НОВАЯ КНИГА О БУНИНЕ

 
Код статьиS013160950012857-6-1
DOI10.31860/0131-6095-2020-4-279-281
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва Пономарев Е. Р. Преодолевший модернизм: Творчество И. А. Бунина эмигрантского периода. М.: Литфакт, 2019. 340 с.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: зав. кафедрой журналистики и литературоведения Института филологии и языковой коммуникации
Аффилиация: Сибирский федеральный университет
Адрес: Российская Федерация,
Название журналаРусская литература
ВыпускНомер 4
Страницы279-281
Аннотация

Рец. на: Пономарев Е. Р. Преодолевший модернизм: Творчество И. А. Бунина эмигрантского периода. М.: Литфакт, 2019. 340 с.

Ключевые слова
Источник финансированияРабота выполнена при финансовой поддержке РФФИ, научный проект № 20-012-41004
Получено03.12.2020
Дата публикации08.12.2020
Кол-во символов11558
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 DOI: 10.31860/0131-6095-2020-4-279-281
2 © К. В. Анисимов
3 НОВАЯ КНИГА О БУНИНЕ1 1. * Пономарев Е. Р. Преодолевший модернизм: Творчество И. А. Бунина эмигрантского периода. М.: Литфакт, 2019. 340 с.
4 Монография Е. Р. Пономарева подводит промежуточный итог многолетним изысканиям ее автора в областях бунинской текстологии и эдиционной практики (см. три тома издания «И. А. Бунин. Новые материалы» (2004-2014); новейший 110-й том «Литературного наследства», десятки отдельных статей) и соединяет в своем инструментарии анализ поэтики с детальными экскурсами в историю текста. Самоочевидная эффективность такого подхода, особенно в условиях становящегося все более шокирующим отсутствия авторитетного издания сочинений первого русского нобелиата, дополнена здесь соображениями об уникальных особенностях бунинской литературной работы, о внедренной в словесную структуру произведения его принципиальной смысловой «незаконченности», когда буквально каждый (даже вполне маргинальный и, казалось бы, чисто «технический» по своему положению среди рукописей) манускрипт может содержать в себе решительный смысловой поворот, проблематизирующий то, что обычно понимают под «итоговой редакцией» и «последней авторской волей». Здесь Е. Р. Пономарев словно семантизирует текстологию, возводя рутину нескончаемых бунинских правок к новому, динамическому и подвижному, принципиально поливариантному мышлению писателя, хотя в целом разрабатывает самое продуктивное русло современного буниноведения, взыскующего введения в научный оборот и максимально полного подключения к любому разговору о «творчестве» материалов из бунинского «Парижского архива», хранящегося ныне в университете британского Лидса: «...накануне полуторавекового юбилея основными задачами филологической науки о Бунине являются дальнейшие архивные публикации и подготовка полного научного собрания сочинений первого русского нобелевского лауреата по литературе»,2 — точно отметила коллега Е. Р. Пономарева Т. М. Двинятина. 2. Двинятина Т. М. Предъюбилейное: буниниана последних лет // Русская литература. 2019. № 3. С. 256.
5 Заглавие книги содержит двойную филологическую аллюзию: через общеизвестную, посвященную акмеистам, статью В. М. Жирмунского «Преодолевшие символизм» (1916) — к влиятельной в сообществе буниноведов работе Т. М. Двинятиной «Поэзия И. А. Бунина и акмеизм: Сопоставительный анализ поэтических систем» (СПб., 1999), в которой корпус стихотворений автора «Листопада» освещался как система, согласующаяся рядом своих черт с обобщенной эстетической программой Н. С. Гумилева, А. А. Ахматовой и О. Э. Мандельштама (особая игра слова и вещи, топографическая экзотика, интертекстуальность и т. д.). Определение Бунина как «стихийного акмеиста» было 20 лет назад важным, этапным шагом после того, как еще ранее, в 19701990-е годы благодаря усилиям О. В. Сливицкой и Ю. В. Мальцева, а также реактуализированного А. К. Жолковским Л. С. Выготского,3 по-новому раскрылись бунинские онтология мира, нарратология текста и рецепция предшественников, вследствие чего писатель был «выведен» из объяснительного прокрустова ложа «реализма», «бытописания», «очерковости» и прочих клише социологизированной критики начала XX века, резервировавшей за создателем «Жизни Арсеньева» незавидный статус чудаковатого, хоть и мастеровитого эпигона И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого. 3. Мальцев Ю. Иван Бунин. 1870-1953. М.; Франкфурт-на-Майне, 1994; Сливицкая О. В. «Повышенное чувство жизни»: мир Ивана Бунина. М., 2004; Жолковский А. К. «Легкое дыхание» Бунина — Выготского семьдесят лет спустя // Жолковский А. К. Блуждающие сны и другие работы. М., 1994. С. 103-120.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 488

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх