The Alliance of Sahel States as a “Laboratory” of Minilateralism

 
PIIS086919080030925-4-1
DOI10.31696/S086919080030925-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Assosiate Professor
Affiliation: MGIMO-University
Address: Moscow, Russia
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
EditionIssue 5
Pages108-119
Abstract

The article is devoted to the problem of institutionalization of the Alliance of Sahel States, created by Burkina Faso, Mali and Niger in September 2023. The study’s relevance is connect to the fact that this military-political organization is becoming an important factor in the regional security architecture, but at the same time does not have many characteristic elements of military-political alliances. Moreover, the Alliance of Sahel States is increasingly working on the economic and political integration of participating countries, that is, going beyond the framework of a classic military alliance. In this regard, the activities of the Alliance are viewed from the perspective of the theory of minilateralism, which explains the incentives and limitations of cooperation in flexible formats of interaction. The research methodology is based on an interdisciplinary approach, including historical and political aspects. To analyze the main areas of interaction between member countries of the Alliance of Sahel States, historical, genetic and comparative methods are used, making it possible to identify common interests and disagreements between states on individual issues. In the fight against international terrorism, Burkina Faso, Mali and Niger have achieved a high level of coordination of operations. On the issue of political integration and the potential formation of a confederation, serious contradictions arose between Niger and Burkina Faso, leading to increased sectoral and bilateral cooperation. In conclusion, it is pointed out that the Alliance of Sahel States differs in many ways from the well-known examples of minilateralism and represents its new form.

KeywordsAlliance of Sahel States, Burkina Faso, Mali, Niger, minilateralism, military alliance, regional integration
Received22.10.2024
Publication date27.10.2024
Number of characters26353
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Создание Альянса государств Сахеля в сентябре 2023 г. стало важной вехой в современной истории Африки. Данная организация не только взяла на себя ответственность по формированию новой региональной архитектуры безопасности, но и претендует на глобальное влияние в силу своей антиколониальной и антифранцузской политики. В частности, в учредительном документе Альянса – Хартии Липтако-Гурма – фиксируется приверженность стран-участниц «продолжать героическую борьбу африканских народов и государств за политическую независимость» [Charter of Liptako-Gourma, 2023].
2 По своим базовым характеристикам Альянса государств Сахеля – это военно-политический союз, его функции связаны с устранением угроз безопасности, стоящих перед тремя государствами-учредителями (Буркина-Фасо, Мали и Нигер). Согласно Хартии Липтако-Гурма, страны Альянса взяли на себя обязательства защищать друг друга от внешнего нападения, помогать в борьбе с повстанческими и террористическими организациями, способствовать разрешению конфликтов на территории каждого участника, закрыть свое воздушное и наземное пространство для операций третьих сторон в отношении любого из участников [Charter of Liptako-Gourma, 2023]. Однако лидеры стран Альянса чётко заявляют о своем стремлении дополнить блок военно-политических обязательств соглашениями об экономическом и политическом сотрудничестве. В частности, в декабре 2023 г. лидер Нигера А. Тчиани объявил о стремлении Альянса развивать сотрудничество в валютной сфере [Niger, Mali and Burkina Faso to move toward monetary alliance, 2023]. В том же месяце состоялась встреча глав МИД трёх стран в Бамако, на которой обсуждались рекомендации по созданию совместных стабилизационного фонда и инвестиционного банка [Burkina Faso, Mali and Niger, 2023]. В феврале 2024 г. на новой встрече глав дипломатических ведомств констатировалась приверженность стран Альянса цели «создания трёхчастной конфедерации» [Burkina Faso, Mali, Niger juntas, 2024]. Таким образом, на политическом уровне отмечается стремление государств-участников выйти далеко за рамки военно-политического союза и сформировать структуры, похожие на региональный интеграционный блок.
3 В этой связи возникает вопрос: что представляется собой Альянс государств Сахеля и каковы возможные перспективы его развития с учетом избранных странами-участниками институциональных механизмов сотрудничества? В зарубежной аналитической литературе встречается точка зрения, что Альянс есть не что иное, как «союз автократов», лишенный каких-либо устойчивых институциональных связок. А потому новое объединение скорее всего может распасться [Alna, 2023]. Другая точка зрения состоит в том, что появление военно-политического союза в Сахеле связано исключительно с деятельностью внешних сил (то есть России), а потому этот союз просуществует столько, сколько потребуется внешнему покровителю [Minde, 2024]. В данной логике также отрицается наличие каких-либо институциональных механизмов сотрудничества между тремя странами. Более осторожные оценки исходят из переходного характера действующих правительств в Буркина-Фасо, Мали и Нигере. А потому взятые в таких условиях обязательства пройдут определенную корректировку при возвращении к гражданскому правлению [Bassou, 2024]. Наконец, иногда в зарубежных экспертных материалах встречается тезис о том, что существующие вызовы в сфере безопасности настолько серьёзны, что смогут сыграть консолидирующую роль для участников Альянса государств Сахеля. Иными словами, военно-политический союз будет укрепляться не изнутри, а извне – в силу необходимости бороться с террористическими организациями [Touré, 2024].

