[Рец. на:] Надиров И.И. Джахилийа и ислам: очерк демонологии. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2021. (Серия: «Религии мира»). 440 с

 
Код статьиS086919080027974-8-1
DOI10.31857/S086919080027974-8
Тип публикации Рецензия
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент
Аффилиация: Российский государственный гуманитарный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 2
Страницы260-264
Аннотация

Пару лет назад в издательстве РГПУ им. А.И. Герцена вышла монография И.И. Надирова, посвященная арабской демонологии. Темы, затрагиваемые в ней, отчасти рассматривались в предыдущих монографиях автора. Несмотря на свой объем и крайнюю востребованность указанной темы у русскоязычного читателя, работа не привлекла должного внимания.

Ключевые словадемонология, ислам, джахилиййа, джинны
Получено09.10.2023
Дата публикации05.05.2024
Кол-во символов11806
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Пару лет назад в издательстве РГПУ им. А.И. Герцена вышла монография И.И. Надирова, посвященная арабской демонологии. Темы, затрагиваемые в ней, отчасти рассматривались в предыдущих монографиях автора [Надиров 2014; Надиров 2015 (переиздание Надиров 2021)]. Несмотря на свой объем и крайнюю востребованность указанной темы у русскоязычного читателя, работа не привлекла достаточного внимания.
2 Первый том исследования состоит из следующих разделов: «Охранительные духи до ислама» (наиболее интересная, на наш взгляд глава), «Демография джиннов» (посвящена вопросам их численности и местам обитания), глава «Концептуальные отличия джиннов» о различных видах джиннов (включая таких персонажей как Иблис, шайтаны, Харут и Марут, а также гул, куртуб, сиʿлат, ʿифрит, марид, заубаʿа, ʿалук, джанн, наснас, будух, шикк, а также царей джиннов), о проявлении джиннов (о джиннах, запертых в сосуде, джиннах-животных, а также каринов и карин), «Экзорцизм».
3 Концепцию И.И. Надирова можно описать следующим образом. Изначально джинны считались небесными вестниками и выполняли функции ангелов. Затем их стали считать одним из классов живых существ. Потом граница между ними и шайтанами исчезла, и эти создания стали отождествляться. Ислам развенчал их культ («де-демонизировал»), а затем – «ре-демонизировал» - наделил новыми качествами. С одной стороны, Мухаммад, называя источником всех действий враждебных человеку, Иблиса и шайтанов, признал, что только часть джиннов сходна с ними во вражде к потомкам Адама. Однако, с другой стороны, Пророк постепенно стал видеть в них в первую очередь злых демонов.
4 На наш взгляд, данная конструкция весьма уязвима с самого первого пункта. Доказывая роль джиннов как небесных посланников или информаторов, И.И. Надиров прежде всего ссылается на знаменитый пассаж Корана о том, как джинны подслушивали небесные разговоры и отгонялись метеорами (Кор. 72:8-9). Но сам же автор справедливо замечает, что этот мотив заимствован (с. 139). Самый же главный аргумент против такого постулата – отсутствие намека на функции небесных посланников в арабских эпиграфических памятниках доисламского времени. Благодаря записям фольклора семитских народов, наиболее вероятна гипотеза о том, что древние семиты (в т.ч. и арабы) считали этих духов одним из классов живых существ. Известно, что сокотрийцы до сих пор считают местных духов (pl. il-mínmo, sg. di-mǝ́nmɔm) хозяевами небесных стад, перемещающихся между небом и землей [Наумкин, Коган, 2016]. Этот мотив по отношению к классу духов, включающим и джиннов, кажется наиболее древним и имеет право проецироваться на прасемитскую картину мира.
5 Наиболее древней функцией арабских джиннов, на примере арамейских gnyʾ , следует считать защиту и покровительство определенных территорий, а также находящихся на них караванов, скота, и деревень [Башарин, 2019]. Автор настоящего текста в качестве ближайшей типологической параллели джиннам предложил считать аккадских богов-покровителей apkallu изображаемых в виде крылатых «гениев», чьи образы засвидетельствованы в том числе в Набатее Пальмире, Хатре [Башарин, 2019, с. 109; Башарин, 2021, с.30].

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 31

Оценка читателей: голосов 0

1. Башарин П.В. Взгляд на Иблиса в раннем суфизме: проблема свободы воли и предопределения. Восток (Oriens). 2017. № 2. С. 6-27

2. Башарин П.В. Образ джиннов в мусульманской магии. In Umbra: Демонология как семиотическая система. Альманах № 8 (2019). М.: Изд-во РГГУ. С. 106-151

3. Башарин П.В. Доисламские представления о джиннах в свете свидетельств эпиграфических источников // Древность: историческое знание и специфика источника. Выпуск VIII. Материалы научной конференции, посвященной памяти Э. А. Грантовского и Д. С. Раевского (26–27 ноября 2019 г.). Отв. ред. Г. Ю. Колганова, В. Ю. Шелестин. М., Вып. VIII. ИВРАН, 2021. С. 23-38

4. Надиров И.И. Ритуалы джахилийи в исламе. Из истории религии доисламских арабов Северной Аравии. СПб: «Нестор-История», 2014

5. Надиров И.И. Джахилийа и ислам: очерк теонимии. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015 (2 издание 2021)

6. Наумкин В.В., Коган Л.Е. Корова-призрак сто лет спустя (об одном примечательном сюжете сокотрийского фольклора). Ars Islamica: в честь С.М. Прозорова. Cост. и отв. ред. М.Б. Пиотровский и А.К. Аликберов. М: Наука – Вост. лит., 2016. С. 357-369

Система Orphus

Загрузка...
Вверх