History of the Central Volta region (Ghana) 1870-1914: european merchants, christian missions and features of colonial German government

 
PIIS086919080028823-2-1
DOI10.31857/S086919080028823-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior research fellow
Affiliation: Institute for African Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
EditionIssue 6
Pages91-103
Abstract

The article is dedicated to the history of the central part of the Volta (Ghana) of the second half of the 19th-early 20th centuries: the trading operations of European entrepreneurs, Christian missions, and the peculiarities of colonial rule. The trade in slaves, cotton, ivory, palm oil and other goods made a significant contribution to the economy of the Volta basin. On the one hand, Europeans perceived it as a territory with valuable resources, and saw the potential in it for economic development and transformation into an economically self-sufficient and profitable zone under colonial rule; on the other hand, it is possible that Europeans used the routes through the central part of the Volta region only to get to the most important slave markets in the Slave Trade Era. From the middle of the XIX century the territory of modern Eastern Ghana was under the influence of various European countries (Denmark, Great Britain, France) and then the colonial governments (Germany, Great Britain). However, it was the German colonial rule (although relatively short) and most importantly the activities of the Bremen Mission largely determined the historical trajectory of the central part of the Volta region in the pre-colonial and colonial periods. The author's own results of research also point to a more "utilitarian" attitude to Avatime under the British regime (in the perception of the Avatime themselves) compared to the attitude of the Bremen missionaries acting "for a good cause" and laying the foundations of the school system and professional education.

KeywordsWest Africa, XIX-XX cc., Volta region, Merchants, Mission, Colonialism, German Togoland
Received26.12.2023
Publication date26.12.2023
Number of characters29228
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 С середины XIX в. территория современной восточной Ганы находилась под влиянием разных европейских держав (Дании, Великобритании, Франции), а затем и колониальных правительств (Германии, Великобритании). Однако именно германское колониальное правление, хотя и относительно непродолжительное, а главное – деятельность Бременской миссии, во многом определили историческую траекторию центральной части региона Вольта в доколониальный и колониальный периоды.
2 В исследовании Р. Клинье и П. Фостер [Clignet, Forster, 1964, р. 191–198] на примере Ганы и Кот-д’Ивуара было проведено сравнение французской и английской колониальных доктрин. Авторы сделали следующие выводы:
3
  • французская система – ассимилятивная, восходящая к представлениям Великой французской революции, базировалась на принципах: французский как единственный язык преподавания, унифицированные учебные программы, централизованный контроль и полная зависимость от колониальных властей, прямая система управления;
  • английская система – адаптивная, исходящая из прагматических интересов, в ее рамках практиковались: использование родного языка, по крайней мере, на начальных ступенях образования, разные учебные программы в разных колониях, поверхностный контроль, например, через государственные дотации; косвенная система управления1.
1. Управление колониями реализовывалось через систему сложившихся или заново созданных автохтонных институтов местной власти, которые были включены в общую административную схему в качестве «туземной» части администрации. Формирование системы колониального управления. С.Р. Смирнов считал, что особенностью непрямого управления было «использование в управлении колониями вождей племен и феодалов» и проведение «искусственной не только консервации, но и реконструкции самых отсталых форм докапиталистических общественных отношений». См.: [Смирнов, 1950, с. 137–153].
4 В чистом виде английский или французский вариант управления встречались редко. Германская колониальная практика в Тоголенде располагалась, скорее, между этими полюсами: в том числе включала в себя как прямое, так и косвенное (в центральной части региона Вольта) управление. Отечественные африканисты подчеркивали отсутствие четкой границы между системами и, в основном, отмечали, что они обе «представляли собой формы политического порабощения, которые закрепляли господство метрополий над африканскими колониями» [Зотова, 1979, с. 21]. То есть, конечно, есть основания различать прямое и косвенное управление, но не стоит их при этом противопоставлять: например, одно из главных отличий непрямого управления И.И. Потехин усматривает в том, что в колониальную администрацию включается весь автохтонный «африканский государственный механизм, а не отдельные его элементы» [Потехин, 1965, с. 81–82]. В то время как В.А. Субботин сделал обобщающий вывод по отношению к колониальным системам управления в целом, внедренным в Африке, предлагая свести их к «категории степени»: то есть разница лишь в том, что одно колониальное правительство в большей мере прибегало к административному вмешательству в жизнь колоний, чаще дробило территории ранее независимых государств и чаще смещало африканских правителей, чем другое [Субботин, 1973, с. 304–318]. Б.М. Туполев же приводит цитаты из документов и писем, говорящих о германском колониализме в той самой «большей категории степени» «угнетения и эксплуатации коренного населения» [Пегушев, Туполев, 1991, с. 208–209]. В. Менерт с той же коннотацией определяет и германскую колониальную образовательную политику в Африке: «Покорность начальству, готовность к физическому труду в системе колониальной эксплуатации, и, на последнем месте, крайне фрагментарное интеллектуальное образование – вот три определяющих черты образовательных задач, назначенных колонизаторами-империалистами для африканского населения» [Menhert, 1965, S. 35]. Эти задачи были вписаны в колониальную действительность с её противоречиями.

Number of purchasers: 0, views: 170

Readers community rating: votes 0

1. Zotova Y.N. Traditional Political Institutions in Nigeria: the First Half of the 20th Century. Moscow: Nauka, 1979 (in Russian).

2. Lapushkina A.O. Evangelists from Avatime (Ghana): the formation of the first Christian community and the introduction to the “German flag” (1868–1895). Vostok (Oriens). 2022. No. 3. Pp. 148–159 (in Russian).

3. Pegushev A.M., Tupolev B.M. The Maji-Maji Rebellion: The Rise and Crisis of German Colonial Rule in East Africa. Moscow: Nauka, 1991 (in Russian).

4. Potekhin I.I. The Rise of a New Ghana. Moscow: Nauka, 1965 (in Russian).

5. Smirnov S.R. The English Policy of Indirect Control in Southeast Nigeria. Soviet Ethnography. 1950. No. 3. Pp. 137–153 (in Russian).

6. Subbotin V.A. Colonies of France in 1870–1918: Tropical Africa and the Islands of the Indian Ocean. M.: Nauka, 1973 (in Russian).

7. Agbodeka F. Ghana in the Twentieth Century. Accra: Ghana Universities Press, 1972.

8. An Act for the Abolition of the Slave Trade (digital copy), 1807. clck.ru/36rPVw (accessed: 05.05.2021).

9. Amenumey D.E.K. German Administration in Southern Togo. The Journal of African History. 1969. Vol. 10. No. 4. Pp. 623–639.

10. Bonnat M.-J. Marie-Joseph Bonnat et les Ashanti: Journal 1869–1874. Ed. by C.-H. Perrot, A. van Dantzig. Paris: Mémoires de la Société des Africanistes, 1995.

11. Brydon L. Constructing Avatime: Questions of History and Identity in a West African polity, c. 1690s to the Twentieth century. The Journal of African History. 2008. Vol. 49. Is. 1. Pp. 23–42.

12. Buhler P. Volta Region of Ghana: Economic Change in Togoland, 1850–1914. Los Angeles: University of California Press, 1975.

13. Calvert A.F. Togoland. London: Werner and Laurie, 1918.

14. Clignet R.P., Forster P.J. French and British colonial education in Africa. Comparative Education Review. 1964. Vol. 8. Pp. 191–198.

15. Crabtree W.A. Togoland. Journal of the Royal African Society. 1915. Vol. 14. No. 54. Pp. 168–184.

16. Debrunner H.W. A Church between Colonial Powers. London: Lutterworth Press, 1965.

17. Edward A. Ulzen Memorial Foundation. https://www.eaumf.org/ejm-blog/2017/10/7/on-october-7-1886-krepi-joined-the-british-colony-of-the-gold-coast (accessed: 03.08.2020).

18. Fage J.D. British and German Colonial Rule: a Synthesis and Summary. Britain and Germany in Africa: Imperial Rivalry and Colonial rule. Ed. by L. Roger, W.M. Roger. New Haven: Yale University Press, 1967. Pp. 691–706.

19. Fynn J.K. Asante and its Neighbors 1700-1807. London: Longman, 1971.

20. Greene S. Gender. Ethnicity and Social Change on the Upper Slave Coast: A History of Anlo-Ewe. Portsmouth: Heinemann, 1996.

21. Hagberg W.C.T. German Methods of Development in Africa. Journal of the Royal African Society. 1901. Vol. 1. No. 1. Pp. 23–38.

22. Haengar P. Slaves and Slave Holders on the Gold Coast: Towards an Understanding of Social Bondage in West Africa. Basel: Schlettwein, 2000.

23. Haupt W. Deutschlands Schutzgebiete in Übersee 1884–1918: Berichte, Dokumente, Fotos und Karten. Friedberg: Podzun Pallas, 1984.

24. Henderson W.O. The German Colonial Empire 1884–1919. London: Cass, 1993.

25. Hertslet E., Brant R.W., Sherwood H.L. The map of Africa by treaty. London: printed for H. M. Stationery off., by Harrison and sons, 1909. https://www.loc.gov/item/99446110/ (accessed: 15.03.2021).

26. Illife J.A. Modern History of Tanganyika. Cambridge: Cambridge University Press, 1979.

27. Johnson M. Ashanti East of the Volta. Transactions of the Historical Society of Ghana. 1965. No. 8. Pp. 33–59.

28. Knoll A.J. Togo under Imperial Germany (1884–1914): A Case Study in Colonial Rule. Stanford: Hoover Inst. Press, 1978.

29. Laumann D. Remembering the Germans in Ghana. New York: Peter Lang Inc., 2018.

30. Roberts-Wray K. Commonwealth and Colonial Law. London: Stevens, 1966.

31. Schlegel J.B. Schlüssel zur Ewe-Sprache: Dargeboten in den grammatischen Grundzügen des Anlo-Dialektes derselben, mit Wörtersammlung nebst einer Sammlung von Sprüchwörtern und einigen Fabeln der Eingeborenen. Bremen: Valett, 1857.

32. Skinner K. The Fruits of Freedom in British Togoland: Literacy, Politics and Nationalism, 1914–2014. Cambridge: Cambridge University Press, 2015.

33. Togoland. Encyclopedia Britannica. https://www.britannica.com/place/Togoland (accessed: 19.06.2021).

34. Togoland, the German Protectorate on the Slave Coast. Proceedings of the Royal Geographical Society and Monthly Record of Geography. 1885. June, 9. clck.ru/36rPjM (accessed: 12.02.2021).

35. Ustorf W. Bremen Missionaries in Togo and Ghana: 1847–1900. Legon: University of Ghana, 2002.

36. Verdon M. The Abutia Ewe of West Africa: A Chiefdom that Never Was. Berlin: Mouton, 1983.

37. Yayoh W.K. German Rule in Colonial Ewedome (Ghana), 1890-1914. African Notes. 2015. Vol. 39. No. 1&2. Pp. 129–145.

38. Yayoh W.K. Krepi states in the eighteenth and the nineteenth centuries. Transactions of the Historical Society of Ghana. 2002. No. 6. Pp. 67–81.

39. Yayoh W. Transformation in power Structures in Ewedome (Ghana) under Akan Influence, c.1670–1873. International Journal of Research in Humanities. 2016. Vol. 5. No. 2. Pp. 185–206.

40. Washausen H. Hamburg und die Kolonialpolitik des Deutschen Reiches 1880 bis 1890. Hamburg: Hans Christians, 1968.

(1.png, 316 Kb) [Download]

(2.png, 109 Kb) [Download]

(3.jpg, 187 Kb) [Download]

Система Orphus

Loading...
Up