Number of purchasers: 0, views: 14

Readers community rating: votes 0

1. Gusev A.A. “Sahel Troika” – What is Behind its Exit from ECOWAS? (in Russian). https://interaffairs.ru/news/show/44436 (accessed: 05.05.2024).

2. Idahosa S.O., Savicheva E.M., Ihidero S.A., Adebayo K.M. Regional Security Complex and Threat Dynamics of the Sahelian States. Vestnik RUDN. International Relations. 2023. Vol. 23. No. 1. Pp. 67–87 (in Russian).

3. Istomin I.A., Baykov A.A. Dynamics of International Alliances in an Unbalanced World Structure. World Economy and International Relations. 2019. Vol. 63. No. 1. Pp. 34–48 (in Russian).

4. How are the first joint operations of the Alliance of Sahel States going? (in Russian). Rybar. 17.04.2024. https://rybar.ru/kak-prohodyat-pervye-sovmestnye-operaczii-alyansa-gosudarstv-sahelya/ (accessed: 05.05.2024).

5. Kureev A., Emelyanenko E., Fokina A. Sahel Confederation. A nightmare of globalists or an achievable reality? (in Russian). https://afrinz.ru/2023/12/sahelskaya-konfederacziya-strashnyj-son-globalistov-ili-dostizhimaya-realnost/ (accessed: 05.05.2024).

6. Loshkariov I.D. Alliance of Sahel States: starting difficulties as a resource for development (in Russian). https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/alyans-gosudarstv-sakhelya-startovye-trudnosti-kak-resurs-razvitiya/ (accessed: 05.05.2024).

7. Ponomarev I.V. Segmented Terrorism in the Sahara-Sahel Zone. The second stage: 2016–2021. Asia and Africa today. 2022. No. 2. Pp. 47–55 (in Russian).

8. The Russians Deployed to Africa. (in Russian). 25.01.2024. https://www.kommersant.ru/doc/6467569 (accessed: 05.05.2024).

9. Sidorov A.S. The Military-Political Balance of France’s Capabilities in the Sahel: Stages and Mechanisms of Exit from the Theater of Operations. Current Problems of Europe. 2022. No. 4(116). Pp. 79–108 (in Russian).

10. Alliance des états du Sahel: La charpente d’une confédération se met progressivement en place pour une intégration réaliste. Maliweb. 22.02.2024. clck.ru/3DCKZx (accessed: 05.05.2024).

11. Alliance des états du Sahel: Un sommet des chefs d’Etat en vue. Maliweb. 13.03.2024. https://www.maliweb.net/economie/cooperation/alliance-des-etats-du-sahel-un-sommet-des-chefs-detat-en-vue-3056978.html (accessed: 05.05.2024).

12. Alna F. A New West African Security Pact Is Bound to Fail. Foreign Policy. 24.10.2023. https://foreignpolicy.com/2023/10/24/alliance-sahel-states-security-extremism-mali-burkina-faso-niger/ (accessed: 05.05.2024).

13. Bassou A. From the Alliance of Sahel States to the Confederation of Sahel States: The Road is Clear, But Full of Traps. Policy Center for the New South. 24.04.2024. https://www.policycenter.ma/publications/alliance-sahel-states-confederation-sahel-states-road-clear-full-traps (accessed: 05.05.2024).

14. Berridge G.R. Ententes and alliances. Review of International Studies. 1989. Vol. 15. No. 3. Pp. 251–260.

15. Burkina Faso, Mali and Niger look to form a federation. 2.12.2023. https://www.africanews.com/2023/12/02/burkina-faso-mali-and-niger-look-to-form-a-federation/ (accessed: 05.05.2024).

16. Burkina Faso, Mali, Niger juntas confirm plan to form new tri-state confederation. North Africa Post. 20.02.2024. https://northafricapost.com/75301-burkina-faso-mali-niger-juntas-confirm-plan-to-form-new-tri-state-confederation.html (accessed: 05.05.2024).

17. Burkina: Les ministres de l’Alliance des Etats du Sahel travaillent sur l’élaboration d’un traité portant création de la Confédération Burkina, Mali et Niger. Agence d’Information du Burkina. 15.02.2024. clck.ru/3DCKnK (accessed: 05.05.2024).

18. Ce dont les ministres des pays de l’Alliance des États du Sahel ont convenu à Ouagadougou. Maliweb. 16.02.2024. https://www.maliweb.net/politique/ce-dont-les-ministres-des-pays-de-lalliance-des-etats-du-sahel-ont-convenu-a-ouagadougou-3053963.html (accessed: 05.05.2024).

19. Charter of Liptako-Gourma Establishing the Alliance of Sahel States. 17.09.2023. https://maliembassy.us/wp-content/uploads/2023/09/LIPTAKO-GOURMA-Engl-2.pdf (accessed: 05.05.2024).

20. Global Terrorism Index 2024. https://www.economicsandpeace.org/wp-content/uploads/2024/02/GTI-2024-web-290224.pdf (accessed: 05.05.2024).

21. Gourma/6ème Région militaire: Le lieutenant-Colonel Daibiré Somé Diannibé Éric prend le commandement. Agence d’Information du Burkina. 23.02.2024. https://www.aib.media/gourma-6eme-region-militaire-le-lieutenant-colonel-daibire-some-diannibe-eric-prend-le-commandement/ (accessed: 05.05.2024).

22. Kim S.M., Haug S., Rimmer S. H. Minilateralism revisited: MIKTA as slender diplomacy in a multiplex world. Global Governance: A Review of Multilateralism and International Organizations. 2018. Vol. 24. No. 4. Pp. 475–489.

23. Koga K. A new strategic minilateralism in the Indo-Pacific. Asia Policy. 2022. Vol. 17. No. 4. Pp. 27–34.

24. Le Niger, le Mali et le Burkina déterminés à faire de l’AES un outil privilégié de défense, de diplomatie et de développement (Conclusions réunion). Agence d’Information du Burkina. 19.05.2024. https://clck.ru/3DCKug (accessed: 19.05.2024).

25. Le sens de l’histoire commande que le Burkina, le Niger et le Mali constituent rapidement une fédération, Me Kyelem. Agence d’Information du Burkina. 08.10.2023. https://www.aib.media/le-sens-de-lhistoire-commande-que-le-burkina-le-niger-et-le-mali-constituent-rapidement-une-federation-me-kyelem/ (accessed: 05.05.2024).

26. Liptako-Gourma: L’AES se serre les coudes. Maliweb. 29.11.2023. https://www.maliweb.net/economie/cooperation/liptako-gourma-laes-se-serre-les-coudes-3045012.html (accessed: 05.05.2024).

27. Mali: Alliance des États du Sahel: La force conjointe neutralise de nombreux terroristes. Maliweb. 16.04.2024. https://www.maliweb.net/ insecurite/mali-alliance-des-etats-du-sahel-la-force-conjointe-neutralise-de-nombreux-terroristes-3060354.html (accessed: 05.05.2024).

28. Minde N. Russia’s Africa Corps – more than old wine in a new bottle. Institute for Security Studies. 07.03.2024. https://issafrica.org/iss-today/russias-africa-corps-more-than-old-wine-in-a-new-bottle (accessed: 05.05.2024).

29. Naim M. Minilateralism. Foreign policy. 2009. No. 173. Pр. 135–136.

30. Niger, Mali and Burkina Faso to move toward monetary alliance, Niger leader says. Reuters. 11.12.2023. https://www.reuters.com/world/africa/niger-mali-burkina-faso-move-toward-monetary-alliance-niger-leader-says-2023-12-11 (accessed: 05.05.2024).

31. Ouverture à Niamey de la 1ère réunion du Conseil des Chefs d’Etat- Major des pays de l’AES. Agence Nigerienne de Presse. 06.03.2024. http://www.anp.ne/index.php/article/ouverture-niamey-de-la-1ere-reunion-du-conseil-des-chefs-d-etat-major-des-pays-de-l-aes (accessed: 05.05.2024).

32. Patrick S. The new “new multilateralism”: Minilateral cooperation, but at what cost? Global Summitry. 2015. Vol. 1. No. 2. Рр. 115–134.

33. Réunion des ministres de l’AES: La marche vers la création de la Confédération Burkina-Mali-Niger est entamée. Niger Express. 19.02.2024. http://nigerexpress.info/2024/02/19/reunion-des-ministres-de-laes-la-marche-vers-la-creation-de-la-confederation-burkina-mali-niger-est-entamee/ (accessed: 05.05.2024).

34. Touré J. Alliance des États du Sahel: une nouvelle dynamique de sécurité collective? Institut EGA. 26.03.2024. https://www.institut-ega.org/l/alliance-des-etats-du-sahel-une-nouvelle-dynamique-de-securite-collective/ (accessed: 05.05.2024).

35. Un nouveau Bataillon d’Intervention Rapide (BIR) renforce le maillage et la puissance de feu dans à la région de l’Est. Agence d’Information du Burkina. 23.02.2024. https://www.aib.media/un-nouveau-bataillon-dintervention-rapide-bir-renforce-le-maillage-et-la-puissance-de-feu-dans-a-la-region-de-lest/ (accessed: 05.05.2024).

36. UNHCR Regional Bureau for West and Central Africa. Overview – Forcibly Displaced and Stateless Persons. March 2024. https://data.unhcr.org/en/documents/download/108022 (accessed: 05.05.2024).

37. Wilkins T.S. ‘Alignment’, not ‘alliance’–the shifting paradigm of international security cooperation: toward a conceptual taxonomy of alignment. Review of International Studies. 2012. Vol. 38. No. 1. Рр. 53–76.



Additional sources and materials

Alliance des états du Sahel: La charpente d’une confédération se met progressivement en place pour une intégration réaliste. 22.02.2024. https://www.maliweb.net/economie/cooperation/alliance-des-etats-du-sahel-la-charpente-dune-confederation-se-met-progressivement-en-place-pour-une-integration-realiste-3054509.html (accessed: 05.05.2024)

Alliance des états du Sahel: Un sommet des chefs d’Etat en vue. 13.03.2024. https://www.maliweb.net/economie/cooperation/alliance-des-etats-du-sahel-un-sommet-des-chefs-detat-en-vue-3056978.html (accessed: 05.05.2024)

(accessed: 05.05.2024)

(accessed: 05.05.2024)

. 251-260.

Burkina : Les ministres de l’Alliance des Etats du Sahel travaillent sur l’élaboration d’un traité portant création de la Confédération Burkina, Mali et Niger. 15.02.2024. https://www.aib.media/burkina-les-ministres-de-lalliance-des-etats-du-sahel-travaillent-sur-lelaboration-dun-traite-portant-creation-de-la-confederation-burkina-mali-et-niger-2/ (accessed: 05.05.2024)

(accessed: 05.05.2024)

(accessed: 05.05.2024)

. 16.02.2024. https://www.maliweb.net/politique/ce-dont-les-ministres-des-pays-de-lalliance-des-etats-du-sahel-ont-convenu-a-ouagadougou-3053963.html (accessed: 05.05.2024)

Chapter of Liptako-Gourma Establishing the Alliance of Sahel States. 17.09.2023. https://maliembassy.us/wp-content/uploads/2023/09/LIPTAKO-GOURMA-Engl___-2.pdf (accessed: 05.05.2024)

(accessed: 05.05.2024)

  commandement. 23.02.2024. https://www.aib.media/gourma-6eme-region-militaire-le-lieutenant-colonel-daibire-some-diannibe-eric-prend-le-commandement/ (accessed: 05.05.2024)

Global Governance: A Review of Multilateralism and International Organizations. 2018. Vol. 24. №. 4. Pp. 475-489.

. 27-34.

Le sens de l’histoire commande que le Burkina, le Niger et le Mali constituent rapidement une fédération, Me Kyelem. 8.10.2023. https://www.aib.media/le-sens-de-lhistoire-commande-que-le-burkina-le-niger-et-le-mali-constituent-rapidement-une-federation-me-kyelem/ (accessed: 05.05.2024)

. 29.11.2023. https://www.maliweb.net/economie/cooperation/liptako-gourma-laes-se-serre-les-coudes-3045012.html (accessed: 05.05.2024)

. 16.04.2024. https://www.maliweb.net/insecurite/mali-alliance-des-etats-du-sahel-la-force-conjointe-neutralise-de-nombreux-terroristes-3060354.html (accessed: 05.05.2024)

. 7.03.2024. https://issafrica.org/iss-today/russias-africa-corps-more-than-old-wine-in-a-new-bottle (accessed: 05.05.2024)

.

(accessed: 05.05.2024)

Ouverture à Niamey de la 1ère réunion du Conseil des Chefs d’Etat- Major des pays de l’AES. 6.03.2024. http://www.anp.ne/index.php/article/ouverture-niamey-de-la-1ere-reunion-du-conseil-des-chefs-d-etat-major-des-pays-de-l-aes (accessed: 05.05.2024)

. 115-134.

. 19.02.2024. http://nigerexpress.info/2024/02/19/reunion-des-ministres-de-laes-la-marche-vers-la-creation-de-la-confederation-burkina-mali-niger-est-entamee/ (accessed: 05.05.2024)

Touré J. Alliance des États du Sahel: une nouvelle dynamique de sécurité collective? 26.03.2024. https://www.institut-ega.org/l/alliance-des-etats-du-sahel-une-nouvelle-dynamique-de-securite-collective/ (accessed: 05.05.2024)

Un nouveau Bataillon d’Intervention Rapide (BIR) renforce le maillage et la puissance de feu dans à la région de l’Est. 23.02.2024. https://www.aib.media/un-nouveau-bataillon-dintervention-rapide-bir-renforce-le-maillage-et-la-puissance-de-feu-dans-a-la-region-de-lest/ (accessed: 05.05.2024)

UNHCR Regional Bureau for West and Central Africa. Overview – Forcibly Displaced and Stateless Persons. March 2024. https://data.unhcr.org/en/documents/download/108022 (accessed: 05.05.2024)

. 53-76.

Система Orphus

Loading...
Up