Феномен поздней кара-китайской историографии: Насир ад-Дин Мунши Кермани и его исторический труд

 
Код статьиS086919080026514-2-1
DOI10.31857/S086919080026514-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Института востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 5
Страницы177-188
Аннотация

Среди памятников мусульманской историографии XIII – XVв. можно выделить несколько сочинений, авторы которых выстраивают в своих трудах четкую преемственность между правившей в пределах Кермана династией Кутлуг-ханидов, чьим основателем был хаджиб Барак, и существовавшей ранее державой Кара-китаев.В одной из более ранних работ автор этой статьи назвал эти мусульманские сочинения«поздней кара-китайской историографией» и в рамках представленного исследования хотел бы обосновать справедливость подобного заявления. Для этого необходимо еще раз разобраться с тем, как и зачем мусульманские историки выделяют связь между хаджибом Бараком и его преемниками, маркируют ли они их «кара-китаями» и как еще выделяется связь между Кутлуг-ханидами и Гур-ханами. Кроме этого, автор статьи намерен продемонстрировать эволюцию описания биографии Барака в нескольких памятниках XIII – XVв. для того, чтобы наглядно продемонстрировать как мусульманские авторы приводят новые элементы, связывающие его с кара-китаями, а также и его наследников. Несомненно, подобный историографический феномен должен иметь объяснение, равно как и происхождение, то есть автора положившего начало подобной традиции. Автор данной статьи приходит к выводу о том, что родоначальником этой традиции мог стать Насир ад-Дин Мунши Кермани в историческом труде, которого, «Симт ал-ʻУла лил-Хадра ал-ʻУлийа», вероятно, впервые прослеживается большинство маркеров, позволяющих связать династию Кутлуг-ханидов с державой кара-китаев. С точки зрения автора статьи именно на этот исторический труд опирался рассказ о хаджибе Бараке и его потомках в более поздних сочинениях Моин ад-Дина Натанзи и Мухаммада ибн Ибрахима. Надеемся, что представленная статья окажется полезной как специалистам по истории Ирана, так и исследователям, чьи работы посвящены кара-китайской государственности, а также отдельным мусульманской историографии.

Ключевые словаКерман, хаджиб Барак, кара-китаи, Насир ад-Дин Мунши Кермани, мусульманская историография.
Получено06.07.2023
Дата публикации28.10.2023
Кол-во символов35518
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В недавно опубликованной статье, посвященной описанию биографии хаджиба Барака в сочинении «Симт ал-ʻУла лил-Хадра ал-ʻУлийа» [Kermani, 1328/1949] Насир ад-Дина Мунши Кермани [Баскаков, Тимохин, 2022, с. 81-93], нами, применительно к этому тексту, был предложен термин «поздняя кара-китайская историография». Поскольку в том исследовании мы не стали специально останавливаться на допустимости подобной терминологии и ее апологии, то теперь необходимо снова вернуться к этой проблеме и выстроить доказательную базу допустимости подобного определения. Безусловно, подобная апология невозможна без внимательного анализа самого текста «Симт ал-ʻУла», так и связанных с ним историографически и тематически мусульманских текстов монгольского периода. Несомненно, сам по себе феномен появление «кара-китайской историографии» существенно позднее того момента, когда монголы окончательно разрушили остатки их государственности в пределах Восточного Туркестана выглядит несколько курьезно, однако это лишь делает подобный феномен еще более интересным для исследователей. Дело в том, что согласно «Симт ал-ʻУла» и ряду других памятников монгольского времени отдельные региональные лидеры Ирана и созданные ими династии представляют собой продолжение кара-китайской государственной традиции уже после гибели указанной державы, о чем гораздо более подробно мы расскажем в рамках этой статьи. При этом мы не будем специально останавливаться на некоторых сюжетах, связанных с биографией Насир ад-Дина Мунши Кермани и особенностями его сочинения, о которых подробно говорилось в предыдущей статье, а в большей степени сосредоточимся на иных сюжетах [Баскаков, Тимохин, 2022, с. 81-93]. Однако к отдельным моментам, важным для читателя, мы вынуждены будем вернуться, прежде всего касающимся места «Симт ал-ʻУла» в мусульманской историографии монгольского периода и связях этого сочинения с другими текстами. Впрочем, прежде чем переходить к самому сочинению Насир ад-Дина Мунши Кермани, позволим себе небольшой исторический экскурс в события начала XIII в., без которого также нельзя обойтись.
2 Держава кара-китаев была образована в землях восточного Туркестана в 1120 – 1130 гг. и просуществовала вплоть до прихода монгольских завоевателей во втором десятилетии XIII в. В период наивысшего могущества правители этого государства (Гур-ханы) оказывали решительное влияние на политическую ситуацию в Мавераннахре, Хорасане и восточном Дешт-и Кыпчаке [См.: Пиков, 1989; Biran, 2005]. В частности, после смерти в 1157 г. последнего сельджукского султана Хорасана, Муʻизз ад-Дина Абу-л-Хариса Ахмада Санджара (1118-1157 гг.), именно Гур-ханы кара-китаев станут одними из претендентов на «сельджукское наследство» наряду с султана Гура и хорезмшахами из династии Ануштегинидов [См.: Тимохин, 2019]. Однако внутренние противоречия наряду с внешнеполитическими просчетами и военными поражениями подорвали кара-китайское могущество: уже в начале XIII в. власть в этом государстве захватывает найманы, а затем монголы окончательно уничтожают остатки кара-китайской государственности в восточном Туркестане. Здесь следует отметить еще один важный момент: собственно история кара-китайской государственности реконструируется преимущественно на основании мусульманских и китайских текстов, далеко не все из которых были написаны во время существования этой державы [Biran, 2005, p. 2-13]. Так, огромный пласт информации о кара-китаях содержатся в мусульманских сочинениях монгольской эпохи, однако эти тексты в большей степени информируют о событиях начала XIII в., в то время как более ранний период описан в них сравнительно скупо [См.: Тимохин, 2021(б), c. 250-261]. С другой стороны, именно в составе этих источников впервые формируется само название «кара-китаи/кара-хитаи», в то время как в более ранних текстах, как это было отмечено выдающимся специалистом в этой области, Михаль Биран, их маркируют как «хитаи» или «неверные хитаи» [Biran, 2005, p. 216; См.: ал-Хусайни, 1980, c. 91; Ravandi, 1921, s. 173]. Здесь важно отметить, что маркер «кара-китаи/кара-хитаи» появляется в мусульманских источниках монгольского периода не только при описании истории этой державы, но им также обозначают некоторых региональных правителей Ирана, например основателя династии Кутлуг-ханов в Кермане – хаджиба Барака [Ta'ríkh-i-Jahán-gushá, 1916, s. 211]. Речь идет не просто о признании его кара-китайского происхождения, но подчеркивание такового в отношении всей его династии, указание на наличие в Кермане кара-китайской элиты и прочего. Безусловно, о кара-китайском происхождении Барака сообщают отдельные мусульманские авторы в составе «больших нарративов», однако наиболее любопытные и обширные сведения о нем мы находим в составе «региональных хроник», среди которых особое место занимает уже упомянутое нами «Симт ал-ʻУла лил-Хадра ал-ʻУлийа» Насир ад-Дина Мунши Кермани, написанное в начале XIV в. [Kermani, 1328/1949, s. ا].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 83

Оценка читателей: голосов 0

1. Ибн ал-Асир. «Ал-Камил фи-т-тарих» «Полный свод по истории». Избранные отрывки. Пер. П.Г. Булгакова, Ш.С. Камолиддина. Ташкент: Узбекистан, 2006

2. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Бартольд В.В. Сочинения. М.: Наука, 1963.

3. Баскаков И.Д., Тимохин Д.М. Биография Хаджеба Барака в сочинении Насир ад-Дина Мунши Кермани. Вестник института востоковедения РАН. 2022. 1(19). С. 81-93

4. ан-Насави Шихаб ад-Дин Мухаммад. Жизнеописание султана Джалал ад-Дина Манкбурны. Пер., предисл., коммент., примеч. и указатели. З.М. Буниятова. Баку: Элм, 1973.

5. Тимохин Д.М. ‘Ала’ ад-Дин Мухаммад и расцвет хорезмийского государства: 1200-1220 г. М.: Институт востоковедения РАН, 2019.

6. Тимохин Д.М. Обзор арабо-персидских источников XII века по истории Хорезма: особенности структуры и содержания. Восток (Oriens). 2021(1). Вып. 2. С. 45-56.

7. Тимохин Д.М. Обзор арабо-персидских источников домонгольского периода по истории государства кара-китаев: особенности структуры и содержания. Восток (Oriens). 2021(2). Вып. 6. С. 250-261.

8. Пиков Г.Г. Западные кидани. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1989

9. Садр ад-Дин ‘Али ал-Хусайни. Ахбар ад-Даулат ас-Селджукиййа (Зубдат ат-таварих фи ахбар ал-умара ва-л-мулук ас-селджукиййа) («Сообщения о Сельджукском государстве». «Сливки летописей, сообщающих о сельджукских эмирах и государях»). Пер. З.М. Буниятов. М.: Восточная литература, 1980.

10. Bāstānī Pārīzī M.E. AFŻAL-AL-DĪN KERMĀNĪ. Encyclopædia Iranica. London: Routledge & Kegan Paul, 1985. Vol. I, Fasc. 6. P. 599. http://www.iranicaonline.org/articles/afzal-al-din-kermani-abu-hamed-ahmad-b.

11. Biran M. The Qara Khitai Empire in Eurasian History: Between China and the Islamic World. Cambridge: Cambridge University Press, 2005.

12. Cahen Cl. The Historiography of the Seljuqid period. Cahen Cl. Les peoples musulmans dans l’histoire medieval. Damas: Presses de l’Ifpo, 1977. Pp. 37–63.

13. Doerfer G. Türkische und mongolische Elemente im Neupersischen unter besonderer Berücksichtigung älterer neupersischer Geschichtsquellen vor allem der Mongolen- und Timuridenzeit. Wiesbaden: Franz Steiner Verlag, 1965. Bd. II. Turkische Elemente im Neupersischen alif bis ta.

14. A History of Persian Literature. Vol. X. Persian Historiography. Ch. Mellvile (ed.). London, New York: I.B. Tauris, 2012.

15. Afẓal al-Dīn Kermānī. Ketab-e ʿEqd al-ʿolā le’l-mawqef al-aʿlā / Ed. by Bastani Parizi. Tehran: Rouzbehan, 1977.

16. Kermani Nasir ad-Din Munshi. Simt al-‘ulii li’l-hadra al-‘ulya. Ed. I. ‘Abbas. Tehran: Sherkat Sahami Chap, 1328/1949.

17. Mohammad ibn Ibrahim. Tavvarih-e al-e saljouk. Recueil de textes relatifs a l'histoire des seldjoucides. M.Th. Houtsma (ed.). Vol. I. Leiden: E.J. Brill, 1886.

18. Muʻīn al-Dīn Naṭanzī. Extraits du Muntakhab al-Tavarikh-i Mu’ini (Anonyme d’Iskandar). Aubin J. (ed.). Tehran, 1336/1957.

19. Ravandi Mohammad. Rahat as-sudur va ayat as-sorur, ed. by Mohammad Iqbal. Leiden; London: Luzac & Co., 1921.

20. Ta'ríkh-i-Jahán-gushá of 'Alá'u d-Dín 'Aṭa Malik-i Juwayní (composed in A.H. 658 = A.D. 1260). Ed. by Qazvīnī, Muḥammad. Leyden, E.J. Brill; London, Luzac & Co., 1916.

21. Tarikh shahiy-e Kara-Khitayan-e Kerman / Ed. By M. Bastani Parizi. Tehran: Bonyad Farhange Iran, 1355.

22. Tarikh shahiy-e Kara-Khitayan-e Kerman / Ed. By M. Bastani Parizi. Isfahan: Ghaemiyeh, 1390

Система Orphus

Загрузка...
Вверх