Достижения Конституционной революции 1905–1911 гг. в Иране в спектре идеи об установлении женского равноправия

 
Код статьиS086919080031062-5-1
DOI10.31696/S086919080031062-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: соискатель
Аффилиация: Институт востоковедения
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 5
Страницы177-188
АннотацияСтатья посвящена анализу достижений Конституционной революции 1905–1911 гг. в Иране в плане реализации феминисткой идеи об установлении женского равенства. Принимая во внимание тот факт, что в начале ХХ в. женщины в Иране были полностью лишены политических прав, а также имели существенные ограничения в социальной сфере, анализ повышения степени их сопричастности к социально-политическим процессам внутри страны и конкретных результатов и достижений представляется весьма актуальным. Особый акцент в статье делается на участии женщин в Конституционной революции, создании женских общественных организаций и активизации женской журналистики. Отмечаются как мирные акции, будь то демонстрации и поддержка демонстрантов, личные и письменные обращения к монарху, парламенту и иностранным дипломатам, так и военное участие в защите оплотов конституционалистов и их походе на Тегеран для победы над шахской деспотией. Рассматривается деятельность пяти наиболее крупных женских организаций в Иране, а также программа по улучшению положения женщин недавно образованной коммунистической партии Ирана. Автор также приводит сведения о шести самых известных женских журналах того времени, которые, несомненно, внесли существенный вклад в повышение гражданской сознательности и политических амбиций иранок начала ХХ в. В плане развития женского образования на фоне фактических сведений о работе почти десятка школ для девочек и одном педагогическом училище приводятся статистические данные о женском образовании и уровне грамотности среди женщин. В статье делается вывод о том, что, несмотря на провал попыток иранских женщин в ходе Конституционной революции 1905–1911 гг. юридически расширить свои права, их политическое участие увеличилось беспрецедентно, а основные достижения конституционалистов можно отнести к появлению возможностей получать женщинами светское образование, расширять политический кругозор и продолжать борьбу за правовое равенство.
Ключевые словаИран, Конституционная революция, феминизм, права женщин, женские организации, женская журналистика, женское образование
Получено11.10.2024
Дата публикации27.10.2024
Кол-во символов33785
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 К началу ХХ в. положение женщин в Иране соответствовало не только существовавшим тогда традициям патриархального устройства обществ во всем мире, но и было обусловлено религиозными и национальными ограничениями. Легализованная религией и законами полигамия, ограничения в быту, в семейном праве и образовании создавали массу препятствий на пути формирования женской индивидуальности, которая, впрочем, мало была востребована в иранском обществе того периода, если учитывать, что главная функция женщин сводилась к деторождению и семейным заботам. Тем не менее волны промышленной революции, просвещение, модернизация, революционные и демократические практики на рубеже XIX – XX вв. заставляли иранских женщин активнее включаться в социальные, экономические и политические процессы, которые запустила собой Конституционная революция 1905–1911 гг.
2

Политическая активность женщин

3 Революционеры, готовые бросить вызов вековым традициям, нуждались в поддержке любых слоев населения, поэтому они обращались за поддержкой к женщинам, отстаивая соблюдение их прав наравне с мужчинами. С первых дней Конституционной революции женщины приняли в ней самое активное участие. Уже на второй день после публичного наказания тегеранских купцов за отказ снижать цену на сахар, то есть 14 декабря 1905 г., когда засевших в первый бест1 в мечети Шах-Абдоль-Азим демонстрантов окружили правительственные войска, женщины с крыш забросали их камнями. 10 января 1906  г. женщины на улице преградили кортеж шаха и под угрозой устранения его от власти потребовали немедленно выполнить требования засевших в бест конституционалистов и отпустить арестованных парламентеров, направленных ранее на переговоры к премьер-министру [Zulfaqari, 2019, p. 42]. Без преувеличения историческую роль сыграла некая Джахангир, выполнявшая функции парламентера к шаху от Революционного комитета Тегерана. Прорвав на улице кольцо телохранителей Мозафереддин-шаха, она передала ему послание с угрозой его убийства за отказ учредить в стране парламент. После этих и других не менее активных демаршей уже в январе 1906 г. Мозафереддин-шах подписал указ о создании прообраза парламента эдалятханэ («дома справедливости»), однако отсутствие практических действий для учреждения парламента вновь активизировало волну женского недовольства. В ходе начавшихся репрессий 11 мая 1906 г. группа женщин совершила налет на казарму, где содержался под арестом один из религиозных лидеров конституционалистов Мохаммад Ваэз, и успешно отбила его у вооруженных казаков. После этого инцидента премьер-министр Эйн од-Доуле распорядился запретить жительницам столицы выходить из своих домов [Hejazi, 2009, p. 322]. Однако столь строгие меры еще больше разжигали возмущение решительно настроенных женщин, поэтому уже в июне – июле 1906 г., пока конституционалисты организовали второй бест в Шах-Абдоль-Азиме, мужественные иранки, облачившись в саваны в знак готовности к самопожертвованию и распевая траурные песни, организовывали шествие по тегеранскому базару с призывом остановить торговлю [Hejazi, 2009, p. 323]. Непрекращающиеся нападения на конституционалистов со стороны преданных шаху казаков вынудили революционеров в июле – августе 1906 г. инициировать бест уже в Куме в 150 км от иранской столицы. Тогда революционерки выполняли вспомогательные функции по поставкам демонстрантам продовольствия и оружия, а также помогали поддерживать их связь с внешним миром [Seraj, 2013, p. 60]. Настойчивость и упорство, проявленные в том числе и женской частью иранского общества, вынудили Мозафереддин-шаха 5 августа 1906 г. подписать указ о введении конституционного строя и учреждении парламента. 1. Бест – мирная сидячая забастовка, заключающаяся в прекращении профессиональной деятельности и размещении в святых местах (как правило, в мечетях) или на территории дипломатических миссий с их разрешения.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 12

Оценка читателей: голосов 0

1. Алиев С.М. История Ирана. ХХ век. Москва: ИВ РАН, Крафт+, 2004.

2. Атабаки Т., Раванди-Фадаи Л. Жертвы времени: жизнь и судьба иранских политических деятелей и трудовых мигрантов в межвоенный период. Москва: ИВ РАН, 2020.

3. Конституция Ирана, 1906. https://worldconstitutions.ru/?p=738 (accessed: 26.11.2023).

4. Новая история Ирана. Хрестоматия. Москва: Наука, 1988.

5. Afari J. Taamol-i dar tafakkor-e ejtemāyi-siyāsi-ye zanān dar enqelāb-e mašrute. Nime-ye digar. 1992. No. 17. Pp. 7–28 (in Persian).

6. Beheshti-Seresht M., Parvish M. Barresi-ye motālebāt-e ejtemāyi va farhangi-ye zanān dar matbuāt-e asr-e qājār. Zan dar farhang va honar. 2015. No. 3. Pp. 327–341 (in Persian).

7. Delrish B. Zan dar dowre-ye Qājār. Tehran: Sure, 1996 (in Persian).

8. Dowlat-Abadi S. Nāme-hā, nevešte-hā, va yād-hā. Vol. 2. Chicago: Midland Printers, 1998 (in Persian).

9. Faqihi-Moqaddas N. (ed.). Šaxsiyat-hā va āsār-e elmi-ye bānovān-e šiye dar olum-e eslāmi. Qom: Imam Ali Ibn Abi Taleb, 2018 (in Persian).

10. Hejazi B. Tārix-e xānum-hā. Tehran: Qaside-sarā, 2009 (in Persian).

11. Mirzai B. A History of Slavery and Emancipation in Iran, 1800–1929. Aus-tin: University of Texas Press, 2017.

12. Musai H., Kamali S. Barresi-ye naqs-e zanān-e mobārez dar tahavvolāt-e siyāsi-ye asr-e qājār. Tārix-e Irān-e eslāmi. 2018. No. 2. Pp. 87–101 (in Persian).

13. Purhasan-Darzi F. Jariyān-šenāsi-ye farhangi-ye zanān-e fāreq-ot-tahsil az madāres-e doxtarāne-ye qarbi dar irān-e dowrān-e qājār va pahlavi-ye avval moasser dar kašf-e hejāb. Pežuheš dar āmuzeš-e tārix. 2020. No. 2. Pp. 83–111 (in Persian).

14. Sanati M. Sadiqe Dowlat-Abadi: zendegināme. Nime-ye digar. 1992. No. 17. Pp. 64–76 (in Persian).

15. Sedghi H. Women and Politics in Iran. New York: Cambridge University Press, 2007.

16. Seraj L. Upsetting the Idea of Centuries. The Origins of the Women’s Movement in Iran, 1850–1925. Medford: Fletcher School, 2013.

17. Shafii M.S. (ed.). Tārix-e ejtemāyi-ye zanān dar asr-e Qājār. Tehran: Sales, 2021 (in Persian).

18. Tarabi-Farsani S. Ravand-e āmuzeš-e zanān az āqāz-e nowgerāyi tā pāyān-e asr-e Rezā šāh. Dānešnāme. 2008. No. 3. Pp. 89–101 (in Persian).

19. Zulfaqari F. Barresi-ye seyr-e tahavvol-e ejtemayi va eqtesādi-ye zanān dar dowre-ye Qārāriye qabl va bad az enqelāb-e mašrute. Tehran: Dibādoxt, 2019 (in Persian).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх