Ibrahim az-Zakzaky and the Islamic Movement of Nigeria

 
PIIS086919080027696-2-1
DOI10.31857/S086919080027696-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Leading Research fellow
Affiliation: Institute for African Studies, RAS
Address: 30/1, Spiridonovka str., Moscow, 123001
Occupation: Senior research fellow
Affiliation: Institute for African Studies, RAS
Address: 30/1, Spiridonovka str., Moscow, 123001
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
EditionIssue 5
Pages92-103
Abstract

The article examines the history of the Islamic Movement of Nigeria (IDN), a Shiite religious organization founded by Ibrahim al-Zakzaki in Zaria in Northern Nigeria. IDM consider itself as an independent socio-political actor that does not recognize the legitimacy of the official government of the country. It is shown that the purpose of the IDN is to create a theocratic Islamic state in Nigeria. IDN is most active not only in the northern states of the country, but has also found supporters in neighboring countries – Niger, Cameroon, Chad, Burkina Faso, Ghana. The birth of the Movement and its rapid expansion coincided with the Iranian Revolution of 1979, the ideals of which were promoted by the leaders of the IDN. Over the more than 40-year history of its presence in Nigeria, this organization has been able to achieve a fairly broad support of the population, and the share of its members in the 2010’s was up to 17% of all Muslims in the country. Having originated in the university environment, IDN initially recruited representatives of the educated elite, dissatisfied with social injustice, government corruption and lack of ways of self-realization. Subsequently, by promoting the corresponding egalitarian ideals, IDM attracted broad segments of the population. This was facilitated by the experience of successful implementation of socially significant projects in rural areas. Financial and methodological support in the implementation of various IDN projects, including educational ones, was provided by Iran through various channels. The growing popularity of the Movement, coupled with its politicization, became the main reason for its ban by the Nigerian government. At the same time, the authorities, judging by such decisive steps, saw serious political risks in the existence of the IDM, perceived as an agent of foreign policy influence – in addition to the legal ban, it also used repressive tools to suppress this organization. Despite the efforts of the Nigerian authorities, the IDM continues its "underground" existence. The authors consider that the strategy chosen by the official authorities – control of the activities of foreign states in Nigeria and the repression of IDM members – turned out to be ineffective, and deradicalization and depoliticization of this organization is possible only through solving social problems.

KeywordsIslamic Movement of Nigeria, Shiism, religious competition, Nigeria, faith-based organizations, religious landscape
AcknowledgmentThe research is supported by Russian Science Foundation under the grant № 19-18-00054-P
Received27.09.2023
Publication date28.10.2023
Number of characters31782
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

ВВЕДЕНИЕ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

 

Нигерия занимает лидирующие позиции по численности последователей всех крупнейших религий Африки и имеет существенное влияние на динамику конфессионального пространства макрорегиона. С конца прошлого века эта страна оказалась разделена практически поровну на христианский юг и мусульманский север. В 2015 г. численность христианской общины достигла 90 млн (48,8% населения страны), мусульманской – 80 млн (43,4%) [Brown, James, 2020].

 

Такое разделение носит не абстрактный характер – оно имеет прямое влияние на политическую жизнь Нигерии, особенно на электоральные процессы. Это одновременно способствует усилению социально-экономических диспропорций между северными и южными штатами и является катализатором межобщинных конфликтов. Наибольший вклад в дестабилизацию политической обстановки в Нигерии вносят радикальные исламистские организации, а также этнорелигиозные группировки [Africa Data]. Вместе с этим религиозные организации используются иностранными государствами для усиления своего влияния в Нигерии и Западной Африке в целом [Захаров, 2019; Прокопенко, 2021].

 

В фокусе настоящей статьи находится Исламское движение Нигерии (ИДН) – религиозная организация нигерийских шиитов, которая не признает легитимность нигерийского правительства и ставит своей целью создание ненасильственными методами исламского государства в Нигерии. Штаб-квартира ИДН находится в духовном центре Хусайния Бакиятулла в г. Зариа, штат Кадуна на Севере Нигерии. Лидером и основателем этой организации является Ибрагим аз-Закзаки. Цель исследования состоит в определении причин столь высокой популярности ИДН как общественно-политического актора.

 

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

 

Понимание контекста развития ИДН, специфики его взаимодействия с другими религиозными организациями и государственными институтами Нигерии невозможно без анализа динамики конфессионального пространства страны, а также историко-географический особенностей его развития. Однако изучение проблем, связанных с религией, затруднено тем, что в целях снижения рисков усиления межрелигиозной конфронтации вопрос о религиозной принадлежности населения Нигерии был исключен из переписи населения. Тем не менее нами был собран достаточный объем конфессиональной статистики, позволяющий судить о сдвигах в соотношении численности религиозных групп в стране и ее административно-территориальных единицах (АТЕ). Мы оперируем тремя группами данных: 1) переписи населения 1952 и 1963 гг., приведенные П. Остином к современным границам штатов Нигерии [Ostien, 2012], 2) социологические опросы, проведенные в рамках проекта «Афробарометр» в 2005 и 2015 гг. [Afrobarometer], 3) база данных конфессиональной статистики по странам мира, составленная AmericanAssociationofReligiousDataArchive [Brown, James, 2020].

 

Изучение деятельности ИДН опирается на анализ новостных источников, выступлений членов этой организации и представителей правительства Нигерии. Не менее важными источниками для настоящей статьи выступают работы зарубежных и отечественных исследователей истории распространения шиизма в Нигерии [Шпажников, 1981; Steckler, 2020], общественно-политической деятельности его последователей, в первую очередь сторонников ИДН [Ивкина, Черкизова, 2022; Weiss, Hassan, 2015; Toprak, 2021].

 

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

 

Динамика конфессионального пространства Нигерии. Особенности конфигурации конфессионального пространства Нигерии во многом определяются историко-географической логикой развития крупнейших религий этой страны – ислама и христианства. Ислам суннитского толка начал активно проникать на территорию современной Нигерии примерно с IX в. из империи Канем с северо-востока и с XII в. из империи Мали, а затем – из империи Сонгай с северо-запада. Быстрорастущая религия находила новых последователей в существовавших в то время городах-государствах хауса. Это происходило как мирным путем в ходе укрепления торговых отношений с мусульманскими государствами, так и в результате завоеваний этих многочисленных государственных образований [Шпажников, 1981]. Ощутимых успехов ислам достиг на этой территории уже в XIV в., когда после распада Канема на северо-востоке Нигерии образовалась империя Борно (Борну). В XVI – начале XVII вв. при Идрисе Алаома Борно достигает пика могущества, который возвел ислам в статус государственной религии и ввел законы шариата на территории империи. Благодаря государственной поддержке уже в первой половине XVII в. большая часть населения Борно была мусульманами [Lapidus, 2012]. Ослабление позиций Борно в середине XVIII в. совпало с масштабными миграциями фульбе с запада. К 1804 г. произошла консолидация этого народа, результатом которой стал джихад фульбе и образование халифата Сокото. На протяжении своего почти векового существования халифат уделял большое внимание распространению ислама на севере страны, а также в Йорубаленде на юго-западе современной Нигерии вплоть до Лагоса [Crowder, 1984]. В результате ислам приобрел особое культурное и политическое значение для истории Нигерии, которое он сохраняет до сих пор.

 

Христианизации территории Нигерии началась в королевствах Бенин, Варри и других государствах «Игболенда» на юго-западе страны в 1471 г. Первые миссионеры тем не менее не смогли достичь ощутимых успехов вплоть до 1621 г. С этого времени к миссионерской деятельности начали привлекаться освобожденные рабы из Западной Африки, которые заложили фундамент для активной христианизации южных регионов Нигерии, последовавшей уже в середине XIX в. В юго-западных регионах Нигерии работали преимущественно англикане, методисты и баптисты, на юго-востоке – католики, а также пресвитериане. В северные регионы миссионеры, прежде всего протестанты, проникли лишь в начале ХХ в. Вскоре после обретения Нигерией независимости в стране оперировало более 50 миссионерских организаций, что способствовало стремительному увеличению численность христианского населения [Galadima, Turaki, 2001].

 

Несмотря на усилия мусульманских и христианских миссионеров, крупнейшим комплексом верований к началу ХХ в. оставались этнорелигии (67,1%), последователи которых преобладали в населении южных и центральных регионов Нигерии. Мусульмане тогда составляли 29,6%, а христиане – лишь 2,8% [Brown, James, 2020]. С того времени конфессиональная структура населения Нигерии столкнулась с масштабными изменениями, связанными с замещением этнорелигий исламом и христианством. В колониальной Нигерии особенно активно шли процессы исламизации, которые распространились и в центральной части страны. К 1930 г. в Нигерии установился паритет ислама и этнорелигий, а спустя еще 30 лет ислам стал доминирующей религией. В то же время христиане оставались религиозным меньшинством: в 1910 г. их доля в населении составляла лишь 2,8%, в 1952 – 12,4%, в 1963 – 17,8%. Ситуация изменилась с обретением Нигерией независимости. Стремительная экспансия христианства, прежде всего в юго-восточных штатах, привела к тому, что уже в начале нынешнего века численность последователей этой религии сравнялось с исламом [Brown, James, 2020].

 

Шиизм и становление Исламского движения Нигерии. В настоящее время в силу своего демографического потенциала Нигерия приобрела исключительную важность для конфессионального пространства Африки и мира в целом, на что указывает активизация новых для этой страны религиозных организаций, а также интенсификация межрелигиозной и внутрирелигиозной конкуренции. В этом отношении особый интерес представляют малоизученные процессы, связанные с экспансией шиизма в Нигерии, ставшие настоящим вызовом как для духовной элиты суннитской общины, так и для государственной власти Нигерии.

 

Немногочисленная шиитская община существовала на севере Нигерии еще в ранний колониальный период. Ее возникновение было связано с ливанскими торговцами, которые поселились в городе Кано в начале XIX в. и впоследствии пользовались существенным экономическим влиянием. Ливанцы проживали обособленно от коренного населения и не занимались миссионерской деятельностью вплоть до 80-х гг. ХХ в. Иранская революция усилила политизацию ливанцев, которые к этому времени уже играли важную роль в экономическом развитии Нигерии. В начале 1980-х гг. Иран начал проводить политику «экспорта революции», в том числе на Африканском континенте. В отчете ЦРУ за 1984 г. отмечалось усиление активности Ирана в Африке посредством создания сети сочувствующих среди религиозных групп, особенно ливанских общин. О масштабах этой сети свидетельствуют число ливанских эмигрантов, принадлежащих шиитскому течению ислама – в общей сложности в Западной Африке на тот момент их насчитывалось ок. 120 тыс. [Steckler, 2020, p. 59]. Ливанцы в Нигерии под воздействием Иранской революции начали принимать более активное участие в религиозной жизни провинции Кано, тем самым обеспечивая закрепление шиизма в стране [Ивкина, Черкизова, 2022, с. 528]. Следует заметить, что ливанская шиитская община сохранила конструктивные отношения с властями Нигерии, чего нельзя сказать о ИДН, с возникновением которого связано рождение массового шиитского движения в Нигерии.

 

Еще одним важным каналом распространения шиизма в Нигерии были университеты и другие образовательные учреждения. Истоки Исламского движения Нигерии восходят к «Обществу студентов мусульман Нигерии» (MSSN), созданному еще 30 мая 1954 г. в Лагосе. Первоначально в нем преобладали студенты-мусульмане йоруба с юго-запада Нигерии, но в 1963 г. организация расширилась, были открыты филиалы в университете Ахмаду Белло (г. Зариа) и университете Байеро (г. Кано) на севере Нигерии. Стоит заметить, что исторически профетические движения внесли значительный вклад в распространение духовного образования в Африке. Его распространение происходило в том числе в ходе джихадов, ассоциирующихся с фигурой суфия Османа дан Фодио. Он возглавлял джихад фулани, который среди прочего привел к образованию халифата Сокото в начале 1800-х годов и просуществовавшего до 1903 г. В этом контексте символичным выглядит то, что Ахмаду Бело – потомок Османа дан Фодио – руководил Северной Нигерией в период деколонизации страны с 1954 по 1966 гг. Именно здесь возникли первые исламские образовательные центры на территории Нигерии, из которых впоследствии выросли знаменитые университеты, например, университет Ахмаду Бело [Саватеев, 2020]. Идейными вдохновителями MSSN считаются культовые мыслители-основатели египетских «Братьев-мусульман» (организация запрещена в РФ) Хасан аль Банна, Сайид Кутб и др. В тот период в движении преобладали тенденции, ограничивающие сферу деятельности MSSN проповедью и обучением [Toprak, 2021, p. 37]. Одним из наиболее известных членов «Общества студентов-мусульман Нигерии» является будущий основатель и духовный лидер «Исламского движения Нигерии» Ибрагим Якуб аз-Закзаки.

 

Ибрагим аз-Закзаки родился 5 мая 1953 г. в семье мусульман-суннитов на севере Нигерии, в конце 1970-х гг. поступил в университет Ахмаду Белло в Зарии и активно участвовал в деятельности «Общества студентов-мусульман Нигерии». Вскоре он становится одним из его лидеров, а в 1979 г. выбран заместителем по международным отношениям главы этой организации. Находясь под сильным влиянием идей Иранской революции 1979 г., он стал открыто высказывать недовольство аполитичностью организации. В 1980 г. он заявил: «Ей-богу, я действительно неверен нигерийской конституции, законам и ее лидерам! Вместо этого я утверждаю свою веру в Аллаха, его законы и лидерство Посланника Аллаха» [Toprak, 2021, p. 37]. В этот период большая часть «Общества студентов-мусульман Нигерии» присоединилась к аз-Закзаки в его неприятии светского характера нигерийской государственности. Именно в этот период он выдвинул идею создания исламской республики как закономерного следствия исламского возрождения в Нигерии, подобного Иранской исламской революции. Под воздействием идей иранской революции в 1980 г. он «приступил к деятельности, направленной на преобразование Нигерии в исламское государство на базе созданной им организации “Мусульманские братья”» [Ивкина, Черкизова, 2022, с. 528].

 

В это время аз-Закзаки серьезно заинтересовался шиизмом. Его деятельность включала ознакомление студентов с революционными принципами Ирана. Он принял риторику аятоллы Хомейни, что заставило в итоге выйти из «Мусульманских братьев» части оппонентов аз-Закзаки. Для преодоления раскола этой организации им было принято решение основать новую организацию «Исламское движение Нигерии», которое является в настоящее время ведущей шиитской организацией страны, разделяющий основные принципы Иранской революций. Именно с ростом популярности ИДН связывается стремительный рост нигерийской шиитской общины. Организация является крупнейшим шиитским объединением в современной Нигерии, к которой в конце 2010-х гг. принадлежало до 17% мусульманского населения государства [Haruna Shehu Tangaza, 2019].

 

Аз-Закзаки, по некоторым сведениям, оставался суннитом плоть до 1996 г., когда он и его последователи обратились в шиитский ислам [Abubakar, 2020]. Встает вопрос: за счет каких слоев населения произошел столь стремительный рост числа шиитов? Целевой группой для шиитского прозелитизма являются мусульманские общины севера Нигерии, прежде всего суфийские группы. Руководство ИДН активно работало над установлением мирных отношений с суфийскими лидерами. Шииты часто участвовали в деятельности суфийских сект в Кано, они использовали для сближения «общие для двух течений традиции, такие как празднование дня рождения Пророка (маулид), а также дней рождения имамов (у шиитов) и отцов-основателей тарикатов (у суфиев)» [Ивкина, Черкизова, 2022, с. 531]. Как конечный результат такой деятельности – почти все новообращенные шииты ИДН были связаны с суфийскими группами [Toprak, 2021, p. 43].

 

Определенное время в Нигерии велась дискуссия (прежде всего, среди суннитов) о том, насколько можно было считать сторонников ИДН подлинными шиитами. Можно согласиться с мнением исследователей М. Вайса и Х. Хассана, что «сайты, публичные заявления, программы и феноменология шиитской группировки наглядно доказывают их шиизм. На их веб-сайте представлены очень важные шиитские идеи и ритуалы, такие как Ашура, день рождения Зехры (Маулид) и праздник Гадир и Хум. Кроме того, выступления имама Рухоллы Мусави Хомейни, имама Али Хаменеи и других ученых» [Weiss, Hassan, 2015, p. 26].

 

Общественно-политическая деятельность ИДН. Начальная деятельность аз-Закзаки как лидера ИДН была сконцентрирована на проведении «вербовочных туров» в нигерийские университеты северных штатов Нигерии, целью которых было знакомство студентов с революционными принципами Ирана. Его агитация от имени Ирана привела к многочисленным конфликтам с нигерийскими властями, включая тюремное заключение в 1981–1984 гг. за то, «что он заявил, что не признает никаких государственных законов или властей, кроме законов ислама» [Steckler, 2020, p. 67].

 

После его освобождения из тюрьмы начался новый этап развития ИДН. Движение преодолело узкие студенческие рамки и приобрело подлинно массовый характер. Основное внимание было уделено пропаганде через организованную ИДН сеть исламских центров и молитвенных комнат, а также посредством принадлежащих ему более 300 школ в Нигерии, которые предоставляли бесплатное образование бедным семьям. Успешная организация такой масштабной работы во многом была обеспечена благодаря тесной связи между этой организацией и Международным университетом Аль-Мустафа. Международный университет Аль-Мустафа со штаб-квартирой в иранском священном городе Кум и аффилированными религиозными семинариями и исламскими колледжами в более чем 50 странах является одним из основных инструментов Ирана по распространению хомейнистской идеологии за рубежом.

 

Экспорт исламской революции Ирана прямо заявлен как основная цель Университета Аль-Мустафа. В интервью в июле 2015 г. Алиреза Аарафи, президент Аль-Мустафы, подчеркнул важность Африки как «стратегической глубины» для «чистого ислама», под которым он понимает продвигаемую иранским режимом версию ислама. Он заявил, что «5000 африканских студентов учатся в университете, а также 5000 африканцев окончили Аль-Мустафу. У нас есть десятки школ и семинарий в Африке, и мы каким-то образом присутствуем в 30 разных странах континента». По словам одного из представителей Аль-Мустафы в Африке, университет имеет 18 основных центров на континенте, которые управляют деятельностью в соседних странах. Его наиболее важные центры находятся в Нигерии. По словам Али Заруми, директора Аль-Мустафы по Нигерии, в университете действуют 5 школ и семинарий, в которых обучается около 1000 студентов из Нигерии и соседних стран. Значительная часть выпускников нанимается Аль-Мустафой и используется в качестве преподавателей или миссионеров, направляемых в африканские страны [Dai, 2016].

 

Аз-Закзаки в своей деятельности активно использовал средства массовой информации для прозелитизма и координации деятельности своих сторонников. Документальные фильмы о религиозных лидерах и печатные издания переводятся на местный язык хауса и пользуются популярностью у нигерийцев. Ежемесячно сотни местных жителей приобретают фильмы на DVD-дисках и других носителях; два новостных журнала – англоязычный PointerExpress и Mizan, издаваемый на хауса, – существуют уже много лет. Важным информационным каналом для ИДН также является официальный веб-сайт на английском языке с версиями на языке хауса и арабском.

 

Адель Ассадиния, бывший дипломат, который был генеральным консулом Ирана в Дубае и советником Министерства иностранных дел Ирана, заявил, что Иран обучает ИДН «партизанской войне, изготовлению бомб, использованию оружия, такого как пистолеты, винтовки и РПГ, а также производство бомб и ручных гранат». Ассадиния, бежавший из Ирана после разоблачения коррупционной схемы среди всемогущих теократов страны, также заявил, что ИДН был создан по образцу «Хезболлы» – шиитской исламистской боевой группировки и политической партии, базирующейся в Ливане. Сообщается, что у ИДН есть молодежный фронт, члены которого проходят военную подготовку. В 2012 г. аз-Закзаки рассказал в интервью Би-би-си, что тренировал своих людей, число которых исчислялось сотнями, в качестве охранников, но сравнил это с «обучением бойскаутов карате». При этом его сторонники утверждают, что деятельность этого Движения носила в том числе ненасильственный характер [NigeriaKhomeini, 2017]. Сам же аз-Закзаки никогда публично не призывал к насилию, хотя ИДН вступал в столкновения с силами безопасности и другими мусульманскими группами.

 

По сведениям с официального сайта ИДН структура организации состоит из 10 отделений, которые охватывают разные стороны общественной и религиозной жизни. Подчеркивается антиэлитарный характер движения; оно выступает против правящего класса, коррупции и социальной несправедливости в Нигерии, что, по нашему мнению, стало одним из ключевых факторов, позволивших привлечь миллионы сторонников. Общественное направление работы организации проявило себя в многочисленных гуманитарных и образовательных проектах. При этом ИДН реализовывало некоторые функции государства, de facto формируя параллельные государственные структуры. В сельской местности ИДН предоставляло и продолжает предоставлять социальные услуги, включая медицинскую помощь, а также водоснабжение и др., т.е. основные потребности населения, которые правительство не смогло обеспечить. Наряду с разветвленной сетью исламских школ, называемые фудийя в честь Османа дан Фодио (в которых также преподаются светские предметы), и кружков при мечетях, имеется сеть клиник и больниц, где оказывается бесплатная медицинская помощь. Посредством аффилированных с ИДН благотворительных организаций осуществлялась деятельность по предоставлению общественных услуг, таких как бурение скважин на воду и некоторые строительные работы [Toprak, 2021, p. 42]. Помимо реализации социально значимых проектов, популярность ИДН объясняется высоким уровнем безработицы [Engelhard, 2016, s. 150]. Стремясь к глубоким социальным трансформациям, эта организация находит отклик в первую очередь у молодежи, которая в условиях отсутствия работы и путей самореализации вступает на путь радикализации.

 

В интервью международной телекомпании «Аль-Джазира»» последователи аз-Закзаки характеризовали социальный аспект этого движения следующим образом:

 

Абдулла Мохаммед, выпускник химического факультета Университета Абуджи: «Нигерия – это тираническое правительство. Видите ли, у стольких выпускников университетов, как я, нет работы. Мы заканчиваем университет, а работы нет. Люди страдают. Президент Бухари прекратил ввоз риса в страну, и на рынке его не хватает. Это тирания. Правительство Нигерии против аз-Закзаки, потому что аз-Закзаки против тирании. Аятолла Хомейни выступил против тирании. Хомейни является источником вдохновения для всего человечества … Аз-Закзаки предостерегает нас от насилия, особенно в период выборов, потому что, по его словам, именно этого хотят политики – насилия. Он сказал нам, что мы не должны воевать с христианами, потому что христиане составляют меньшинство на севере, и мы должны быть в мире с ними. В духовном отношении Шейх аз-Закзаки – это тот, кто полагается на своего Бога».

 

Адаму Салису, бизнесмен и местный политик: «Я слышал, как шейх аз-Закзаки выступает против воровства, коррупции, и все, что он упомянул, находится в Нигерии…Я видел, что происходит среди политиков, и мне было противно. Коррупция была в высшей степени… Я присоединился к ИДН в 2012 году, но изучал учение ИДН уже шесть лет».

 

Абубакар Заки, учитель Корана: «Аз-Закзаки – лидер справедливости. Мы должны продолжать осуждать несправедливость нигерийского правительства» [Oduah, 2016].

 

Аз-Закзаки во всей своей деятельности исходил из неприятия постколониальной государственности Нигерии. Например, в интервью, которое опубликовано на сайте ИДН, он заявляет: «Система не является выбором народа, политические партии не создаются им, кандидаты не избираются им и не избираются народом как лидеры. Они начали с принятия парламентской системы, которую позже изменили на президентскую, и слово за словом скопировали американскую конституцию» [Giwa, 2023].

 

Причины конфликта ИДН и правительства Нигерии. Именно социальной направленностью этого движения во многом объясняется конфликтный характер взаимоотношений ИДН с нигерийским государством. Апогея противостояние достигло в 2015–2015 гг. В июле 2014 г. во время ежегодного шествия солидарности с народом Палестины нигерийская армия открыла огонь по демонстрантам. В общей сложности было убито 34 чел., в том числе трое сыновей аз-Закзаки. В отчете нигерийской армии утверждалось, что сторонники аз-Закзаки были вооружены и незаконно участвовали в акте гражданских беспорядков, нападая на гражданских лиц и солдат, при этом ни один солдат не погиб и никто не был ранен. 12 декабря 2015 г. десятки солдат окружили мечеть ИДН в г. Зарии и открыли огонь. Также была разрушена мечеть и дом аз-Закзаки. Официальное расследование показало, что армия применила «чрезмерную силу» и виновна в гибели 349 чел. Сам аз-Закзаки был арестован и в 2016 г., а основанное им Движение было объявлено в Нигерии «террористической организацией».

 

Губернатор штата Кадуна Н.А. Эль-Руфаи заявил, что ИДН «не признают президента Нигерии суверенным, они не признают меня губернатором. Они верны другой стране, их цель заключается в том, чтобы превратить Нигерию в исламскую республику» [Thomas-Johnson, 2019]. Также губернатор четко сформулировал отношение государственных властей к движению аз-Закзаки: «Исламское движение Нигерии – политическая организация. Цель аз-Закзаки состоит в том, чтобы собрать достаточно последователей, чтобы осуществить исламскую революцию иранского типа в Нигерии, и все знают, к чему это может привести!» [El-Zakzaky, 2021].

 

Именно в этот период северные штаты Нигерии оказались в эпицентре противостояния Тегерана и Эр-Рияда. «Финансируемое саудовцами суннитское общество “Изала” оказало нигерийскому правительству серьезную поддержку в борьбе с активистами ИДН… На иранские деньги закзакисты создали в г. Зариа настоящее государство в государстве – с учебными центрами, боевиками и прессой, а также развернули впечатляющую кампанию, привлекая внимание всего мира к несправедливому, по их мнению, заключению в тюрьму своего Шейха. А в 2018 году в г. Мешхед (Иран) открылось представительство ИДН» [Иванов, 2020].

 

Само Движение открыто обвинило Саудовскую Аравию в сговоре с нигерийским правительством. Видный член ИДН д-р Дауда Наладо заявил: «Мы хотим, чтобы общественность знала, что мы полностью осознаем роль Саудовской Аравии и других стран, которые использовали правительство во главе с Бухари для убийства шейха Закзаки и уничтожения его исламского движения [Azu, 2018].

 

Противостояние суннитской Саудовской Аравии и шиитского Ирана путем прямой поддержки религиозных групп в Нигерии является проявлением их глобального соперничества. Сторонники ИДН публично отрицают получение какой-либо финансовой поддержки от Ирана, но открыто заявляют о поддержке имама Хомейни. Также Движение открыто разделяет многие нарративы идеологии Тегерана: антиамериканизм и антизападничество, поддержку народа Палестины, радикального проиранского движения «Хезболла», отказ в праве на существование государства Израиль. За жестоким обращением со стороны нигерийских властей ИДН усматривает влиятельную руку наследного принца Саудовской Аравии Мохаммеда бин Салмана, который не скрывал своих планов по противодействию иранскому влиянию в мусульманском мире. По мнению члена ИДН Бакира Гаршуа, наследный принц имел в виду Исламское движение Нигерии, когда он сказал об усилиях Эр-Рияда по противодействию иранскому влиянию: «Мы сильно вытеснили их из Африки, более чем на 95%». Эта точка зрения, по мнению сторонников ИДН, дополнительно подтверждается дипломатической телеграммой, опубликованной Wikileaks, которая была отправлена в 2012 г. посольством Саудовской Аравии в Нигере в Эр-Рияд. В телеграмме перечислены организации в стране, которые, как утверждается, являются плодами иранской деятельности; также отмечается, что шиитские священнослужители из Нигерии привозятся в страну для обучения бедных и молодежи [Thomas-Johnson, 2019].

 

В 2019 г. ИДН было официально запрещено в Нигерии. Однако это решение во многом носит декларативный характер – оно не относится к индивидуальной религиозной деятельности членов общества; более того, поскольку ИДН никогда и не действовало в качестве официально зарегистрированной религиозной группы, то запрет его деятельности слабо повлияет на его реальную активность. В своей реакции на действия правительства по запрету ИДН Ибрагим аз-Закзаки отметил: «ИДН – это не название, это идеология, такая как исламское сознание, исламская идеология, исламское образование, или исламская философия. Это своего рода концепция … и это движение никогда не может быть запрещено» [Nigeria’s Islamic, 2021].

 

28 июля 2021 г. с аз-Закзаки были сняты все обвинения, и он был освобожден. Деятельность Движения, несмотря на заперт и заключение его лидера, практически не претерпела изменений после запрета. Сохранилась поддержка Ирана: в январе 2023 г. аз-Закзаки выступил с обращением по поводу годовщины гибели Касема Сулеймани, командующего спецподразделением «Аль-Кудс» в составе Корпуса Стражей Исламской революции, который был убит 3 января 2020 г. в результате авиаудара ВВС США: «Мученическая смерть генерал-лейтенанта Касема Сулеймани только подняла мораль активистов, создала больше себе подобных и оживила его наследие не только в наших сердцах и умах, но в наших телах» [Sheikh Zakzaky, 2023]. Продолжается и организационная деятельность движения. В апреле 2023 г. в некоторых городах Нигерии лидер ИДН пригласил родителей и родственников погибших от рук нигерийской армии на ифтар [1] [Sheikh Zakzaky organizes Iftar, 2023].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Конфессиональное пространство Нигерии за краткие сроки претерпело глубокую трансформацию, которая сопровождалась усилением конкуренции между религиозными организациями. В последние десятилетия Нигерия обратила на себя внимание многих новых религиозных организаций, которых привлек столь высокий демографический и экономический потенциал. Часть из них стремилась не только к поиску новых адептов, но и к политической власти. Одним из ярких примеров таких организаций является Исламское движение Нигерии, которое за четыре десятилетия существования стремительно увеличивало число своих адептов, которое ныне исчисляется миллионами. Движение смогло распространить свое влияние и за пределы Нигерии, например, в Нигер, Камерун, Чад, Буркина-Фасо, Гану.

 

Зарождение Движения и его стремительная экспансия совпали по времени с Иранской революцией. Несомненно, без помощи Ирана движение не могло бы достигнуть таких успехов, но не стоит рассматривать его только как «прокси» Ирана. Основа стремительного роста движения, как нам видится, заключается в его бескомпромиссной антиэлитарной направленности, критике коррупции и социальной несправедливости. Эти проблемы до сих пор остаются актуальными для Нигерии. Их решение ИДН видит в замене существующего политического строя Нигерии на теократическое исламское государство по модели Ирана. В этом аспекте движение, безусловно, является политическим, что и стало главной причиной его запрета государственной властью Нигерии.

 

Большая часть мусульманского населения Нигерии не разделяет в своей вере религиозного и политического. Так, 71% последователей ислама поддерживают идею о том, что шариат должен быть основой гражданского законодательства [Tolerance, 2010]. Соответствующие взгляды продвигает ИДН, предлагая решение социальных и политических проблем путем объединения в своих ценностях религиозного и политического. Учитывая, что конфессиональное пространство Нигерии характеризуется поляризованной структурой и конфликтностью, можно согласиться с мнением, что «жесткий подход нигерийского государства может подтолкнуть ИДН не только к поиску поддержки у Ирана, но и к контактам с местными радикальными организациями, а также к прямому восстанию» [Ивкина, Черкизова, 2022, с. 532–533]. Основной стратегией дерадикализации подобных движений должно стать решение социальных вопросов. Взятие под контроль деятельности иностранных государств, которые имеют влияние на такие движения, или одни репрессивные меры, на наш взгляд, не обеспечат решение проблемы.

[1] Вечерний прием пищи у мусульман во время месяца Рамадан.

1. Вечерний прием пищи у мусульман во время месяца Рамадан.

Number of purchasers: 0, views: 64

Readers community rating: votes 0

1. Abubakar A. Iran’s Overseas Propaganda: A Copycat Movement in Nigeria. 2020. https://iranwire.com/en/features/67788/ (accessed: 26.06.2023).

2. Africa Data 1997 – Present (Data Through June 2020). Armed Conflict Location & Event Data Project (ACLED). www.acleddata.com (accessed: 22.06.2023).

3. Afrobarometer. http://afrobarometer.org/ (accessed: 17.04.2023).

4. Azu J.C. IMN Rejects Murder Charges Against Zakzaky, Saudi Meddling. 2018. https://dailytrust.com/imn-rejects-murder-charges-against-zakzaky-saudi-meddling/ (accessed: 26.06.2023).

5. Brown D., James P. Religious Characteristics of States Dataset Project – De-mographics v. 2.0 (RCS-Dem 2.0), Countries Only. 2020. http://www.thearda.com/Archive/Files/Descriptions/RCSDEM2.asp (accessed: 16.04.2023).

6. Crowder M. The Cambridge History of Africa: Vol. 8: 1940–1975. J.D. Fage, A.D. Roberts (eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 1984.

7. Dai H. Al Mustafa University, Iran’s global network of Islamic schools. 2016. http://iranian-americans.com/irans-export-of-islamic-fundamentalism-al-mustafa-global-training-centers-2/ (accessed: 26.06.2023).

8. El-Zakzaky, Shi’ites and Their Many Battles with Authorities. 2021. https://thenationonlineng.net/el-zakzaky-shiites-and-their-many-battles-with-authorities/ (accessed: 26.06.2023).

9. Engelhardt M. Heiliger Krieg heiliger Profit: Afrika als neues Schlachtfeld des internationalen Terrorismus. Berlin.: Christoph Links Verlag GmbH, 2016.

10. Galadima B., Turaki Y. Christianity in Nigeria. Part 1. Africa Journal of Evan-gelical Theology. 2001. No. 1. Pp. 85–101.

11. Giwa A.M. Nigeria at 50: What Next? 2023. https://islamicmovement.org/speeches/nigeria-at-50-what-next/ (accessed: 26.06.2023).

12. Haruna Shehu Tangaza. Islamic Movement in Nigeria: The Iranian-inspired Shia group. 2019. https://www.bbc.com/news/world-africa-49175639 (accessed: 21.06.2023).

13. Ivanov S. Pro-Iranian Islamist groups have become more active in Nigeria. 2020 (in Russian). https://www.ng.ru/armies/2020-01-13/8_7766_nigeria.html (ac-cessed: 26.06.2023).

14. Ivkina N.V., Chikrizova O.S. The “Shi‘a factor” in Nigeria’s Public and Political Life (1994–2020): Domestic and International Dimensions. Vestnik of Saint Pe-tersburg University. Asian and African Studies. 2022. No. 3. Pp. 524–540 (in Russian).

15. Lapidus I.M. Islam in West Africa: A History of Islamic Societies. Cambridge: Cambridge University Press, 2012.

16. Nigeria’s Islamic Movement; ideology that can never be banned: Sheikh Zakzaky. 2021. https://iranpress.com/content/52448/nigeria-islamic-movement-ideology-that-can-never-banned-sheikh-zakzaky (accessed: 28.06.2023).

17. Nigeria’s Khomeini, Spreading Iran’s Revolution to Africa. 2017. https://www.thedailybeast.com/nigerias-khomeini-spreading-irans-revolution-to-africa (accessed: 26.06.2023).

18. Oduah C. Sheikh el-Zakzaky: Through the Eyes of His Followers. 2016. https://www.aljazeera.com/features/2016/8/5/sheikh-el-zakzaky-through-the-eyes-of-his-followers (accessed: 26.06.2023).

19. Ostien P. Percentages by Religion of the 1952 and 1963 Populations of Ni-geria’s Present 36 States. Nigeria Research Network. NRN Background Paper. 2012. No. 1. 14 p.

20. Prokopenko L.Ya. Religious Factor in the Political Process in Zambia: Mutual Influence of Religion and Politics. Asia and Africa Today. 2021. No. 8. Pp. 40–47 (in Russian).

21. Savateev A.D. Muslim Prophets-Revolutionaries in Sub-Saharan Africa: Prophet-ic Movements in the History of the Continent. Digest of World Politics, Vol. 10. T.S. Nemchinova (ed.). St. Petersburg: St. Petersburg State University Press, 2020. Pp. 80–129 (in Russian).

22. Sheikh Zakzaky organizes Iftar in honor of Nigerian Martyrs. 2023. https://iranpress.com/content/76312/sheikh-zakzaky-organizes-iftar-honor-nigerian-martyrs (accessed: 27.06.2023).

23. Sheikh Zakzaky: US plot in Lt. Gen. Soleimani’s Case Fails. 2023. https://iranpress.com/content/71425/sheikh-zakzaky-plot-lt-gen-soleimani-case-fails (accessed: 27.06.2023).

24. Shpazhnikov G.A. Religions of African Countries. Moscow: Nauka, 1981 (in Russian).

25. Steckler J. How Iran Exports Its Ideology. United Against Nuclear Iran. 2020. https://www.unitedagainstnucleariran.com/sites/default/files/expansion/Iran%27s%20Ideological%20Expansion%20Final%20Report_12082020.pdf (accessed: 26.06.2023).

26. Thomas-Johnson A. Imam Zakzaky: How Nigeria Cleric Became a Pawn in Gulf Power Struggle. 2019. https://www.middleeasteye.net/news/imam-zakzaky-how-jailed-nigerian-cleric-became-pawn-gulf-power-struggle (accessed: 26.06.2023).

27. Tolerance and Tension: Islam and Christianity in Sub-Saharan Africa. The Pew Forum on Religion and Public Life. 2010.

28. Toprak K. Nijerya’ya Şiiliğin Girişi ve Yayılmasında/Gelişiminde İran’ın Rolü. Africania-İnönü Üniversitesi Uluslararası Afrika Araştırmaları Dergisi. 2021. No. 2. Pp. 28–50.

29. Weiss M., Hassan H. ISIS: Inside the Army of Terror. Regan Arts, 2015.

30. Zakharov I.A. The Role of Christian Churches in Geo-Economical and Geopoliti-cal Rivalry of European Nations in Africa: 20th–21st Centuries. Journal of the Institute for African Studies. 2019. No. 4. Pp. 82–92 (in Russian).

Система Orphus

Loading...
Up