Альянс государств Сахеля как «лаборатория» минилатерализма

 
Код статьиS086919080030925-4-1
DOI10.31696/S086919080030925-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент
Аффилиация: МГИМО МИД России
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 5
Страницы108-119
Аннотация

Статья посвящена проблеме институционального оформления Альянса государств Сахеля, созданного Буркина-Фасо, Мали и Нигером в сентябре 2023 г. Актуальность исследования связана с тем, что данная военно-политическая организация становится важным фактором в региональной архитектуре безопасности, но при этом не имеет множества характерных элементов военно-политических союзов – например, общих наднациональных структур, бюджетных программ и объединенных подразделений. Более того, Альянс государств Сахеля все активнее налаживает работу по экономической и политической интеграции стран-участников, то есть выходит за рамки классического военного союза. В этой связи, деятельность Альянса рассматривается с позиций теории минилатерализма, которая объясняет стимулы и ограничения сотрудничества в гибких форматах взаимодействия. В отличие от классических военно-политических союзов, сотрудничество в формате минилатерализма подразумевает гибкость в вопросах участия, многоуровневость переговорных площадок, сочетание формальных и неформальных инструментов, акцент на краткосрочных или более конкретных целях. Методология исследования базируется на междисциплинарном подходе, включающем в себя исторические и политические аспекты. Для анализа основных направлений взаимодействия стран-членов Альянса государств Сахеля используются историко-генетический и сравнительный методы, которые позволяют выявить общие интересы, совпадения позиций и разногласия государств по отдельным вопросам. В вопросах борьбы с международным терроризмом Буркина-Фасо, Мали и Нигер достигли высокого уровня координации операций, но ограничились их проведением на своей территории, не создавая каких-либо общих подразделений. По проблематике политической интеграции и потенциального образования конфедерации возникли серьезные противоречия между Нигером и Буркина-Фасо, которые привели к активизации отраслевого и двустороннего сотрудничества, замещающего отсутствие компромисса на уровне трех стран. В заключении делается вывод, что Альянс государств Сахеля по ряду показателей отличается от уже описанных в науке примеров минилатерализма и представляет собой его новую форму.

Ключевые словаАльянс государств Сахеля, Буркина-Фасо, Мали, Нигер, минилатерализм, военный союз, региональная интеграция
Получено22.10.2024
Дата публикации27.10.2024
Кол-во символов26353
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Создание Альянса государств Сахеля в сентябре 2023 г. стало важной вехой в современной истории Африки. Данная организация не только взяла на себя ответственность по формированию новой региональной архитектуры безопасности, но и претендует на глобальное влияние в силу своей антиколониальной и антифранцузской политики. В частности, в учредительном документе Альянса – Хартии Липтако-Гурма – фиксируется приверженность стран-участниц «продолжать героическую борьбу африканских народов и государств за политическую независимость» [Charter of Liptako-Gourma, 2023].
2 По своим базовым характеристикам Альянса государств Сахеля – это военно-политический союз, его функции связаны с устранением угроз безопасности, стоящих перед тремя государствами-учредителями (Буркина-Фасо, Мали и Нигер). Согласно Хартии Липтако-Гурма, страны Альянса взяли на себя обязательства защищать друг друга от внешнего нападения, помогать в борьбе с повстанческими и террористическими организациями, способствовать разрешению конфликтов на территории каждого участника, закрыть свое воздушное и наземное пространство для операций третьих сторон в отношении любого из участников [Charter of Liptako-Gourma, 2023]. Однако лидеры стран Альянса чётко заявляют о своем стремлении дополнить блок военно-политических обязательств соглашениями об экономическом и политическом сотрудничестве. В частности, в декабре 2023 г. лидер Нигера А. Тчиани объявил о стремлении Альянса развивать сотрудничество в валютной сфере [Niger, Mali and Burkina Faso to move toward monetary alliance, 2023]. В том же месяце состоялась встреча глав МИД трёх стран в Бамако, на которой обсуждались рекомендации по созданию совместных стабилизационного фонда и инвестиционного банка [Burkina Faso, Mali and Niger, 2023]. В феврале 2024 г. на новой встрече глав дипломатических ведомств констатировалась приверженность стран Альянса цели «создания трёхчастной конфедерации» [Burkina Faso, Mali, Niger juntas, 2024]. Таким образом, на политическом уровне отмечается стремление государств-участников выйти далеко за рамки военно-политического союза и сформировать структуры, похожие на региональный интеграционный блок.
3 В этой связи возникает вопрос: что представляется собой Альянс государств Сахеля и каковы возможные перспективы его развития с учетом избранных странами-участниками институциональных механизмов сотрудничества? В зарубежной аналитической литературе встречается точка зрения, что Альянс есть не что иное, как «союз автократов», лишенный каких-либо устойчивых институциональных связок. А потому новое объединение скорее всего может распасться [Alna, 2023]. Другая точка зрения состоит в том, что появление военно-политического союза в Сахеле связано исключительно с деятельностью внешних сил (то есть России), а потому этот союз просуществует столько, сколько потребуется внешнему покровителю [Minde, 2024]. В данной логике также отрицается наличие каких-либо институциональных механизмов сотрудничества между тремя странами. Более осторожные оценки исходят из переходного характера действующих правительств в Буркина-Фасо, Мали и Нигере. А потому взятые в таких условиях обязательства пройдут определенную корректировку при возвращении к гражданскому правлению [Bassou, 2024]. Наконец, иногда в зарубежных экспертных материалах встречается тезис о том, что существующие вызовы в сфере безопасности настолько серьёзны, что смогут сыграть консолидирующую роль для участников Альянса государств Сахеля. Иными словами, военно-политический союз будет укрепляться не изнутри, а извне – в силу необходимости бороться с террористическими организациями [Touré, 2024].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 15

Оценка читателей: голосов 0

1. Гусев А.А. «Сахельская тройка» – что стоит за ее выходом из ЭКОВАС? Международная жизнь. 02.02.2024. https://interaffairs.ru/news/show/44436 (дата обращения: 05.05.2024).

2. Идахоса С.О., Савичева Е.М., Ихидеро С.А., Адебайо К.М. Комплекс региональной безопасности и динамика угроз государствам Сахеля. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2023. Т. 23. № 1. С. 67–87.

3. Истомин И.А., Байков А.А. Динамика международных альянсов в неравновесной мировой системе. Мировая экономика и международные отношения. 2019. Т. 63. № 1. С. 34–48.

4. Как проходят первые совместные операции Альянса Государств Сахеля. Rybar. 17.04.2024. https://rybar.ru/kak-prohodyat-pervye-sovmestnye-operaczii-alyansa-gosudarstv-sahelya/ (дата обращения: 05.05.2024).

5. Куреев А., Емельяненко Е., Фокина А. Сахельская конфедерация. Страшный сон глобалистов или достижимая реальность? Африканская инициатива. 27.12.2023. https://afrinz.ru/2023/12/sahelskaya-konfederacziya-strashnyj-son-globalistov-ili-dostizhimaya-realnost/ (дата обращения: 05.05.2024).

6. Лошкарёв И.Д. Альянс государств Сахеля: стартовые трудности как ресурс развития. РСМД. 18.12.2023. https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/alyans-gosudarstv-sakhelya-startovye-trudnosti-kak-resurs-razvitiya/ (дата обращения: 05.05.2024).

7. Пономарёв И.В. Сегментированный терроризм в зоне Сахары-Сахеля. Период второй: 2016–2021. Азия и Африка сегодня. 2022. № 2. С. 47–55.

8. Россияне развернулись в Африке. 25.01.2024. https://www.kommersant.ru/doc/6467569 (дата обращения: 05.05.2024).

9. Сидоров А.С. Военно-политический баланс возможностей Франции в Сахеле: этапы и механизмы выхода с ТВД. Актуальные проблемы Европы. 2022. № 4(116). С. 79–108.

10. Alliance des états du Sahel: La charpente d’une confédération se met progressivement en place pour une intégration réaliste. Maliweb. 22.02.2024. clck.ru/3DCKZx (дата обращения: 05.05.2024).

11. Alliance des états du Sahel: Un sommet des chefs d’Etat en vue. Maliweb. 13.03.2024. https://www.maliweb.net/economie/cooperation/alliance-des-etats-du-sahel-un-sommet-des-chefs-detat-en-vue-3056978.html (дата обращения: 05.05.2024).

12. Alna F. A New West African Security Pact Is Bound to Fail. Foreign Policy. 24.10.2023. https://foreignpolicy.com/2023/10/24/alliance-sahel-states-security-extremism-mali-burkina-faso-niger/ (дата обращения: 05.05.2024).

13. Bassou A. From the Alliance of Sahel States to the Confederation of Sahel States: The Road is Clear, But Full of Traps. Policy Center for the New South. 24.04.2024. https://www.policycenter.ma/publications/alliance-sahel-states-confederation-sahel-states-road-clear-full-traps (дата обращения: 05.05.2024).

14. Berridge G.R. Ententes and alliances. Review of International Studies. 1989. Vol. 15. No. 3. Pp. 251–260.

15. Burkina Faso, Mali and Niger look to form a federation. 2.12.2023. https://www.africanews.com/2023/12/02/burkina-faso-mali-and-niger-look-to-form-a-federation/ (дата обращения: 05.05.2024).

16. Burkina Faso, Mali, Niger juntas confirm plan to form new tri-state confederation. North Africa Post. 20.02.2024. https://northafricapost.com/75301-burkina-faso-mali-niger-juntas-confirm-plan-to-form-new-tri-state-confederation.html (дата обращения: 05.05.2024).

17. Burkina: Les ministres de l’Alliance des Etats du Sahel travaillent sur l’élaboration d’un traité portant création de la Confédération Burkina, Mali et Niger. Agence d’Information du Burkina. 15.02.2024. clck.ru/3DCKnK (дата обращения: 05.05.2024).

18. Ce dont les ministres des pays de l’Alliance des États du Sahel ont convenu à Ouagadougou. Maliweb. 16.02.2024. https://www.maliweb.net/politique/ce-dont-les-ministres-des-pays-de-lalliance-des-etats-du-sahel-ont-convenu-a-ouagadougou-3053963.html (дата обращения: 05.05.2024).

19. Charter of Liptako-Gourma Establishing the Alliance of Sahel States. 17.09.2023. https://maliembassy.us/wp-content/uploads/2023/09/LIPTAKO-GOURMA-Engl-2.pdf (дата обращения: 05.05.2024).

20. Global Terrorism Index 2024. https://www.economicsandpeace.org/wp-content/uploads/2024/02/GTI-2024-web-290224.pdf (дата обращения: 05.05.2024).

21. Gourma/6ème Région militaire: Le lieutenant-Colonel Daibiré Somé Diannibé Éric prend le commandement. Agence d’Information du Burkina. 23.02.2024. https://www.aib.media/gourma-6eme-region-militaire-le-lieutenant-colonel-daibire-some-diannibe-eric-prend-le-commandement/ (дата обращения: 05.05.2024).

22. Kim S.M., Haug S., Rimmer S. H. Minilateralism revisited: MIKTA as slender diplomacy in a multiplex world. Global Governance: A Review of Multilateralism and International Organizations. 2018. Vol. 24. No. 4. Pp. 475–489.

23. Koga K. A new strategic minilateralism in the Indo-Pacific. Asia Policy. 2022. Vol. 17. No. 4. Pp. 27–34.

24. Le Niger, le Mali et le Burkina déterminés à faire de l’AES un outil privilégié de défense, de diplomatie et de développement (Conclusions réunion). Agence d’Information du Burkina. 19.05.2024. https://clck.ru/3DCKug (дата обращения: 19.05.2024).

25. Le sens de l’histoire commande que le Burkina, le Niger et le Mali constituent rapidement une fédération, Me Kyelem. Agence d’Information du Burkina. 08.10.2023. https://www.aib.media/le-sens-de-lhistoire-commande-que-le-burkina-le-niger-et-le-mali-constituent-rapidement-une-federation-me-kyelem/ (дата обращения: 05.05.2024).

26. Liptako-Gourma: L’AES se serre les coudes. Maliweb. 29.11.2023. https://www.maliweb.net/economie/cooperation/liptako-gourma-laes-se-serre-les-coudes-3045012.html (дата обращения: 05.05.2024).

27. Mali: Alliance des États du Sahel: La force conjointe neutralise de nombreux terroristes. Maliweb. 16.04.2024. https://www.maliweb.net/ insecurite/mali-alliance-des-etats-du-sahel-la-force-conjointe-neutralise-de-nombreux-terroristes-3060354.html (дата обращения: 05.05.2024).

28. Minde N. Russia’s Africa Corps – more than old wine in a new bottle. Institute for Security Studies. 07.03.2024. https://issafrica.org/iss-today/russias-africa-corps-more-than-old-wine-in-a-new-bottle (дата обращения: 05.05.2024).

29. Naim M. Minilateralism. Foreign policy. 2009. No. 173. Pр. 135–136.

30. Niger, Mali and Burkina Faso to move toward monetary alliance, Niger leader says. Reuters. 11.12.2023. https://www.reuters.com/world/africa/niger-mali-burkina-faso-move-toward-monetary-alliance-niger-leader-says-2023-12-11 (дата обращения: 05.05.2024).

31. Ouverture à Niamey de la 1ère réunion du Conseil des Chefs d’Etat- Major des pays de l’AES. Agence Nigerienne de Presse. 06.03.2024. http://www.anp.ne/index.php/article/ouverture-niamey-de-la-1ere-reunion-du-conseil-des-chefs-d-etat-major-des-pays-de-l-aes (дата обращения: 05.05.2024).

32. Patrick S. The new “new multilateralism”: Minilateral cooperation, but at what cost? Global Summitry. 2015. Vol. 1. No. 2. Рр. 115–134.

33. Réunion des ministres de l’AES: La marche vers la création de la Confédération Burkina-Mali-Niger est entamée. Niger Express. 19.02.2024. http://nigerexpress.info/2024/02/19/reunion-des-ministres-de-laes-la-marche-vers-la-creation-de-la-confederation-burkina-mali-niger-est-entamee/ (дата обращения: 05.05.2024).

34. Touré J. Alliance des États du Sahel: une nouvelle dynamique de sécurité collective? Institut EGA. 26.03.2024. https://www.institut-ega.org/l/alliance-des-etats-du-sahel-une-nouvelle-dynamique-de-securite-collective/ (дата обращения: 05.05.2024).

35. Un nouveau Bataillon d’Intervention Rapide (BIR) renforce le maillage et la puissance de feu dans à la région de l’Est. Agence d’Information du Burkina. 23.02.2024. https://www.aib.media/un-nouveau-bataillon-dintervention-rapide-bir-renforce-le-maillage-et-la-puissance-de-feu-dans-a-la-region-de-lest/ (дата обращения: 05.05.2024).

36. UNHCR Regional Bureau for West and Central Africa. Overview – Forcibly Displaced and Stateless Persons. March 2024. https://data.unhcr.org/en/documents/download/108022 (дата обращения: 05.05.2024).

37. Wilkins T.S. ‘Alignment’, not ‘alliance’–the shifting paradigm of international security cooperation: toward a conceptual taxonomy of alignment. Review of International Studies. 2012. Vol. 38. No. 1. Рр. 53–76.



Дополнительные библиографические источники и материалы

Alliance des états du Sahel: La charpente d’une confédération se met progressivement en place pour une intégration réaliste. 22.02.2024. https://www.maliweb.net/economie/cooperation/alliance-des-etats-du-sahel-la-charpente-dune-confederation-se-met-progressivement-en-place-pour-une-integration-realiste-3054509.html (accessed: 05.05.2024)

Alliance des états du Sahel: Un sommet des chefs d’Etat en vue. 13.03.2024. https://www.maliweb.net/economie/cooperation/alliance-des-etats-du-sahel-un-sommet-des-chefs-detat-en-vue-3056978.html (accessed: 05.05.2024)

(accessed: 05.05.2024)

(accessed: 05.05.2024)

. 251-260.

Burkina : Les ministres de l’Alliance des Etats du Sahel travaillent sur l’élaboration d’un traité portant création de la Confédération Burkina, Mali et Niger. 15.02.2024. https://www.aib.media/burkina-les-ministres-de-lalliance-des-etats-du-sahel-travaillent-sur-lelaboration-dun-traite-portant-creation-de-la-confederation-burkina-mali-et-niger-2/ (accessed: 05.05.2024)

(accessed: 05.05.2024)

(accessed: 05.05.2024)

. 16.02.2024. https://www.maliweb.net/politique/ce-dont-les-ministres-des-pays-de-lalliance-des-etats-du-sahel-ont-convenu-a-ouagadougou-3053963.html (accessed: 05.05.2024)

Chapter of Liptako-Gourma Establishing the Alliance of Sahel States. 17.09.2023. https://maliembassy.us/wp-content/uploads/2023/09/LIPTAKO-GOURMA-Engl___-2.pdf (accessed: 05.05.2024)

(accessed: 05.05.2024)

  commandement. 23.02.2024. https://www.aib.media/gourma-6eme-region-militaire-le-lieutenant-colonel-daibire-some-diannibe-eric-prend-le-commandement/ (accessed: 05.05.2024)

Global Governance: A Review of Multilateralism and International Organizations. 2018. Vol. 24. №. 4. Pp. 475-489.

. 27-34.

Le sens de l’histoire commande que le Burkina, le Niger et le Mali constituent rapidement une fédération, Me Kyelem. 8.10.2023. https://www.aib.media/le-sens-de-lhistoire-commande-que-le-burkina-le-niger-et-le-mali-constituent-rapidement-une-federation-me-kyelem/ (accessed: 05.05.2024)

. 29.11.2023. https://www.maliweb.net/economie/cooperation/liptako-gourma-laes-se-serre-les-coudes-3045012.html (accessed: 05.05.2024)

. 16.04.2024. https://www.maliweb.net/insecurite/mali-alliance-des-etats-du-sahel-la-force-conjointe-neutralise-de-nombreux-terroristes-3060354.html (accessed: 05.05.2024)

. 7.03.2024. https://issafrica.org/iss-today/russias-africa-corps-more-than-old-wine-in-a-new-bottle (accessed: 05.05.2024)

.

(accessed: 05.05.2024)

Ouverture à Niamey de la 1ère réunion du Conseil des Chefs d’Etat- Major des pays de l’AES. 6.03.2024. http://www.anp.ne/index.php/article/ouverture-niamey-de-la-1ere-reunion-du-conseil-des-chefs-d-etat-major-des-pays-de-l-aes (accessed: 05.05.2024)

. 115-134.

. 19.02.2024. http://nigerexpress.info/2024/02/19/reunion-des-ministres-de-laes-la-marche-vers-la-creation-de-la-confederation-burkina-mali-niger-est-entamee/ (accessed: 05.05.2024)

Touré J. Alliance des États du Sahel: une nouvelle dynamique de sécurité collective? 26.03.2024. https://www.institut-ega.org/l/alliance-des-etats-du-sahel-une-nouvelle-dynamique-de-securite-collective/ (accessed: 05.05.2024)

Un nouveau Bataillon d’Intervention Rapide (BIR) renforce le maillage et la puissance de feu dans à la région de l’Est. 23.02.2024. https://www.aib.media/un-nouveau-bataillon-dintervention-rapide-bir-renforce-le-maillage-et-la-puissance-de-feu-dans-a-la-region-de-lest/ (accessed: 05.05.2024)

UNHCR Regional Bureau for West and Central Africa. Overview – Forcibly Displaced and Stateless Persons. March 2024. https://data.unhcr.org/en/documents/download/108022 (accessed: 05.05.2024)

. 53-76.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх