Книжная культура в Южном Приаралье в XIX – начале XX вв. (по материалам рукописных коллекций в Нукусе).

 
Код статьиS086919080030935-5-1
DOI10.31696/S086919080030935-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Института востоковедения РАН
Адрес: Москва, Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 3
Страницы166-174
Аннотация

Регион Южного Приаралья, низовьев Амударьи, в историко-культурном отношении связанный с Хорезмом и Хивинским ханством (ныне территория суверенной республики Каракалпакстан в составе Узбекистана), особенно ярко выделяется специфическими чертами книжной культуры, обусловленными длительными контактами с Волго-Уральским регионом, наличием большого количества медресе, сохранности устной эпической традиции. Статья продолжает серию исследований, посвященных рукописям и книгам Фонда восточных рукописей Каракалпакского Института гуманитарных наук Каракалпакского отделения Академии наук Узбекистана (город Нукус, Каракалпакстан). Он содержит манускрипты, старопечатные книги и литографии на арабском, тюркских (также каракалпакском) и персидском языках, иллюстрирующие развитие книжной культуры региона вплоть до середины XX в. Можно сказать, что книжная культура этого региона исследована относительно немного; ее характерные чертыобусловлены длительными контактами с Волго-Уральским регионом, некогда наличием большого количества медресе, бытованию эпической традиции на каракалпакском языке. Рукописные собрания региона наглядно свидетельствуют о постоянной циркуляции рукописей и книг между Южным Приаральем, сосредотачивавшем в то время ряд крупных медресе, и Волго-Уральским регионом: через Петропавловск, Троицк и Оренбург, где проходили торговые пути, и Нижегородскую ярмарку.Значительное число рукописных собраний и фондов музеев и Института гуманитарных наук в Каракалпакстане, а также отдельные рукописи и целые коллекции рукописей и книг, находящихся в частных руках, все еще остаются неисследованными. Можно отметить, что те частные коллекции, которые находятся (и, вероятно, продолжат поступать) в Фонде КИГН или музеях Нукуса, отражая некоторые общие черты книжной культуры региона, несут на себе одновременно отпечаток и личности своего прежнего владельца/собирателя, и следы пребывания и формирования в прежних институциях (собраниях медресе). Хронологические рамки этих коллекций можно обозначить в целом как XIX – начало XX вв. (некоторые документы в составе – чуть позднее).

Ключевые словаСредняя Азия, Приаралье, Каракалпакстан, Казань, арабографичные рукописи, старопечатные книги, книжная культура, тюркский фольклор, каракалпакский язык.
Получено16.05.2024
Дата публикации16.06.2024
Кол-во символов18958
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Принято выделять несколько основных крупных историко-географических районов распространения тюркских рукописей: Восточный Туркестан, среднеазиатский, турецкий (Малая Азия), Закавказский (Азербайджан), Волго-Уральский. Довольно обширный диапазон связан с бытованием тюркской рукописной книги на огромных пространствах Центральной Азии, Кавказа, Ближнего Востока и Европы, что, в свою очередь, исторически обусловлено расселением тюркских народов [Дмитриева, 1987, с. 41]. В то же время такая классификация в настоящее время представляется условной, недостаточно детальной и слишком общей, не учитывающей некоторые особенности локальных традиций – и прежде всего это касается Средней Азии. Внутри этого ареала довольно четко (наряду с прочими областями) можно выделить регион Южного Приаралья, низовьев Амударьи, в историко-культурном отношении связанный с Хорезмом (впоследствии входивший в состав Хивинского ханства; ныне территория республики Каракалпакстан в составе Узбекистана), который особенно ярко выделяется специфическими чертами книжной культуры, обусловленными длительными контактами с Волго-Уральским регионом, некогда – наличием большого количества медресе, сохранности эпической традиции на каракалпакском языке.
2 В некоторых наших предыдущих публикациях, посвященных Фонду восточных рукописей Каракалпакского Института гуманитарных наук Каракалпакского отделения Академии наук Узбекистана (город Нукус, Каракалпакстан), шла речь о процессе описания и каталогизации рукописей, старопечатных книг и литографий на арабском, тюркских и, в меньшей степени, персидском языках [Аникеева, Идрисов, 2021; Anikeeva, 2023], прежде всего связанной с работой А.Р. Идрисова, трудами М.А. Карлыбаева и др. (надо отметить, что в целом исследований в этой области относительно немного). Тем не менее, не только рукописи данного Института, но и рукописные собрания региона в целом (как правило, сконцентрированные в музеях и учреждениях Нукуса) становились объектом внимания исследователей: это, прежде всего, каталог арабских, персидских и тюркских рукописей Музея, составленный А. Муминовым, М. Шуппе и А.Р. Идрисовым и выпущенный в 2007 г. [Muminov, Szuppe, Idrisov, 2007]. Кроме того, во введении к этому каталогу уже был поставлен вопрос, в какой степени соотносятся частные и государственные рукописные собрания Нукуса, Дорткуля, Чимбая и других городов Приаралья и некогда существовавшая библиотека медресе каракум-ишанов [Muminov, Szuppe, Idrisov, 2007, p. 16–20]. История же самих каракум-ишанов недавно стала объектом исследования Абдусалима Рахматуллаевича Идрисова – книга вышла в 2023 г. на каракалпакском языке [Идрисов, 2023]; вопросы деятельности Среднеазиатского духовного управления мусульман (САДУМ) и мусульманского духовенства (в частности, Рахматуллы Идрисова – потомка каракум-ишанов, отца А.Р. Идрисова), а также суфиев, в Каракалпакии в советское время затронуты в недавно вышедшем исследовании Паоло Сартори [Sartori, 2024].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 11

Оценка читателей: голосов 0

1. Аникеева Т.А., Идрисов А.Р. О рукописях, литографиях и старопечатных книгах Каракалпакского института гуманитарных наук. Восток (Oriens). 2021. № 4. С. 195–203.

2. Бартольд В.В. Чагатайская литература. Сочинения. Т. V. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1968. С. 606–610.

3. Дмитриева Л.В. Каталог тюркских рукописей Института востоковедения. М.: Восточная литература, 2002.

4. Зайцев И.В., Аникеева Т.А. Идегей легендарный и Идегей исторический. Идегей. Татарский народный эпос (в пересказе Р. Бухараева). М.: Фонд Марджани, 2023. С. 8–14.

5. Идрисов А. Каракум ийшанлары тарихы. Нокиc: Qaraqalpaqstan, 2023.

6. Карлыбаев М.А. К истории ислама у каракалпаков: исторические, социальные, этнические и генеалогические контексты. Нукус: Илим, 2021.

7. Райхл К. Тюркский эпос: традиции, формы, поэтическая структура. Пер. с англ. В. Трейстер, под ред. Д.А. Функа. М.: Восточная литература, 2008.

8. Тошoв Н. По следам дворцовой библиотеки: рукописная культура в Хорезме при Конгратах. (Studies and Texts on Central Asia. Hrsg. von Florian Schwarz. Bd. 4). Vienna: Austrian Academy of Sciences, 2023.

9. Anikeeva T.A. Cultural Ties of Khorezm and the Volga Region in the 19th – Beginning of the 20th c. (on the Example of the Manuscript Collections of the Southern Aral Sea Region). Vostok (Oriens). 2022. No. 4. Pp. 125–131.

10. Anikeeva T.A. Sali Bauatdinov’s Collection as a Part of the Manuscript Fund of the Karakalpak Institute of Humanities of the Academy of Sciences of the Republic of Uzbekistan in Nukus. Orientalistica. 2023. Vol. 6. No. 1. Pp. 24–54.

11. Muminov A., Szuppe M., Idrisov A. Manucrits en écriture arabe du Musée régional de Nukus (République autonome du Karakalpakstan, Ouzbékistan). Fonds arabe, person, turkī et Karakalpak. (Series Catalogorum, II). Roma: Instituto per l’Oriente C.A. Nallino, 2007.

12. Sartori P. A Soviet Sultanate (Islam in Socialist Uzbekistan 1943–1991). (Central Asian Library. Vol. 2). Vienna: Austrian Academy of Sciences, 2024.

13. Tosun N. Sûfî Allahyâr. Türk Diyanet Vakfı Islam Ansıklopedisi. Istanbul: Türkiye Diyanet Vakfı, 2016.

14. Tuna M. Imperial Russia’s Muslim. Islam, Empire and European Modernity, 1788–1914. Cambridge: Cambridge University Press, 2015.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх