Повествования «отца мусульманской историографии» ат-Табари (839–923) о восстании христианских князей и мусульманских эмиров Арминийи в эпоху халифа ал-Мутаваккила (847–861)

 
Код статьиS086919080026516-4-1
DOI10.31857/S086919080026516-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация,
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 5
Страницы236-253
Аннотация

Автор настоящей публикации представил материалы, извлеченные им же из многотомной «Истории пророков и царей» (Та’рӣх̮ ар-русул ва-л-мулӯ̣к) «отца мусульманской историографии», арабоязычного иранца Мухаммада ибн Джарира ат-Табари (839–923), где изложена всеобщая история со времен сотворения мира до 302 г. х. (914/5 г.). Это – абсолютно все пассажы, в которых рассказывается о последнем восстании против власти ‘Аббасидов (750–1258) в арабском вилайете Арминийа, состоящем из покоренных в эпоху Умаййадов (661–750) христианских земель Великой Армении и Южного Кавказа (Албании и Иберии). Речь идет о восстании 850–855 гг., в котором приняли участие не только лидеры большинства автономных христианских (армянских и албанских) княжеств, но и главы двух арабских эмиратов, сформированных в пределах Арминийи в начале IXв.

Эти материалы извлечены из классического критического издания ат-Табари, осуществленного в Лейдене (1879–1901) в трех сериях и 15 томах (включая том с указателями) группой ведущих арабистов Европы под общей редакцией выдающегося голландского арабиста Михаэла Яна де Гуэ (1836–1909); при этом они сличены А. К. Шагиняном с другим критическим изданием «отца мусульманской историографии», осуществленным в Каире (1960–1969) в 11 томах под редакцией Мухаммада Абу ал-Фадла Ибрахима (1905–1981). Избранные отрывки впервые в востоковедной науке переведены А. К. Шагиняном с классического арабского языка на русский, снабжены его краткой вступительной статьей, подробными текстологическими примечаниями (внутритекстовыми и подстрочными) и научными комментариями, которые базируются на литературных памятниках по историографии и географии эпохи Античности, на языках народов Христианского и Мусульманского Востока. Автор публикации при подготовке примечаний и комментарий учел также данные, которые отражены в ведущих научных, справочных (энциклопедических) и учебных изданиях мира.

Ключевые словаАт-Табари, ал-Мутаваккил (847–861), Буга аш-Шараби, Арминийа, Арран, Багратиды, Тифлис
Получено06.07.2023
Дата публикации28.10.2023
Кол-во символов60781
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

Оглавление

1

ВВЕДЕНИЕ

2 Арминийа (أرمينية [’Армӣнийа]) – эта административная единица – вилайет Арабского халифата, окончательно сформированная в эпоху халифа ‘Абд ал-Малика (685–705) из захваченных мусульманами территорий христианских княжеств Армения (др.-арм. Մէծ Հայք [Мēc Hayk‘]), Албания (др.-арм. Աղուանք [Ałuank‘]) и Иберия (др.-груз., асомтаврули ႵႠႰႧႪႨ [K‘art‘li]). Этот северный вилайет, расположенный на Армянском нагорье и Южном Кавказе, исламскими властями, как удалось нам доказать, был подразделен на Арминийу I с центром в Двине (دبيل [Дабӣл]), Арминийу II (أرّان [’Аррāн], вар. الرّان [ар-Рāн]) с центром в Партаве (برذعة [Барз̱а‘а]) и Арминийу III (جرزان [Джурзāн]) с центром в Тбилиси (تفليس [Тифлӣс]) [Shahinyan, 2021]. Частыми были восстания в Арминийи, как против власти ’Умаййадов (661–750), так и ‘Аббасидов (750–1258), а последнее из них датируется 850–855 гг. – в эпоху халифа ал-Мутаваккила (847–861) [Шагинян, 2008].
3 К тому времени в Арминийи, как и во всем халифате, наметились процессы автономизации периферии. В результате на административно-политической карте вилайета под эгидой древнеармянского нахарарского дома Багратуни (Բագրատունի) сформировались перевенствующие княжества – армянских (802–886), иберских (ბაგრატიონი [Bagrationi], ок. 810–899) и албанских (ок. 820–886) Багратидов. Сюзеренные права старшей ветви (армянских) Багратидов распространялись также на первенствующие княжества Васпуракан (др.-арм. Վասպուրական) и Сисакан (Սիսական), где утвердились прочие армянские династы, представители старой родовой знати времен великоармянских царей Аршакидов (Արշակունի [Aršakuni], 52–428) – Арцруниды (Արծրունի [Arcruni]) и Сюниды (Սիւնեցի [Siwnec‘i]). Перечень автономных княжеств Арминийи на этом не исчерпывается; нами восстановлен список из 15 княжеств. Сверх того, в вилайете зародились три арабо-мусульманские эмираты: Арзан (أرزان [’Арзāн]), Тифлис и Ширван (شروان [Ширвāн]) [Шагинян, 2014, с. 257–302].
4 «Отец мусульманской историографии» – Абӯ Джафар Мух̣аммад ибн Джарӣр бин Йазӣд бин Кас̱ӣр бин Г̣āлиб ат̣-Т̣абарӣ (225–310 гг. х. / 839–923) относится к плеяде тех первых, творивших на арабском языке, писателей (Ибн Ас̱ам ал-Кӯфӣ, ум. в 820-е гг., ал-Балāз̱урӣ, ум. в 892 г., ал-Йакӯбӣ, ум. в 897 г., и др.), в трудах которых вырабаталась концепция не только истории ислама, но и всеобщей истории1. Хроники, зафиксированные у ат-Табари касательно эпохе последнего восстания в вилайете Арминийа (850–855 гг.), базируются на рассказах современников участников карательных походов против мятежников, как из числа христианских князей, так и мусульманских эмиров. 1. На зарождавшееся направление всемирной истории на арабском языке большое влияние оказали «дворцовые анналы» позднесасанидского периода (VI–начало VII в.) в арабской версии Ибн ал-Мук̣аффа (ум. в 756/7 г.). Существенный вклад оказали также письменные памятники народов стран Христианского Востока, которые со II века создавались на среднеарамейском (сирийском) языке, с V века на древнеармянском грабаре, а с VI века еще и на среднегреческом (византийском) языке. На основе древнегреческой космографии и географии, а также сасанидской описательной географии закладывается аналогичный жанр литературы и на арабском языке. До нас дошли географические трактаты многих мусульманских авторов IX–X вв., среди них упомянутый ал-Йа‘к̣ӯбӣ или ал-Мас‘ӯдӣ (ум. в 956/7 г.) и др.
5 Ат-Табари был этническим иранцем – уроженцем области Табаристан (на юге Каспия), который прославился подготовкой подробных богословских комментарий к Корану, а также двух десятков трудов по исламскому законоведению. В то же время, в истории «Золотого века» исламской культуры ат-Табари известен как «отец мусульманской историографии», завершивший в 302 г. х. (914/5) капитальный труд над «Историей пророков и царей» (تأريخ الرّسل والملوك [Та’рӣх̮ ар-русул ва-л-мулӯ̣к])2. Это крупнейшее произведение в классической исламской культуре охватывает всеобщую историю со времен сотворения мира, служа в наши дни первоисточником для изучения позднеантичной и раннесредневековой истории народов стран Ближнего Востока, в том числе Армянского нагорья и Южного Кавказа. Исламскую эпоху ат-Табари излагает, как по погодной форме (по хиджре), так и по династийной (по хронологии правления халифов), подразделяя главы по тематическому принципу на параграфы. 2. Полное заглавие звучит так: «История пророков и царей и известия о них, и о том, что случилось в эпоху каждого из них» (تأريخ الرّسل والملوك وأخبارهم ومن كان في زمن كلّ واحد منهم [Та’рӣх̮ ар-русул ва-л-мулӯ̣к ва-’ахбāри-хим ва-ман кāна фӣ заман кулли вāх̣ид мин-хум]) [Йāк̣ӯт ал-Х̣амавӣ, 1993, с. 2456].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 110

Оценка читателей: голосов 0

1. Амбарцумян А.А. Область Пайтакаран и гора Сабалан: филологические и этимологические очерки. Вестник арменоведения. 2016. № 2. С. 5–25.

2. Бейлис В.М. Из истории Дагестана VI–XI вв. (Сарир). Исторические записки: научный журнал. 1963. № 73. С. 249–266.

3. Гиргас В.Ф. Арабско-русский словарь к Корану и хадисам – Qāmūs ‘Arabī wa-Rūsī li-’alfāẓ al-Qur’ān wa-l-hadīṯ. Казань: Типогр. Имп. Ун-та, 1881.

4. Еремян C.Т. Моисей Каланкатуйский о посольстве албанского князя Вараз-Трдата к хазарскому хакану Алп-Илитверу. Записки Института Востоковедения АН СССР. 1939. Т. 7. С. 129–155.

5. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII–XV вв.: курс лекций. 2-е изд. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007.

6. Мюллер А. История ислама. Пер. с нем. под. ред. Н.А. Медникова. Кн. 1. 2-е изд. М.: Изд-во «Астрель», 2004.

7. Шагинян А.К. Последнее восстание в арабской провинции Арминийа (850–855 гг.). Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. История. 2008. № 4. С. 108–117.

8. Шагинян А.К. Армения и страны Южного Кавказа в условиях византийско-иранской и арабской власти. СПб.: Изд-во «Алетейя», 2011 (Сер. «Византийская библиотека. Исследования»).

9. Шагинян А.К. Нахичевань в составе Арабского халифата. Восток (Oriens). Афро-азиатские общества: история и современность. 2012. № 3. С. 109–114.

10. Шагинян А.К. Раннесредневековая география Армении и стран Южного Кавказа. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2014.

11. Шагинян А.К. Территории и границы стран Юго-Западного Прикаспия в эпоху поздней Античности и раннего Средневековья: историография и источники. Историческая география. Т. 5. Отв. ред. И.Г. Коновалова. М.: Изд-во «Аквилон», 2021. С. 43–78.

12. Bosworth С.E. Barḏa‘a or Barda‘a. Iranica. 1988. Vol. III. Fasc. 7. Рр. 779–780.

13. Bosworth C.Е. Baylaqān. Iranica. 1989. Vol. IV. Fasc. 1. P. 2.

14. Bosworth C.E., Fragner B.G. Tādjīk. EI. 2000. Vol. 10: Tā'–U[..]. Р. 63.

15. Bosworth C.E. Naḵjavān. Iranica. 2013 http://www.iranicaonline.org/articles/nakjavan (accessed: 14.04.2023).

16. Hakobyan Т.Kh., Bakhshyan St.T., Barseghyan H.Kh. Hayastani ev harakits‘ shrjanneri teghanunneri baṙaran: 5 hatorov [Dictionary of toponomy of Armenia and adjacent territories: In 5 vols. Yerevan: Yerevan Univ. Press, 1986–2001 (in Armenian)].

17. Kettenhofen Е. Dvin. Iranica. 1996. Vol. VII. Fasc. 6. Рр. 616–619.

18. Lessner J. ‘Īsā, Nahr. EI. 1978. Vol. 4: Iran–Kha. Pp. 86–87.

19. Rante R. Ray: i. Archeology. Iranica. 2000 https://iranicaonline.org/articles/ray-i-archeo (accessed: 14.04.2023).

20. Rubin Z. Ḵosrow I: ii. Reforms. Iranica. 2009 http://www.iranicaonline.org/articles/kosrow-i-ii-reforms (accessed: 14.04.2023).

21. Shahinyan A.K. The Administrative Policy of the Islamic (Arab) Caliphate in the Christian Lands of Greater-Armenia, Caucasian Albania, and Iberia. Revue des Études Arméniennes. 2021. Vol. 40. Р. 33–64.

22. Sourdel D. Bughā al-Kabīr, Bughā al-Sharābī. EI. 1960. Vol. 1: A–B. P. 1287.

23. Le Strange G. The Lands of the Eastern Caliphate. Mesopotamia, Persia, and Central Asia from the Moslem Conquest to the Time of Timur. Cambridge: Cambridge Geographical Series, 1905.

24. Taylor J.G. Journal of a Tour in Armenia, Kurdistan and Upper Mesopotamia, with Notes of Researches in the Deyrsim Dagh, in 1866. The Journal of the Royal Geographical Society. Ed. the Assistant-Secretary. Vol. 38. London: John Murray, Albemarle str., 1868. Pp. 281–360.

25. Toumanoff C. Studies in Christian Caucasian History. Georgetown: Georgetown Univ. Press, 1963.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх