Narratives by the “Father of Muslim Historiography” aṭ-Ṭabarī (839–923) about the Uprising of the Christian Princes and Muslim Emirs of Armīnīya under Chaliph al-Mutawakkil (847–861)

 
PIIS086919080026516-4-1
DOI10.31857/S086919080026516-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor
Affiliation: Saint Petersburg State University
Address: Russian Federation,
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
EditionIssue 5
Pages236-253
Abstract

This publication presents the materials extracted from the multivolume “History of the Prophets and Kings” (Ta’rī ar-Rusul wa-l-Mulūk) by “the father of the Muslim historiography”, an Arabic spoken Iranian Muḥammad b. Ǧarīr (Djarir) aṭ-Ṭabarī (839–923), whichoutlines the general history from the Creation to 302 AH (914/5). These are absolutely all the materials that are devoted to the last uprising against the power of the ‘Abbasids (750–1258) in the Arab vilayet of Arminiya, which consisted of the Greater-Armenian, and South Caucasian Lands occupied by the Muslims. We are talking about the uprising of 850–855, in which both the leaders of the autonomous Armenian and Albanian principalities, as well as the Arab emirates created in Arminiya at the beginning of the 9th C., took part.

These passages were extracted from the classic critical edition carried out in three series and 15 volumes in Leiden (1879–1901), edited by the famous Dutch Arabist Michael Jan de Goeje (1836–1909).The selected passages are translated by Arsen K. Shahinyan from Classical Arabic into Russian for the first time in Oriental science. The introductory article, detailed text notes and scholarly comments based on the historical and geographical narratives of the Antiquity, and in the languages of the peoples of the Christian and Muslim Orient are attached by the author of the publication to his translated materials as well. Preparing these notes and comments, he also took into account the data that are reflected in the leading scientific, reference (encyclopedic) and educational publications of the world.

KeywordsAṭ-Ṭabarī, al-Mutawakkil (847–861), Buġā aš-Šarābī, Armīnīya, Arrān, Bagratids, Tiflīs
Received06.07.2023
Publication date28.10.2023
Number of characters60781
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной

Table of contents

1

ВВЕДЕНИЕ

2 Арминийа (أرمينية [’Армӣнийа]) – эта административная единица – вилайет Арабского халифата, окончательно сформированная в эпоху халифа ‘Абд ал-Малика (685–705) из захваченных мусульманами территорий христианских княжеств Армения (др.-арм. Մէծ Հայք [Мēc Hayk‘]), Албания (др.-арм. Աղուանք [Ałuank‘]) и Иберия (др.-груз., асомтаврули ႵႠႰႧႪႨ [K‘art‘li]). Этот северный вилайет, расположенный на Армянском нагорье и Южном Кавказе, исламскими властями, как удалось нам доказать, был подразделен на Арминийу I с центром в Двине (دبيل [Дабӣл]), Арминийу II (أرّان [’Аррāн], вар. الرّان [ар-Рāн]) с центром в Партаве (برذعة [Барз̱а‘а]) и Арминийу III (جرزان [Джурзāн]) с центром в Тбилиси (تفليس [Тифлӣс]) [Shahinyan, 2021]. Частыми были восстания в Арминийи, как против власти ’Умаййадов (661–750), так и ‘Аббасидов (750–1258), а последнее из них датируется 850–855 гг. – в эпоху халифа ал-Мутаваккила (847–861) [Шагинян, 2008].
3 К тому времени в Арминийи, как и во всем халифате, наметились процессы автономизации периферии. В результате на административно-политической карте вилайета под эгидой древнеармянского нахарарского дома Багратуни (Բագրատունի) сформировались перевенствующие княжества – армянских (802–886), иберских (ბაგრატიონი [Bagrationi], ок. 810–899) и албанских (ок. 820–886) Багратидов. Сюзеренные права старшей ветви (армянских) Багратидов распространялись также на первенствующие княжества Васпуракан (др.-арм. Վասպուրական) и Сисакан (Սիսական), где утвердились прочие армянские династы, представители старой родовой знати времен великоармянских царей Аршакидов (Արշակունի [Aršakuni], 52–428) – Арцруниды (Արծրունի [Arcruni]) и Сюниды (Սիւնեցի [Siwnec‘i]). Перечень автономных княжеств Арминийи на этом не исчерпывается; нами восстановлен список из 15 княжеств. Сверх того, в вилайете зародились три арабо-мусульманские эмираты: Арзан (أرزان [’Арзāн]), Тифлис и Ширван (شروان [Ширвāн]) [Шагинян, 2014, с. 257–302].
4 «Отец мусульманской историографии» – Абӯ Джафар Мух̣аммад ибн Джарӣр бин Йазӣд бин Кас̱ӣр бин Г̣āлиб ат̣-Т̣абарӣ (225–310 гг. х. / 839–923) относится к плеяде тех первых, творивших на арабском языке, писателей (Ибн Ас̱ам ал-Кӯфӣ, ум. в 820-е гг., ал-Балāз̱урӣ, ум. в 892 г., ал-Йакӯбӣ, ум. в 897 г., и др.), в трудах которых вырабаталась концепция не только истории ислама, но и всеобщей истории1. Хроники, зафиксированные у ат-Табари касательно эпохе последнего восстания в вилайете Арминийа (850–855 гг.), базируются на рассказах современников участников карательных походов против мятежников, как из числа христианских князей, так и мусульманских эмиров. 1. На зарождавшееся направление всемирной истории на арабском языке большое влияние оказали «дворцовые анналы» позднесасанидского периода (VI–начало VII в.) в арабской версии Ибн ал-Мук̣аффа (ум. в 756/7 г.). Существенный вклад оказали также письменные памятники народов стран Христианского Востока, которые со II века создавались на среднеарамейском (сирийском) языке, с V века на древнеармянском грабаре, а с VI века еще и на среднегреческом (византийском) языке. На основе древнегреческой космографии и географии, а также сасанидской описательной географии закладывается аналогичный жанр литературы и на арабском языке. До нас дошли географические трактаты многих мусульманских авторов IX–X вв., среди них упомянутый ал-Йа‘к̣ӯбӣ или ал-Мас‘ӯдӣ (ум. в 956/7 г.) и др.
5 Ат-Табари был этническим иранцем – уроженцем области Табаристан (на юге Каспия), который прославился подготовкой подробных богословских комментарий к Корану, а также двух десятков трудов по исламскому законоведению. В то же время, в истории «Золотого века» исламской культуры ат-Табари известен как «отец мусульманской историографии», завершивший в 302 г. х. (914/5) капитальный труд над «Историей пророков и царей» (تأريخ الرّسل والملوك [Та’рӣх̮ ар-русул ва-л-мулӯ̣к])2. Это крупнейшее произведение в классической исламской культуре охватывает всеобщую историю со времен сотворения мира, служа в наши дни первоисточником для изучения позднеантичной и раннесредневековой истории народов стран Ближнего Востока, в том числе Армянского нагорья и Южного Кавказа. Исламскую эпоху ат-Табари излагает, как по погодной форме (по хиджре), так и по династийной (по хронологии правления халифов), подразделяя главы по тематическому принципу на параграфы. 2. Полное заглавие звучит так: «История пророков и царей и известия о них, и о том, что случилось в эпоху каждого из них» (تأريخ الرّسل والملوك وأخبارهم ومن كان في زمن كلّ واحد منهم [Та’рӣх̮ ар-русул ва-л-мулӯ̣к ва-’ахбāри-хим ва-ман кāна фӣ заман кулли вāх̣ид мин-хум]) [Йāк̣ӯт ал-Х̣амавӣ, 1993, с. 2456].

Number of purchasers: 0, views: 112

Readers community rating: votes 0

1. Ambartcumyan (Hambartsoumian) A.A. Region of P‘aytakaran and the mountain of Sabalan: the philological and etymological essays. Vestnik armenovedenija. 2016. No. 2. Pp. 5–25 (in Russian).

2. Beylis V.M. From history of Dagestan of the 6th–11th centuries (Sarir). Istoričeskie zapiski: naučnyj žurnal. 1963. No. 73. Pp. 249–266 (in Russian).

3. Girgas V.F. Arabic-Russian dictionary of the Quran and Hadith. Kazan: Tipogr. Imp. Univ., 1881 (in Russian).

4. Eremyan S.T. Movsēs Kałankatowac‘i about embassy of the Albanian prince Varaz-Trdat to the Khazar Khagan. Zapiski Instituta vostokovedenija Akademii nauk. 1939. Vol. 7. Pp. 129–155 (in Russian).

5. Petrushevsky I.P. Islam in Iran in 7th–15th centuries: Lectures course. 2nd ed. Saint Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, 2007 (in Russian).

6. Müller A. Der Islam im Morgen- und Abendland. Book 1. 2nd ed. Moscow: Izd-vo Astrel’, 2004 (Russian translation).

7. Shahinyan A.K. The Last Rebellion in the Arab Province of Arminiya (850–855). Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. 2. Istorija. 2008. No. 4. Pp. 108–117 (in Russian).

8. Shahinyan A.K. Armenia and the Southern Caucasus Countries under the Byzantine-Iranian and the Arab Domination. Saint Petersburg: Izd-vo Aleteya, 2011 (Ser. “Vizantijskaja biblioteka. Issledovanija”) (in Russian).

9. Shahinyan A.K. Vostok (Oriens). Afro-aziatskie obsčestva: istorija i sovremennost’. 2012. No 3. Pp. 109–114 (in Russian).

10. Shahinyan A.K. Early Medieval Geography of Armenia and the Southern Caucasus countries. Saint Petersburg: Izd-vo Dmitrii Bulanin, 2014 (in Russian).

11. Shahinyan A.K. The Territories and Boundaries of the Southwest Caspian Cuntries under the Late Antiquity and Early Middle Ages: Historiography and sources. Istoricheskaia Geografiia. Vol. 5. Ed. I.G. Konovalova. Мoscow: Izd-vo Akvilon, 2021. Pp. 43–78 (in Russian).

12. Bosworth С.E. Barḏa‘a or Barda‘a. Iranica. 1988. Vol. III. Fasc. 7. Рр. 779–780.

13. Bosworth C.Е. Baylaqān. Iranica. 1989. Vol. IV. Fasc. 1. P. 2.

14. Bosworth C.E., Fragner B.G. Tādjīk. EI. 2000. Vol. 10: Tā'–U[..]. Р. 63.

15. Bosworth C.E. Naḵjavān. Iranica. 2013 http://www.iranicaonline.org/articles/nakjavan (accessed: 14.04.2023).

16. Hakobyan Т.Kh., Bakhshyan St.T., Barseghyan H.Kh. Hayastani ev harakits‘ shrjanneri teghanunneri baṙaran: 5 hatorov [Dictionary of toponomy of Armenia and adjacent territories: In 5 vols. Yerevan: Yerevan Univ. Press, 1986–2001 (in Armenian)].

17. Kettenhofen Е. Dvin. Iranica. 1996. Vol. VII. Fasc. 6. Рр. 616–619.

18. Lessner J. ‘Īsā, Nahr. EI. 1978. Vol. 4: Iran–Kha. Pp. 86–87.

19. Rante R. Ray: i. Archeology. Iranica. 2000 https://iranicaonline.org/articles/ray-i-archeo (accessed: 14.04.2023).

20. Rubin Z. Ḵosrow I: ii. Reforms. Iranica. 2009 http://www.iranicaonline.org/articles/kosrow-i-ii-reforms (accessed: 14.04.2023).

21. Shahinyan A.K. The Administrative Policy of the Islamic (Arab) Caliphate in the Christian Lands of Greater-Armenia, Caucasian Albania, and Iberia. Revue des Études Arméniennes. 2021. Vol. 40. Р. 33–64.

22. Sourdel D. Bughā al-Kabīr, Bughā al-Sharābī. EI. 1960. Vol. 1: A–B. P. 1287.

23. Le Strange G. The Lands of the Eastern Caliphate. Mesopotamia, Persia, and Central Asia from the Moslem Conquest to the Time of Timur. Cambridge: Cambridge Geographical Series, 1905.

24. Taylor J.G. Journal of a Tour in Armenia, Kurdistan and Upper Mesopotamia, with Notes of Researches in the Deyrsim Dagh, in 1866. The Journal of the Royal Geographical Society. Ed. the Assistant-Secretary. Vol. 38. London: John Murray, Albemarle str., 1868. Pp. 281–360.

25. Toumanoff C. Studies in Christian Caucasian History. Georgetown: Georgetown Univ. Press, 1963.

Система Orphus

Loading...
Up