Климатический поворот США: цели и средства

 
Код статьиS086904990014921-5-1
DOI10.31857/S086904990014921-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт Европы Российской академии наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 2
Страницы53-65
Аннотация

Предмет статьи – инициативы новой администрации США в области изменения климата и национальной климатической политики. Автор исследует основные положения климатической политики администрации Дж. Байдена и анализирует влияние этой политики на позицию США по обязательствам стран в рамках Парижского соглашения. Выявлены принципиально новые моменты: постановка климатической повестки во главу угла внутренней и внешней политики и политики безопасности США. Исследуются организационные нововведения и управленческие решения, внедряемые для реализации климатической политики нового типа, показана их связь с назначениями в администрации и руководстве ведущих федеральных министерств и ведомств, резко повысивших климатические компетенции руководящих кадров. Дан прогноз направлений наибольшей активности США по линии климатической дипломатии и связанных с этим рисков и вызовов для России.

Ключевые словавыбросы парниковых газов, климатическая политика, Парижское соглашение, РКИК ООН (Рамочная Конвенция ООН об изменении климата), исполнительный указ, экзистенциальная угроза, климатическая повестка, институционально-правовая основа, организационные структуры, национальная безопасность
Получено31.05.2021
Дата публикации01.06.2021
Кол-во символов36911
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 19 февраля 2021 г. стало официальной датой возврата Соединенных Штатов в статус полноправной Стороны Парижского климатического соглашения. Вся процедура, в полном соответствии с правилами, заняла всего один месяц – в отличие от инициированного Д. Трампом выхода США из Соглашения, растянувшегося на целых три года. Тем самым США на своем примере подтвердили тот факт, что в Парижское соглашение вступить легко – выйти из него значительно трудней.
2 С целью сразу обозначить особую важность климатической тематики, Дж. Байден подписал исполнительный указ (Executive Order) о возвращении Штатов в Соглашение 20 января с.г., сразу после инаугурации. Тогда же были подписаны еще два исполнительных указа, напрямую относящиеся к климатической повестке. Спустя всего неделю, 27 января, были подписаны еще три исполнительных указа, касающиеся климатической тематики.
3 Такой взрывной активности по отдельно взятой проблеме Америка не видела, пожалуй, со времен Карибского кризиса; но бросающаяся в глаза поспешность действий не сказалась (редкий по нынешним временам случай) на уровне проработанности и связности текстов. Внимательный анализ указов Байдена убеждает, что их составляли не в суматохе инаугурационных дней - в ход пошли тщательно разработанные заготовки квалифицированных экспертов, знающих толк в государственном управлении и во внешней политике. Фактически этими указами заново сформирована вся концептуальная, институционально-правовая и организационно-структурная основа климатической политики Соединенных Штатов.
4 Байден: изменение климата как экзистенциальная угроза
5 В чем новизна подхода, заложенного в эти системообразующие документы, главный из которых, на наш взгляд, – подписанный 27 января Исполнительный указ о борьбе с климатическим кризисом в стране и за рубежом [Executive Order…]? Прежде всего – в небывало высоком приоритете, отданном климатической повестке. Назвав изменение климата «экзистенциальной угрозой», Байден по сути сделал тему климата главной для всей американской политики. Он провозгласил «общегосударственный подход к тому, чтобы поставить изменение климата в центр нашей внутренней, национальной безопасности и внешней политики» [Remarks by President Biden]. Случай беспрецедентен не только в американской, но и в мировой практике: климатической повестке дан сверхвысокий статус и приоритет над остальными направлениями деятельности администрации США. Отныне вся внутренняя и внешняя политика, а также политика безопасности должны строиться вокруг проблемы, существование которой не до конца доказано, причины не полностью выявлены и эффекты, возможно, проявятся лет через 80 (по модельным прогнозам, достоверность, как минимум, сомнительна).
6 Вторая очевидная новинка: системность подхода к вопросу. Команда Байдена не ограничилась броскими декларациями о намерениях и разработала достаточно четкую систему. Главная ее идея – подчинение всего государственного аппарата императивам климатической повестки. Проработку явно вели эксперты на уровне топ-лиц из бизнес-школ университетов «Лиги плюща». Используя весь методологический аппарат американской школы менеджмента, были прописаны новые «климатические» вертикали и горизонтали власти, «климатический» функционал действующих структур и новых формирований, предложены схемы распределения прав, полномочий и ответственности между ними, описаны методы координации работы ведомств.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 520

Оценка читателей: голосов 0

1. Рогинко С.А. (2021a) «Климатический кабинет» Байдена и Парижское соглашение // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. № 1. С. 7–16 (http://vestnikieran.instituteofeurope.ru/images/Roginko12021.pdf).

2. Рогинко С.А. (2021b) «Климатический саммит» Байдена: риски для Китая и России // Аналитические записки Института Европы РАН. №1. Аналитическая записка №8. (№238). С. 1–7 (http://www.zapiski-ieran.ru/images/analitika/2021/an238.pdf).

3. Executive Order on Tackling the Climate Crisis at Home and Abroad. The White House (2021) (https://www.whitehouse.gov/briefing-room/presidential-actions/2021/01/27/executive-order-on-tackling-the-climate-crisis-at-home-and-abroad/); (https://obamawhitehouse.archives.gov/administration/senior-leadership/ brian-deese).

4. Hunnicutt T., Volcovici V., Shalal A. (2020) Biden names top economic adviser Deese to fight climate change, jobs crisis // Reuters. December 3 (https://www.reuters.com/article/us-usa-biden-deese/biden-names-top-economic-adviser-deese-to-fight-climate-change-jobs-crisis-idUKKBN28D2NU).

5. Kaissar N. (2020) Brian Deese and Blackrock can help fight Climate Change // Bloomberg. December 4 (https://www.bloomberg.com/opinion/articles/2020-12-04/brian-deese-and-blackrock-can-help-fight-climate-change).

6. Kerry J. (2019) John Kerry launces coalition to fight climate crisis // The Guardian. December 01 (https://www.theguardian.com/us-news/2019/dec/01/john-kerry-coalition-climate-crisis).

7. McKenzie M. (2021) BlackRock assets surge to record $8.68t // Financial Times January14 (https://www.ft.com/content/53b35fee-a8c3-4a18-85ef-d7f2527d0ba0).

8. Napach B. (2020) Group aims to limit power of Blackrock-Vanguard-State street (https://www.thinkadvisor.com/2020/11/30/group-aims-to-limit-power-of-blackrock-vanguard-state-street/).

9. Remarks by President Biden Before Signing Executive Actions on Tackling Climate Change, Creating Jobs, and Restoring Scientific Integrity. The White House (2021) (https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2021/01/27/remarks-by-president-biden-before-signing-executive-actions-on-tackling-climate-change-creating-jobs-and-restoring-scientific-integrity/).

10. Steele G. (2020) The New Money Trust: How Large Money Managers Control Our Economy and What We Can Do About It // Economic Liberties. November 23 (https://www.economicliberties.us/our-work/new-money-trust/).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх