Реакция конфессионального пространства Эфиопии на изменение религиозной политики в середине XIX – начале XXI веков

 
Код статьиS086919080025856-8-1
DOI10.31857/S086919080025856-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт Африки Российской академии наук
Адрес: Москва, 123001, Россия, Москва, ул. Спиридоновка, д. 30/1
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 4
Страницы198-210
Аннотация

В статье анализируются изменения государственной политики Эфиопии по отношению к религиозным организациям с фокусом на период 1855–1991 гг. Определено влияние этих изменений на структуру конфессионального пространства государства до 2015 г. Показано, что положение Эфиопской православной церкви (ЭПЦ), которая занимает особое место в истории Эфиопии, в рассматриваемый период менялось. В 1855–1930 гг. эта религиозная организация пользовалась широкой поддержкой власти, а развитие конфессионального пространства Эфиопии подчинялось принципу «одна страна, одна вера». В это время сложились три конфессиональные зоны: северо-западная православная зона, восточная мусульманская зона и юго-западная этнорелигиозная зона. Поддержка ЭПЦ проявлялась в том числе и в ограничении деятельности отличных от нее религиозных организаций. В 1930–1991 гг. религиозная политика Эфиопии ориентировалось на принцип «чья земля, того и вера». Несмотря на сохранение за ЭПЦ особого статуса, ряд исламских организаций получили с ней равные права, что позволило им расширить миссионерскую деятельность. В результате образовалась центральная поликонфессиональная зона, где основными конкурирующими религиями выступали ислам и православие. С 1991 г. религиозная политика в Эфиопии адаптировала принцип «нет границ, только люди». В это время были ликвидированы практически все правовые барьеры для работы религиозных организаций. Закономерное усиление религиозной конкуренции привело к реконфигурации конфессионального пространства страны за счет расширения деятельности «нетрадиционных» для Эфиопии конфессий, особенно протестантизма, который стал крупнейшей религией в юго-западной конфессиональной зоне и существенно расширил свое присутствие в центральной поликонфессиональной зоне. При этом в северо-западной и восточной конфессиональных зонах изменения религиозной политики носило формальный характер, на что указывает сокращение доли религиозных меньшинств. Представляется, что обозначенные изменения способствовали росту конфликтности эфиопского общества.

Ключевые словаАфрика, конфессиональное пространство, религиозная конкуренция, религиозная политика, Эфиопия, Эфиопская православная церковь.
Источник финансированияИсследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 19-18-00054-П
Получено02.06.2023
Дата публикации29.08.2023
Кол-во символов30451
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 ВВЕДЕНИЕ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
2 Эфиопия – одно из древнейших государств Африки, развитие которого неразрывно связано с Эфиопской православной церковью (ЭПЦ), занимающей особое место в его истории. ЭПЦ принадлежит к числу древневосточных православных нехалкидонских церквей. С момента своего возникновения ЭПЦ находилась в канонической зависимости от Коптской церкви, а статус автокефалии был обретен ею в 1959 г. В настоящей статье последователи ЭПЦ, вслед за официальной позицией Церкви, называются православными [The Ethiopian, 2022].
3 На протяжении долгого времени ЭПЦ занимала привилегированное положение, выступая символом власти хабеша – амхарско-тиграйской этно-социальной общности1, распространившей свою власть на территорию нынешней Эфиопии уже к началу ХХ в. С середины XIX в. в рамках централизации управления растущей империи использовалась политика амхаризации, предполагающая распространение атрибутов культуры амхара во всех регионах Эфиопии. Особое место среди этих атрибутов заняла православная вера, получившая статус государственной [Цыпкин, Ягья, 1989]. Благодаря этому, ЭПЦ пользовалась широкой поддержкой со стороны государства, в то время как деятельность многих других религиозных организаций оказалась «нежелательной». В свою очередь, без благословения Церкви эфиопские нэгусы не могли возглавить государство, а одобрение духовенством проводимой ими политики было важным фактором успешного правления. 1. Генезис этой общности и политики «амхаризации», о которой речь пойдет далее, достаточно подробно рассматривается отечественным историком-эфиопистом С.Б. Чернецовым [Чернецов, 1977].
4 С 1990-х гг. в Эфиопии обозначился тренд на либерализацию законодательства в отношении религиозной сферы, что привело к ликвидации правовых ограничений на деятельность религиозных организаций. С ростом уровня религиозной свободы увеличилась активность религиозных организаций, значительная часть которых до этого считалась «нетрадиционной» и подвергалась давлению со стороны государственных и иных институтов власти. Соответственно, уровень религиозной конкуренции в Эфиопии в последнее время резко увеличился [Горохов, 2020], что способствовало в том числе актуализации религиозного фактора в общественно-политической жизни страны и вовлечению в нее религиозных акторов. Эти процессы сопровождались ростом конфликтности межрелигиозных отношений в стране [Андреева, 2013; Антигегн, 2019], что вызывает определенное беспокойство на фоне растущей конфронтации религиозных и этнорелигиозных акторов в соседних странах [Захаров и др., 2020].
5 МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
6 Изменения в сфере государственного регулирования деятельности религиозных организаций достаточно быстро привели к серьезным структурным преобразованиям конфессионального пространства Эфиопии. В рамках настоящей статьи автор ставит своей целью определить, как изменение религиозной политики, проводимой в ходе централизации Эфиопии и на современном этапе, повлияли на сдвиги в конфессиональном пространстве страны. Под конфессиональным пространством в статье понимается развивающаяся во времени система отношений, во-первых, между социальными общностями, образованными совокупностями религиозно идентифицирующих себя индивидуумов, и, во-вторых, между этими же общностями и создаваемыми в результате их деятельности культовыми и внекультовыми объектами [Горохов, 2020, с. 37]. Для достижения поставленной цели в работе рассмотрен историко-политический контекст взаимодействия религий Эфиопии с фокусом на религиозную политику, проводимую ее правителями вплоть до конца ХХ в., а также сдвиги в конфессиональном пространстве страны на основе доступной конфессиональной статистики.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 126

Оценка читателей: голосов 0

1. Агафошин М.М., Горохов С.А. Влияние внешней миграции на формирование конфессиональной структуры населения Швеции. Балтийский регион. 2020. Т. 12. № 2. С. 84–99.

2. Андреева Л.А. Христианство в Тропической Африке (по данным социологических исследований). Азия и Африка сегодня. 2013. No. 3. С. 38–40.

3. Антигегн Г.К. Оценка религиозной ситуации, мира и конфликта в Эфиопии после 1991 г. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2019. Т. 19. № 4. C. 607–614.

4. Горохов С.А. География религий: Циклы развития глобального конфессионального пространства. М., 2020.

5. Захаров И.А., Горохов С.А., Дмитриев Р.В. Роль религиозного фактора в формировании конфликтных зон в Африке. Вестник Санкт-Петербургского университета. Науки о Земле. 2020. № 4. С. 640–653.

6. Исмагилова Р.Н. Эфиопия: особенности федерализма. М., 2018.

7. Кассае Ныгусие В.М. Хайле Селассие I – Император Эфиопии. М., 2016.

8. Кобищанов Ю.М. Политическая жизнь Эфиопии в 1907–1910 гг. (по архивным материалам). Эфиопские исследования. История. Культура. М., 1981.

9. Левин И. Современная Абиссиния. Социальные сдвиги и политические реформы. М., 1936.

10. Львова Э.С. Эта многоликая Эфиопия: очерки по истории, культуре, этнографии. М., 2009.

11. Труды российской историко-этно-социологической экспедиции в Эфиопию в 1990–1992 гг. М., 1997.

12. Цыпкин Г.В., Ягья В.С. История Эфиопии в новое и новейшее время. М., 1989.

13. Черная Африка: прошлое и настоящее. М., 2016.

14. Чернецов С.Г. Кто такие амхара? Опыт исторического обзора термина и его содержания. Этническая история Африки. М., 1977. С. 18–45.

15. Ягья В.С. Лидж Иясу — преемник Менелика II на эфиопском троне (1913–1916). Страны и народы Востока. Выпуск XXI. Африка. География, этнография, история. М., 1980. С. 108–127.

16. Ягья В.С. Эфиопия в новейшее время. М., 1978.

17. Abbink J. An historical-antropological approach to Islam in Ethiopia: issues of identity and politics. Journal of African Cultural Studies. 1998. No. 2. Pp. 109–124.

18. Ahmed H. Islam in Nineteenth-Century Wallo, Ethiopia: Revival, Reform and Reaction. Leidan, 2000.

19. Brown D., James P. Religious Characteristics of States Dataset Project - Demographics v. 2.0 (RCS-Dem 2.0), Countries Only. 2020.

20. Ethiopia Statistics Service. 2023. URL: http://www.statsethiopia.gov.et (accessed: 07.02.2023).

21. Gabre Sellasie Z. Yohannes of Ethiopia. A Political Biography. Oxford, 1975.

22. Kaplan S. The Exaltation of Holy Cross and the Deposition of the Emperor of Ethiopia: Ləj Iyasu a Mäsqäl Drama. Northeast African Studies. 2021. No. 1. Pp. 1-18.

23. Kissi E. Revolution and Genocide in Ethiopia and Cambodia. Lanham, 2006.

24. Marcus H.G. The Life and Times of Menelik II. Ethiopia 1844–1913. Oxford, 1975.

25. Møller B. Religion and Conflict in Africa with a Special Focus on East Africa. DIIS Report. Copenhagen, 2006.

26. Oliver R., Sanderson G. The Cambridge History of Africa. Vol. 1870–1905. Cambridge, 1985.

27. Omer A.H. Emperor Menelik's Attempts Towards Political Integration: Case Study from North-Eastern Shoa (Ethiopia), 1889–1906. Annales d’Éthiopie. 2002. No. 18. Pp. 231–243.

28. Østebø T. Salafism, State-Politics, and the Question of “Extremism” in Ethiopia. Comparative Islamic Studies. 2014. No. 1–2. Pp. 165–184.

29. Øyvind M.E. Revolution & Religion in Ethiopia: The Growth & Persecution of the Mekane Yesus Church, 1974–85. Addis Ababa, 2000.

30. Pankhurst R. A Social History of Ethiopia. Addis Ababa: 1990.

31. Pankhurst R. Economic History of Ethiopia 1800–1935. Addis Ababa: 1968.

32. Pankhurst S. Ethiopia. A Cultural History. 1955.

33. Singer N.J. Modernization of Law in Ethiopia: a Study in Process and Personal Values. Harvard International Law Journal. 1970. No. 11. Pp. 73–125.

34. The Ethiopian Orthodox Tewahedo Church. URL: https://ethiopianorthodox.org/english/dogma/monodyo.html (accessed: 23.12.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх