"Мы эгоисты; мы будем сражаться только за себя…» Миссия В.П. Потемкина в Анкару (29.04–06.05.1939) и турецкая политика формирования пояса безопасности вблизи национальных границ в середине 1930-х гг.

 
Код статьиS086919080029958-0-1
DOI10.31857/S086919080029958-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Зав. Отделом истории Востока Института востоковедения РАН; директор Международного российско-турецкого центра РГГУ
Аффилиация:
Институт востоковедения РАН
Российский государственный гуманитарный университет
Адрес: Москва, 123001, Ермолаевский переулок, д. 18А, кв. 25.
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 2
Страницы155-164
Аннотация

В статье рассматриваются усилия руководства Турецкой республики по обеспечению национальной безопасности в середине – второй половине 1930-х гг. В условиях роста военной напряженности в Европе во второй половине 1930-х гг. и эвентуальной итальянской угрозы турецкое руководство искало способы обеспечить  национальные интересы и отодвинуть угрозу войны от турецких границ. Система международных военно-политических альянсов и двусторонних пактов рассматривалась турецкими дипломатами как достаточная гарантия суверенитета и предотвращения продвижения войны к территории Турции. Одной из тенденций стало изменение внешнеполитической ориентации Турции с опоры только на Советский Союз на связи с Англией. Существенное влияние оказывало и то, что основным торгово-экономическим партнером Турецкой Республики оставалась Германия. В условиях роста политической напряженности в Европе и раздела Чехословакии советское правительство предложило провести взаимную консультацию по вопросам безопасности и возможного противостояния агрессору. 29 апреля 1939 г. в Анкару был направлен заместитель Народного комиссара иностранных дел Владимир Петрович Потемкин. Основной темой обсуждения в Анкаре было заключение многостороннего пакта о взаимопомощи и безопасности на фоне растущей немецко-итальянской экспансии. Формальная цель миссии, сформулированная В.М. Молотовым, – проведение взаимной консультации представителей Турции и СССР и обсуждение возможных мер защиты от агрессии. Миссия была инициирована в условиях международного кризиса – захвата Чехословакии гитлеровской Германией и немецкого ультиматума Румынии, и обсуждения СССР, Англией и Францией совместного оборонительного пакта. Несмотря на оказанные В.П. Потемкину пышный прием и восточное гостеприимство, переговоры в Анкаре оставили у советского руководства привкус недосказанности и ощущение завуалированного торга, дав четкое понимание того, что в грядущей мировой войне Турция, несмотря на выстраиваемую ее руководством систему международных оборонительных пактов по периметру страны, будет руководствоваться принципами национального эгоизма.

Ключевые словаСССР, Турция, Вторая мировая война, Российско-турецкие отношения.
Получено03.05.2024
Дата публикации05.05.2024
Кол-во символов23311
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Зондаж позиции турецкого руководства, проведенный первым замом Наркоминдел В.П. Потемкиным, продемонстрировал, что Турция стремится к более тесному сближению с потенциальными противниками СССР – Англией и Францией, желая в то же время самостоятельно определять уровень своего участия в совместном противодействии внешним угрозам [АВП РФ. Ф. 059. Оп. 1. П. 293. Д. 2027. Л. 195-196] и требуя за это чрезмерно высокую финансово-экономическую и материальную цену [АВП РФ. Ф. 059. Оп. 1. П. 293. Д. 2027. Л. 156-162]. Вместе с тем, этот зондаж показал советскому руководству стремление Турции обезопасить себя с севера в условиях надвигающейся войны. В преддверии нового мирового конфликта, о наступлении которого у советского руководства не было сомнений, необходимо было надежно обеспечить юго-западные границы СССР. Ключевое место в системе их обороны играла Турция и Черноморские проливы [Наумкин, Скороспелов, 2024]. Это создавало у руководства СССР определенную надежду на возможность достижения договоренности о взаимодействии с СССР в Черноморском регионе. Этим было обусловлено продолжение переговоров о заключении советско-турецкого пакта осенью 1939 г.
2 Замена М.М. Литвинова на посту наркома иностранных дел на В.М. Молотова олицетворяла постепенный отказ советского внешнеполитического руководства от идеи коллективной безопасности и союза с западными демократиями. В условиях затягивания английскими и французскими дипломатами переговоров с СССР о формировании антигитлеровской коалиции, СССР пошел на заключение договора о ненападении с Германией. Это произвело чрезвычайно негативное впечатление на турецких дипломатов [Болдырев, 2022: 29-39]. В турецкой прессе в адрес СССР посыпались упреки о сговоре с мировым агрессором и выходе из блока демократических стран[Karakaya, 2022].
3 Вскоре после заключения пакта Молотова-Риббентропа В.М. Молотов сообщил полпреду в Турции А.В. Терентьеву о новом подходе советского руководства к вопросу об оформлении дружественных отношений с Турцией, чем тот, который намечался еще летом, как того требует «изменившаяся в корне международная обстановка» [АВП РФ. Ф. 059. Оп. 1. П. 294. Д. 2029. Л. 150-152]1. 1. А.В. Терентьев должен было донести до И.Инёню и Ш. Сараджоглу, что СССР не находился в переговорах с Германией о пакте ненападения уже в период нахождения Потемкина в Турции. Ему необходимо было передать туркам, что советское руководство, одобряя планы Сараджоглу, исходило из возможности для СССР договориться с Англией и Францией. Однако, узнав о переговорах в Лондоне британского министра Хадсона с германским экономическим представителем Вольтатом о перспективах заключения англо-германского соглашения, советское руководство пошло на заключение советско-германского пакта, чтобы не дать возможности заключить за спиной СССР англо-германское соглашение. Молотов заключал, что СССР был и остается другом Турции, и что если речь шла о советской помощи Турции в случае нападения на нее извне в районе проливов или Балкан и об эквивалентной помощи СССР со стороны Турции в тех же районах, то можно быть уверенным, что стороны найдут общий язык.
4 А.В. Терентьев должен был донести до И.Инёню и Ш. Сараджоглу, что СССР не находился в переговорах с Германией о пакте ненападения уже в период нахождения Потемкина в Турции. Ему необходимо было передать туркам, что советское руководство, одобряя планы Сараджоглу, исходило из возможности для СССР договориться с Англией и Францией. Однако, узнав о переговорах в Лондоне британского министра Хадсона с германским экономическим представителем Вольтатом о перспективах заключения англо-германского соглашения, советское руководство пошло на заключение советско-германского пакта, чтобы не дать возможности заключить за спиной СССР англо-германское соглашение. Молотов заключал, что СССР был и остается другом Турции, и что если речь шла о советской помощи Турции в случае нападения на нее извне в районе проливов или Балкан и об эквивалентной помощи СССР со стороны Турции в тех же районах, то можно быть уверенным, что стороны найдут общий язык [АВП РФ. Ф. 059. Оп. 1. П. 294. Д. 2029. Л. 150-152].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 61

Оценка читателей: голосов 0

1. АВП РФ, ф. 059, оп. 1, п. 293, д. 2027, л. 161-163, 164-167.

2. АВП РФ, ф. 059, оп. 1, п. 293, д. 2027, л. 170-173.

3. АВП РФ, ф. 059, оп. 1, п. 293, д. 2027, л. 169.

4. АВП РФ, ф. 059, оп. 1, п. 293, д. 2027, л. 174-176.

5. АВП РФ, ф. 059, оп. 1, п. 293, д. 2027, л. 179-183.

6. АВП РФ, ф. 059, оп. 1, п. 293, д. 2027, л. 186.

7. АВП РФ, ф. 059, оп. 1, п. 294, д. 2029, л. 100-101.

8. АВП РФ, ф. 059, оп. 1, п. 293, д. 2027, л. 196-197.

9. АВП РФ, ф. 059, оп. 1, п. 293, д. 2027, л. 198-199.

10. АВП РФ, ф. 059, оп. 1, п. 293, д. 2027, л. 204-210.

11. Болдырев А.В. Внешняя политика Турецкой Республики накануне Второй мировой войны в публикациях современных турецких исследователей. Восток (Oriens). 2022. № 2. С. 29–39

12. Гасанлы Дж. СССР–Турция. От нейтралитета к холодной войне (1939–1953). М.: Центр пропаганды, 2008

13. Год кризиса, 1938–1939: Документы и материалы. Т. 1. М.: Политиздат, 1990

14. Документы внешней политики СССР. Т. XV. М.: Политиздат, 1969

15. Документы внешней политики СССР. Т. XVII. М.: Политиздат, 1971

16. Документы внешней политики СССР. Т. XVIII. М.: Политиздат, 1973

17. Документы внешней политики СССР. Т. XIX. М.: Политиздат, 1974

18. Документы внешней политики СССР. Т. XХ. М.: Политиздат, 1976

19. Документы внешней политики СССР. Т. XХI. М.: Политиздат, 1977

20. Наумкин В.В., Скороспелов П.П. Россия / СССР – Тюркие / Турция: «Дружественный нейтралитет». Цели советской политики на турецком направлении. Восток (Oriens). 2024. № 1.

21. Россия и черноморские проливы (XVIII-XX столетия). Отв. ред.: Л. Н. Нежинский, А. В. Игнатьев. М. : Международные отношения, 1999.

22. СССР в борьбе за мир накануне второй мировой войны (сентябрь 1938 – август 1939 гг.): Документы и материалы. М.: Политиздат, 1971

23. СССР и Турция, 1917–1979. М.: Главная редакция восточной литературы, 1981

24. Deringil S. Denge Oyunu. İkinci Dünya Savaşı'nda Türkiye'nin Dış Politikası. İstanbul: Türk Vakfı Yurt Yayınları, 2003.

25. Esmer A.Ş. Türk Diplomasisi (1920–1955). İstanbul: Yeni Türkiye, 1959.

26. Esmer A.Ş. Siyasi Tarih. 1919–1939. Ankara: Güney Matbaacılık Ve Gazetecilik T.A.O., 1953.

27. Olaylarla Türk Dış Politikası (1919–1965). Ankara: Sevinç Matbaası, 1965.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх