqubi. Ed.: M. de Goeje. 1870–1894. Lugduni Batavorum: Brill. Pp. 231–373 (на арабком).

13. Коран. Пер. Г.С. Саблукова. 3-е изд. Казань: Центр. Типогр., 1907 – Калāм Шарӣф. К̣азāн: т̣уби‘а фӣ мат̣ба‘а Дӯмбрāвискӣ, 1907.

14. Ал-Мас‘ӯдӣ – Macoudi. Les Prairies d’or: En 9 tomes. Ed.: C. Barbier de Meynard et Pavet de Courteille. Paris: Imprimerie Impériale, 1861–1877 (на арабском).

15. Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М.: Наука, 1990.

16. Ат̣-Т̣абарӣ, 1879–1901 – Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari. Cum aliis ed.: M. de Goeje. Ser. I–III. Lugduni Batavorum, 1879–1901 (на арабском).

17. Ат̣-Т̣абарӣ, 1960–1969 – Aṭ-Ṭabarī Abū Ja‘far Muḥammad bin Jarīr. Ta’rīkh ar-Rusul wa-l-Mulūk. Ed.: M. Abū al-Faḍl Ibrāhīm: in 11 vols. Cairo: Dār al-Ma‘ārif, 1960–1969 (на арабском).

18. Х̮алӣфа бин Х̮аййāт̣ – The History of Khalifah ibn Khayyat. Ed.: Akram Diya’ al-‘Umari. Nagav: [S.l.], 1386–1387 A.H. / 1967 A.D. (на арабском).

19. Шагинян А.К. Неизвестный договор 22 г. х. (642/3 г.) арабо-мусульманских завоевателей с правителем византийского Кавказа. Византийский Временник. 2021. Т. 105. С. 81–97.

20. Шагинян А.К. Раннесредневековая география Армении и стран Южного Кавказа. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2014.

21. Шагинян А.К. Повествования «отца мусульманской историографии» ат-Табари (839–923) о восстании христианских князей и мусульманских эмиров Арминийи в эпоху халифа ал-Мутаваккила (847–861). Восток (Oriens). 2023. № 5. С. 236–253.

22. Abaev V. I., Bailey H. W. Alans. Encyclopædia Iranica. 1985. Vol. I., Pp. 801–803.

23. Beeston A.F.L., Ghul M.A., Müller W.W., Ryckmans J. Sabaic Dictionary (English-French-Arabic). Sanaa: Univ. of Sanaa, YAR, 1982.

24. Bivar A.D.H. Gorgān: v. Pre-Islamic history. Encyclopædia Iranica. Vol. XI.2. Рp. 151–153.

25. Bosworth C.E. Ardabīl: i. History of Ardabīl. Encyclopædia Iranica. Vol. II.4. Pр. 357–358.

26. Donner F. M. Sayf b. ‘Umar. Encyclopaedia of Islam. 1997. Vol. 9. Pp. 102–103.

27. Dunlop D. Bab al-Abwab. Encyclopaedia of Islam. 1960. Vol. 1. P. 835b.

28. Kettenhofen E. Darband. Encyclopædia Iranica. 1994. Vol. VII.1. Pp. 13–19.

29. Leder S. Al-Wāḳidī. Encyclopaedia of Islam. 2002. Vol. 11. Pp. 101–103.

30. Madelung W. Gīlān (Ḡelān): iv. History in the Early Islamic Period. Encyclopædia Iranica. 2001. Vol. Х.6. Pр. 634–635.

31. Sezgin U. Al-Madā’inī. Encyclopaedia of Islam. 1986. Vol. 5. Pp. 946–948.

32. Tapper R. Moḡān. Encyclopædia Iranica

33. http://www.iranicaonline.org/articles/mogan-parent-i-ii (Last Updated: January 24, 2012).

34. Widengren G. Arbāyistān. Encyclopædia Iranica. 1986. Vol. II.3. Рp. 276–277.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх