Глобальная социология: навстречу новым направлениям

 
Код статьиS013216250006123-8-1
DOI10.31857/S013216250006123-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор; президент Международной социологической ассоциации (2018–2022)
Аффилиация: Американский университет в Бейруте
Адрес: Ливан, Бейрут
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 8
Страницы3-7
Аннотация

        

Ключевые слова
Получено05.08.2019
Дата публикации12.08.2019
Кол-во символов15800
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В июле 2018 г. в Торонто на конгрессе Международной социологической ассоциации (МСА) я удостоился чести быть избранным её президентом. В настоящей статье хотел бы изложить своё программное выступление в качестве кандидата на эту должность. Предлагаемая программа состоит из трёх пунктов и касается диалога социологий, двигающихся в направлении к поставторитарному подходу, и нынешнего кризиса теории секуляризации.
2

Социологии в диалоге.

3 Из двадцати предыдущих президентов МСА только двое не были гражданами Европы и Северной Америки, я — третий. Я вступаю в должность, имея за собой личный и профессиональный опыт, который повлиял на мое понимание социологии и стоящих перед нею современных задач. Я учился в университетах Сирии и Франции, работал в различных академических институтах в Египте, Палестине, Франции и Ливане. Этот опыт позволил мне познакомиться с многочисленными дискуссиями, развернувшимися в разных контекстах.
4 Поскольку я осторожно (на самом деле!) отношусь к антагонистическим бинарным категориям (таким как традиция/современность, Восток/Запад, универсализм/контекстуализм и т.д.), я выступаю за диалог разных социологий. «Социологии в диалоге» — таково было фактическое название Четвертой конференции Совета национальных ассоциаций МСА. Такое же название получил сборник статей по итогам конференции, готовящийся к публикации издательством SAGE под редакцией Чин Чун И и Сари Ханафи. Очень важно, чтобы некоторые социологические понятия, такие, например, как права человека, имели статус универсальных. Однако я считаю, что признание всеобщего характера конкретных социологических понятий может осуществиться только благодаря консенсусу, достигаемому в ходе многостороннего кросскультурного диалога, а не путем универсализации ценностей евро-американского контекста. Позвольте мне привести в качестве примера понятие демократии. Является ли демократия универсальной? Да, это так. Но не в качестве модели для экспорта, как показал Флоран Генар [Guénard, 2016], и не как телеологическая концепция, а как исторический опыт, который приобрёл нормативность благодаря распространению, в особенности начиная с 1980-х гг. в Латинской Америке, затем в Восточной и Центральной Европе, и, наконец, в некоторых странах арабского мира. Таким образом, универсальным является воображаемое стремление к демократии, следы которого обнаруживаются в лозунгах свободы, справедливости и достоинства, формулируемых ее сторонниками. Этот нормативный универсализм необременителен и не препятствует существованию того, что А. Сальваторе обозначил как «разные модели гражданственности» [Salvatore, 2016].
5 Я полагаю, что анализ производства социального знания не должен ограничиваться постколониальным подходом, который фокусирует внимание на задачах эмансипации от колониальных условий и сопротивлении гегемонии западного знания. Постколониальная перспектива должна быть дополнена тем, что я называю «поставторитарным подходом». Это означает, что при изучении механизмов производства социального знания необходимо учитывать не только влияние колониализма, но и воздействие локального авторитаризма.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 878

Оценка читателей: голосов 0

1. Alatas S.F., Sinha V. (2017) Sociological Theory beyond the Canon. London: Palgrave Macmillan UK Springer.

2. Bishara Azmi (2017) The Army and Political Power in the Arab Context: Theoretical Problems. Apr 15. URL: https://www.dohainstitute.org/.../The_Army_and_Political_Power (accessed 04.06.2019).

3. Guénard F. (2016) La Démocratie universelle. Philosophie d’un modèle politique [Universal democracy. Philosophy of a political model]. Paris: Seuil. (In French.)

4. Salvatore A. (2016) The Sociology of Islam: Knowledge, Power and Civility. Hoboken, NJ, US: Wiley Blackwell.

5. Harrison G. (2019) Authoritarian neoliberalism and capitalist transformation in Africa: all pain, no gain in, Globalizations. Vol. 16. No. 3: 274-288.

6. Laroche J. (2017). The Brutalization of the World From the Retreat of States to Decivilization. New York-London: Springer

7. Mosse G. (1991) Fallen Soldiers: Reshaping the Memory of the World Wars. New York: Oxford University Press, USA

8. Rosenau J. (1990) Turbulence in World Politics: A Theory of Change and Continuity. Princeton, NJ: Princeton University Press.

9. Walhof D. (2013) Habermas, Same-Sex Marriage, and the Problem of Religion in Public Life. In: Philosophy & Social Criticism. Vol. 39. No. 3.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх