The phenomenon of late Qara-khitay historiography: Nasir ad-Din Munshi Kermani and his historical work

 
PIIS086919080026514-2-1
DOI10.31857/S086919080026514-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior Researcher Fellow
Affiliation: Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
EditionIssue 5
Pages177-188
Abstract

Among the monuments of Muslim historiography several works can be distinguished, the authors of which build in their works a clear continuity between the Qutlugh Khanids dynasty that ruled within Kerman, whose founder was khajib Barak, and the previously existing Qara-Khitay power. In one of the earlier works, the author of this article called these Muslim writings «late Qara-Khitay historiography» and within the framework of the presented research I would like to substantiate the validity of such a statement. To do this, it is necessary to once again understand how and why Muslim historians distinguish the connection between khajib Barak and his successors, whether they label them «Qara-Khitay» and how else the connection between the Qutlugh Khanids and the Gur-Khans is distinguished. In addition, the author of the article intends to demonstrate the evolution of the description of the biography of Barak in several monuments of the XIII – XV in order to demonstrate clearly how Muslim authors cite new elements linking him with the Qara-Khitay, as well as his heirs. Undoubtedly, such a historiographical phenomenon should have an explanation, as well as the origin, that is, the author who initiated such a tradition. The author of this article comes to the conclusion that Nasir al-Din Munshi Kermani could have been the ancestor of this tradition in the historical work, which, «Simt al-'Ula lil-Khadra al-'Uliya», probably for the first time traces most of the markers that make it possible to link the Qutlugh Khanids dynasty with the Qara-Khitay state.

KeywordsKerman, khajib Barak, Qara-Khitay, Nasir ad-Din Munshi Kermani, Muslim historiography.
Received06.07.2023
Publication date28.10.2023
Number of characters35518
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В недавно опубликованной статье, посвященной описанию биографии хаджиба Барака в сочинении «Симт ал-ʻУла лил-Хадра ал-ʻУлийа» [Kermani, 1328/1949] Насир ад-Дина Мунши Кермани [Баскаков, Тимохин, 2022, с. 81-93], нами, применительно к этому тексту, был предложен термин «поздняя кара-китайская историография». Поскольку в том исследовании мы не стали специально останавливаться на допустимости подобной терминологии и ее апологии, то теперь необходимо снова вернуться к этой проблеме и выстроить доказательную базу допустимости подобного определения. Безусловно, подобная апология невозможна без внимательного анализа самого текста «Симт ал-ʻУла», так и связанных с ним историографически и тематически мусульманских текстов монгольского периода. Несомненно, сам по себе феномен появление «кара-китайской историографии» существенно позднее того момента, когда монголы окончательно разрушили остатки их государственности в пределах Восточного Туркестана выглядит несколько курьезно, однако это лишь делает подобный феномен еще более интересным для исследователей. Дело в том, что согласно «Симт ал-ʻУла» и ряду других памятников монгольского времени отдельные региональные лидеры Ирана и созданные ими династии представляют собой продолжение кара-китайской государственной традиции уже после гибели указанной державы, о чем гораздо более подробно мы расскажем в рамках этой статьи. При этом мы не будем специально останавливаться на некоторых сюжетах, связанных с биографией Насир ад-Дина Мунши Кермани и особенностями его сочинения, о которых подробно говорилось в предыдущей статье, а в большей степени сосредоточимся на иных сюжетах [Баскаков, Тимохин, 2022, с. 81-93]. Однако к отдельным моментам, важным для читателя, мы вынуждены будем вернуться, прежде всего касающимся места «Симт ал-ʻУла» в мусульманской историографии монгольского периода и связях этого сочинения с другими текстами. Впрочем, прежде чем переходить к самому сочинению Насир ад-Дина Мунши Кермани, позволим себе небольшой исторический экскурс в события начала XIII в., без которого также нельзя обойтись.
2 Держава кара-китаев была образована в землях восточного Туркестана в 1120 – 1130 гг. и просуществовала вплоть до прихода монгольских завоевателей во втором десятилетии XIII в. В период наивысшего могущества правители этого государства (Гур-ханы) оказывали решительное влияние на политическую ситуацию в Мавераннахре, Хорасане и восточном Дешт-и Кыпчаке [См.: Пиков, 1989; Biran, 2005]. В частности, после смерти в 1157 г. последнего сельджукского султана Хорасана, Муʻизз ад-Дина Абу-л-Хариса Ахмада Санджара (1118-1157 гг.), именно Гур-ханы кара-китаев станут одними из претендентов на «сельджукское наследство» наряду с султана Гура и хорезмшахами из династии Ануштегинидов [См.: Тимохин, 2019]. Однако внутренние противоречия наряду с внешнеполитическими просчетами и военными поражениями подорвали кара-китайское могущество: уже в начале XIII в. власть в этом государстве захватывает найманы, а затем монголы окончательно уничтожают остатки кара-китайской государственности в восточном Туркестане. Здесь следует отметить еще один важный момент: собственно история кара-китайской государственности реконструируется преимущественно на основании мусульманских и китайских текстов, далеко не все из которых были написаны во время существования этой державы [Biran, 2005, p. 2-13]. Так, огромный пласт информации о кара-китаях содержатся в мусульманских сочинениях монгольской эпохи, однако эти тексты в большей степени информируют о событиях начала XIII в., в то время как более ранний период описан в них сравнительно скупо [См.: Тимохин, 2021(б), c. 250-261]. С другой стороны, именно в составе этих источников впервые формируется само название «кара-китаи/кара-хитаи», в то время как в более ранних текстах, как это было отмечено выдающимся специалистом в этой области, Михаль Биран, их маркируют как «хитаи» или «неверные хитаи» [Biran, 2005, p. 216; См.: ал-Хусайни, 1980, c. 91; Ravandi, 1921, s. 173]. Здесь важно отметить, что маркер «кара-китаи/кара-хитаи» появляется в мусульманских источниках монгольского периода не только при описании истории этой державы, но им также обозначают некоторых региональных правителей Ирана, например основателя династии Кутлуг-ханов в Кермане – хаджиба Барака [Ta'ríkh-i-Jahán-gushá, 1916, s. 211]. Речь идет не просто о признании его кара-китайского происхождения, но подчеркивание такового в отношении всей его династии, указание на наличие в Кермане кара-китайской элиты и прочего. Безусловно, о кара-китайском происхождении Барака сообщают отдельные мусульманские авторы в составе «больших нарративов», однако наиболее любопытные и обширные сведения о нем мы находим в составе «региональных хроник», среди которых особое место занимает уже упомянутое нами «Симт ал-ʻУла лил-Хадра ал-ʻУлийа» Насир ад-Дина Мунши Кермани, написанное в начале XIV в. [Kermani, 1328/1949, s. ا].

Number of purchasers: 0, views: 85

Readers community rating: votes 0

1. Ibn al-Athir. “Al-Kamil fi-t-Tarikh” “Full arch of history”. Selected passages. Transl. by P.G. Bulgakova, SH.S. Kamoliddina. Tashkent: Uzbekistan, 2006 (in Russian)

2. Bartol'd V.V. Turkestan during the Mongol invasion. Bartol'd V.V. Works. Moscow: Nauka, 1963. (in Russian)

3. Baskakov I.D., Timokhin D.M. Biography of khajeb Barak in the composition of Nasir al-Din Munshi Kermani. Bulletin of the Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences. 2022. 1(19). Pp. 81-93 (in Russian)

4. an-Nasawi Shihab ad-Din Muhammad. The biography of Sultan Jalal al-Din Mankburny. Trans., preface, commentary, notes and indexes Z.M. Buniyatov. Baku: Elm, 1973. (in Russian)

5. Timokhin D.M. ‘Ala’ ad-Din Muhammad and the Rise of the Khorezm state: 1200-1220. Moscow: Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, 2019. (in Russian)

6. Timokhin D.M. Review of 12th-century Arab-Persian sources on the history of Khorezm: features of structure and content. Vostok (Oriens). 2021(1). Vol. 2. Pp. 45-56 (in Russian)

7. Timokhin D.M. Review of Arab-Persian sources of the pre-Mongol period on the history of the Karakitai state: features of structure and content. East. Afro-Asian Societies: History and Modernity. 2021(2). Vol. 6. Pp. 250-261 (in Russian)

8. Pikov G.G. Western Qidan. Novosibirsk: Novosibirsk Publishing House. un-ta, 1989 (in Russian)

9. Sadr ad-Din ‘Ali al-Husajni. Ahbar ad-Daulat as-Seldzhukijja (Zubdat at-tavarih fi ahbar al-umara va-l-muluk as-seldzhukijja) («Reports on the Seljuk state». «The cream of Chronicles, telling about the Seljuk emirs, and the lords»). Transl. by Z.M. Buniyatov. M.: Vostochnaya literatura, 1980 (in Russian)

10. Bāstānī Pārīzī M.E. AFŻAL-AL-DĪN KERMĀNĪ. Encyclopædia Iranica. London: Routledge & Kegan Paul, 1985. Vol. I, Fasc. 6. P. 599. http://www.iranicaonline.org/articles/afzal-al-din-kermani-abu-hamed-ahmad-b.

11. Biran M. The Qara Khitai Empire in Eurasian History: Between China and the Islamic World. Cambridge: Cambridge University Press, 2005.

12. Cahen Cl. The Historiography of the Seljuqid period. Cahen Cl. Les peoples musulmans dans l’histoire medieval. Damas: Presses de l’Ifpo, 1977. Pp. 37–63.

13. Doerfer G. Türkische und mongolische Elemente im Neupersischen unter besonderer Berücksichtigung älterer neupersischer Geschichtsquellen vor allem der Mongolen- und Timuridenzeit. Wiesbaden: Franz Steiner Verlag, 1965. Bd. II. Turkische Elemente im Neupersischen alif bis ta.

14. A History of Persian Literature. Vol. X. Persian Historiography. Ch. Mellvile (ed.). London, New York: I.B. Tauris, 2012.

15. Afẓal al-Dīn Kermānī. Ketab-e ʿEqd al-ʿolā le’l-mawqef al-aʿlā / Ed. by Bastani Parizi. Tehran: Rouzbehan, 1977. (in Persian)

16. Kermani Nasir ad-Din Munshi. Simt al-‘ulii li’l-hadra al-‘ulya. Ed. I. ‘Abbas. Tehran: Sherkat Sahami Chap, 1328/1949. (in Persian)

17. Mohammad ibn Ibrahim. Tavvarih-e al-e saljouk. Recueil de textes relatifs a l'histoire des seldjoucides. M.Th. Houtsma (ed.). Vol. I. Leiden: E.J. Brill, 1886. (in Persian)

18. Muʻīn al-Dīn Naṭanzī. Extraits du Muntakhab al-Tavarikh-i Mu’ini (Anonyme d’Iskandar). Aubin J. (ed.). Tehran, 1336/1957. (in Persian)

19. Ravandi Mohammad. Rahat as-sudur va ayat as-sorur, ed. by Mohammad Iqbal. Leiden; London: Luzac & Co., 1921. (in Persian)

20. Ta'ríkh-i-Jahán-gushá of 'Alá'u d-Dín 'Aṭa Malik-i Juwayní (composed in A.H. 658 = A.D. 1260). Ed. by Qazvīnī, Muḥammad. Leyden, E.J. Brill; London, Luzac & Co., 1916. (in Persian)

21. Tarikh shahiy-e Kara-Khitayan-e Kerman / Ed. By M. Bastani Parizi. Tehran: Bonyad Farhange Iran, 1355. (in Persian)

22. Tarikh shahiy-e Kara-Khitayan-e Kerman / Ed. By M. Bastani Parizi. Isfahan: Ghaemiyeh, 1390 (in Persian)

Система Orphus

Loading...
Up