[Review of:] Nadirov I.I. Jahiliyya and Islam: Studies in Demonology. St. Petersburg: The Herzen State Pedagogical University, 2021. (Religions of the World). 440 p

 
PIIS086919080027974-8-1
DOI10.31857/S086919080027974-8
Publication type Review
Status Published
Authors
Occupation: Assistant Professor
Affiliation: Russian State University for the Humanities
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
EditionIssue 2
Pages260-264
Abstract

A couple of years ago, the publishing house of Herzen State Pedagogical University of Russia published a monograph by Ilnur Nadirov devoted to Arab demonology. The topics touched upon in it were partly considered in the author's previous books. Despite its volume and the extreme demand for the mentioned topic among Russian-speaking readers, the work has not attracted due attention.

Keywordsdemonology, Islam, jahiliyya, jinn
Received09.10.2023
Publication date05.05.2024
Number of characters11806
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Пару лет назад в издательстве РГПУ им. А.И. Герцена вышла монография И.И. Надирова, посвященная арабской демонологии. Темы, затрагиваемые в ней, отчасти рассматривались в предыдущих монографиях автора [Надиров 2014; Надиров 2015 (переиздание Надиров 2021)]. Несмотря на свой объем и крайнюю востребованность указанной темы у русскоязычного читателя, работа не привлекла достаточного внимания.
2 Первый том исследования состоит из следующих разделов: «Охранительные духи до ислама» (наиболее интересная, на наш взгляд глава), «Демография джиннов» (посвящена вопросам их численности и местам обитания), глава «Концептуальные отличия джиннов» о различных видах джиннов (включая таких персонажей как Иблис, шайтаны, Харут и Марут, а также гул, куртуб, сиʿлат, ʿифрит, марид, заубаʿа, ʿалук, джанн, наснас, будух, шикк, а также царей джиннов), о проявлении джиннов (о джиннах, запертых в сосуде, джиннах-животных, а также каринов и карин), «Экзорцизм».
3 Концепцию И.И. Надирова можно описать следующим образом. Изначально джинны считались небесными вестниками и выполняли функции ангелов. Затем их стали считать одним из классов живых существ. Потом граница между ними и шайтанами исчезла, и эти создания стали отождествляться. Ислам развенчал их культ («де-демонизировал»), а затем – «ре-демонизировал» - наделил новыми качествами. С одной стороны, Мухаммад, называя источником всех действий враждебных человеку, Иблиса и шайтанов, признал, что только часть джиннов сходна с ними во вражде к потомкам Адама. Однако, с другой стороны, Пророк постепенно стал видеть в них в первую очередь злых демонов.
4 На наш взгляд, данная конструкция весьма уязвима с самого первого пункта. Доказывая роль джиннов как небесных посланников или информаторов, И.И. Надиров прежде всего ссылается на знаменитый пассаж Корана о том, как джинны подслушивали небесные разговоры и отгонялись метеорами (Кор. 72:8-9). Но сам же автор справедливо замечает, что этот мотив заимствован (с. 139). Самый же главный аргумент против такого постулата – отсутствие намека на функции небесных посланников в арабских эпиграфических памятниках доисламского времени. Благодаря записям фольклора семитских народов, наиболее вероятна гипотеза о том, что древние семиты (в т.ч. и арабы) считали этих духов одним из классов живых существ. Известно, что сокотрийцы до сих пор считают местных духов (pl. il-mínmo, sg. di-mǝ́nmɔm) хозяевами небесных стад, перемещающихся между небом и землей [Наумкин, Коган, 2016]. Этот мотив по отношению к классу духов, включающим и джиннов, кажется наиболее древним и имеет право проецироваться на прасемитскую картину мира.
5 Наиболее древней функцией арабских джиннов, на примере арамейских gnyʾ , следует считать защиту и покровительство определенных территорий, а также находящихся на них караванов, скота, и деревень [Башарин, 2019]. Автор настоящего текста в качестве ближайшей типологической параллели джиннам предложил считать аккадских богов-покровителей apkallu изображаемых в виде крылатых «гениев», чьи образы засвидетельствованы в том числе в Набатее Пальмире, Хатре [Башарин, 2019, с. 109; Башарин, 2021, с.30].

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 32

Readers community rating: votes 0

1. Basharin P.V. Views Of Iblis in Early Sufism: The Problem of Free Will and Predestination. Vostok (Oriens). 2017 No. 2. Pp. 6-27 (in Russian)

2. Basharin P.V. Image of jinn in Islamic Magic. In Umbra: Demonology as a Semiotic System. Anthology No. 8 (2019). Pp. 106-151 (in Russian)

3. Basharin P.V. Pre-Islamic Concept of Jinn: Epigraphic Evidences. Antiquity: Ancient Knowledge and Specific Nature of Sources. Materials of the scientific conference in memory of Edvin Arvidovich Grantovsky and Dmitry Sergeyevich Raevsky (26–27 November 2019). Eds G.Y. Kolganova & V.Y. Shelestin. Vol. VIII. Moscow: Institute of Oriental Studies, 2021. Pp. 23-38 (in Russian)

4. Nadirov I.I. Jahiliyya Rituals in Islam. St. Petersburg: Nestor-Istoriia, 2014 (in Russian)

5. Nadirov I.I. Jahiliyya and Islam: Studies in Theomymic. St. Petersburg: The Herzen State Pedagogical University, 2015 (2nd ed. 2021) (in Russian)

6. Naumkin V.V., Kogan L.Y. Cow-Ghost a Hundred Years Later (One Remarkable Story from Socotrian Folklore. Ars Islamica: In Honor of Stanislav Mikhailovich Prozorov. Eds M.B. Piotrovsky & A.K. Alikberov. Moscow: Nauka — Vostochnaya Literatura, 2016. Pp. 357-369 (in Russian)

7. Awn P. Satan’s Tragedy and Redemption: Iblis in Sufi Psyhology. Leiden: Brill, 1983

8. Basharin. P. “The Problem of Free Will and Predestination in the Light of Satan’s Justification in Early Sufism” English Language Notes 56 (1) (2018). Рp. 119-138

9. Jeffery A. The Foreign Vocabulary of the Qurʾan. Baroda: Oriental Institute, 1938

10. Luxenberg K. Die Syro-Aramäische Lesart des Koran. Berlin: Das Arabische Buch, 2000

11. Nünlist T. Dämonenglaube im Islam: Eine Untersuchung unter besonderer Berücksichtigung schriftlicher Quellen aus der vormodernen Zeit (600-1500). Berlin-Boston: Walter De Gruyter GMBH, 2015

12. Zammit M.R. A Comparative Lexical Study of Qurʾānic Arabic. Leiden – Boston – Köln: Brill, 2002 (Handbook of Oriental Studies)

Система Orphus

Loading...
Up