Achievements of the 1905–1911 Constitutional Revolution in Iran in the Shift towards Women’s Equality

 
PIIS086919080031062-5-1
DOI10.31696/S086919080031062-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: aspirant
Affiliation: Institute of Oriental Studies
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
EditionIssue 5
Pages177-188
Abstract

The article is devoted to the achievements of the 1905–1911 Constitutional Revolution in Iran in terms of realization of the feminist idea on women’s rights and equality. In the early 20th century, women in Iran were deprived of political rights and were restricted in the social sphere, so the analysis of their complicity with social and political processes seems to be quite timely. The women’s participation in the revolution included some non-violent actions such as demonstrations, appeals to the monarch and parliament, as well as military participation for victory over the shah’s despotism. The article sheds light on the most significant female organizations in Iran and the Communist Party of Iran’s program concerning the improvement of women’s status. Besides, the author provides information about the most popular female magazines of these days which have certainly contributed to the growth of the Iranian women’s civil consciousness in the early 1900s. As far as the growth of female education is concerned, by presenting some factual information about activity of several schools for girls and one teacher training college, statistic data regarding female education is shown. The author concludes that in spite of the fact that the Constitutional revolution formally had not granted any rights to the Iranian women, the activization of their political participation increased unprecedentedly and the constitutionalists’ achievements could be appreciated as empowerment to receive secular education, expand political consciousness and continue the struggle for equal rights.

KeywordsIran, the Constitutional revolution, feminism, women’s rights, female organizations, female journalism, female education
Received11.10.2024
Publication date27.10.2024
Number of characters33785
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 К началу ХХ в. положение женщин в Иране соответствовало не только существовавшим тогда традициям патриархального устройства обществ во всем мире, но и было обусловлено религиозными и национальными ограничениями. Легализованная религией и законами полигамия, ограничения в быту, в семейном праве и образовании создавали массу препятствий на пути формирования женской индивидуальности, которая, впрочем, мало была востребована в иранском обществе того периода, если учитывать, что главная функция женщин сводилась к деторождению и семейным заботам. Тем не менее волны промышленной революции, просвещение, модернизация, революционные и демократические практики на рубеже XIX – XX вв. заставляли иранских женщин активнее включаться в социальные, экономические и политические процессы, которые запустила собой Конституционная революция 1905–1911 гг.
2

Политическая активность женщин

3 Революционеры, готовые бросить вызов вековым традициям, нуждались в поддержке любых слоев населения, поэтому они обращались за поддержкой к женщинам, отстаивая соблюдение их прав наравне с мужчинами. С первых дней Конституционной революции женщины приняли в ней самое активное участие. Уже на второй день после публичного наказания тегеранских купцов за отказ снижать цену на сахар, то есть 14 декабря 1905 г., когда засевших в первый бест1 в мечети Шах-Абдоль-Азим демонстрантов окружили правительственные войска, женщины с крыш забросали их камнями. 10 января 1906  г. женщины на улице преградили кортеж шаха и под угрозой устранения его от власти потребовали немедленно выполнить требования засевших в бест конституционалистов и отпустить арестованных парламентеров, направленных ранее на переговоры к премьер-министру [Zulfaqari, 2019, p. 42]. Без преувеличения историческую роль сыграла некая Джахангир, выполнявшая функции парламентера к шаху от Революционного комитета Тегерана. Прорвав на улице кольцо телохранителей Мозафереддин-шаха, она передала ему послание с угрозой его убийства за отказ учредить в стране парламент. После этих и других не менее активных демаршей уже в январе 1906 г. Мозафереддин-шах подписал указ о создании прообраза парламента эдалятханэ («дома справедливости»), однако отсутствие практических действий для учреждения парламента вновь активизировало волну женского недовольства. В ходе начавшихся репрессий 11 мая 1906 г. группа женщин совершила налет на казарму, где содержался под арестом один из религиозных лидеров конституционалистов Мохаммад Ваэз, и успешно отбила его у вооруженных казаков. После этого инцидента премьер-министр Эйн од-Доуле распорядился запретить жительницам столицы выходить из своих домов [Hejazi, 2009, p. 322]. Однако столь строгие меры еще больше разжигали возмущение решительно настроенных женщин, поэтому уже в июне – июле 1906 г., пока конституционалисты организовали второй бест в Шах-Абдоль-Азиме, мужественные иранки, облачившись в саваны в знак готовности к самопожертвованию и распевая траурные песни, организовывали шествие по тегеранскому базару с призывом остановить торговлю [Hejazi, 2009, p. 323]. Непрекращающиеся нападения на конституционалистов со стороны преданных шаху казаков вынудили революционеров в июле – августе 1906 г. инициировать бест уже в Куме в 150 км от иранской столицы. Тогда революционерки выполняли вспомогательные функции по поставкам демонстрантам продовольствия и оружия, а также помогали поддерживать их связь с внешним миром [Seraj, 2013, p. 60]. Настойчивость и упорство, проявленные в том числе и женской частью иранского общества, вынудили Мозафереддин-шаха 5 августа 1906 г. подписать указ о введении конституционного строя и учреждении парламента. 1. Бест – мирная сидячая забастовка, заключающаяся в прекращении профессиональной деятельности и размещении в святых местах (как правило, в мечетях) или на территории дипломатических миссий с их разрешения.

Number of purchasers: 0, views: 11

Readers community rating: votes 0

1. Aliev S.M. History of Iran. 20th Century. Moscow: IOS RAS, Kraft+, 2004 (in Russian).

2. Atabaki T., Ravandi-Fadai L. Victims of Their Faith: The Lives and Fates of Iranian Political Activists and Migrant Laborers in the In-terwar Period. Moscow: IOS RAS, 2020 (in Russian).

3. Constitution of Iran, 1906. (in Russian) https://worldconstitutions.ru/?p=738 (accessed: 26.11.2023).

4. Modern History of Iran. An Anthology. Moscow: Nauka, 1988 (in Russian).

5. Afari J. Taamol-i dar tafakkor-e ejtemāyi-siyāsi-ye zanān dar enqelāb-e mašrute. Nime-ye digar. 1992. No. 17. Pp. 7–28 (in Persian).

6. Beheshti-Seresht M., Parvish M. Barresi-ye motālebāt-e ejtemāyi va farhangi-ye zanān dar matbuāt-e asr-e qājār. Zan dar farhang va honar. 2015. No. 3. Pp. 327–341 (in Persian).

7. Delrish B. Zan dar dowre-ye Qājār. Tehran: Sure, 1996 (in Persian).

8. Dowlat-Abadi S. Nāme-hā, nevešte-hā, va yād-hā. Vol. 2. Chicago: Midland Printers, 1998 (in Persian).

9. Faqihi-Moqaddas N. (ed.). Šaxsiyat-hā va āsār-e elmi-ye bānovān-e šiye dar olum-e eslāmi. Qom: Imam Ali Ibn Abi Taleb, 2018 (in Persian).

10. Hejazi B. Tārix-e xānum-hā. Tehran: Qaside-sarā, 2009 (in Persian).

11. Mirzai B. A History of Slavery and Emancipation in Iran, 1800–1929. Aus-tin: University of Texas Press, 2017.

12. Musai H., Kamali S. Barresi-ye naqs-e zanān-e mobārez dar tahavvolāt-e siyāsi-ye asr-e qājār. Tārix-e Irān-e eslāmi. 2018. No. 2. Pp. 87–101 (in Persian).

13. Purhasan-Darzi F. Jariyān-šenāsi-ye farhangi-ye zanān-e fāreq-ot-tahsil az madāres-e doxtarāne-ye qarbi dar irān-e dowrān-e qājār va pahlavi-ye avval moasser dar kašf-e hejāb. Pežuheš dar āmuzeš-e tārix. 2020. No. 2. Pp. 83–111 (in Persian).

14. Sanati M. Sadiqe Dowlat-Abadi: zendegināme. Nime-ye digar. 1992. No. 17. Pp. 64–76 (in Persian).

15. Sedghi H. Women and Politics in Iran. New York: Cambridge University Press, 2007.

16. Seraj L. Upsetting the Idea of Centuries. The Origins of the Women’s Movement in Iran, 1850–1925. Medford: Fletcher School, 2013 (in Persian).

17. Shafii M.S. (ed.). Tārix-e ejtemāyi-ye zanān dar asr-e Qājār. Tehran: Sales, 2021 (in Persian).

18. Tarabi-Farsani S. Ravand-e āmuzeš-e zanān az āqāz-e nowgerāyi tā pāyān-e asr-e Rezā šāh. Dānešnāme. 2008. No. 3. Pp. 89–101 (in Persian).

19. Zulfaqari F. Barresi-ye seyr-e tahavvol-e ejtemayi va eqtesādi-ye zanān dar dowre-ye Qārāriye qabl va bad az enqelāb-e mašrute. Tehran: Dibādoxt, 2019 (in Persian).

Система Orphus

Loading...
Up