Заморские порты Китая: эволюция, география, инвестиционная структура.

 
Код статьиS086919080025431-1-1
DOI10.31857/S086919080025431-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 3
Страницы135-148
Аннотация

Начало формирования целенаправленного процесса применения зарубежных китайских портовых инвестиций стимулировалось новой национальной политикой открытости внешнему миру, стратегией «Выхода на глобальный уровень». За последние два десятилетия портовая промышленность и судоходство Китая быстро развивались благодаря интеграции в мировую экономику, а также быстрому развитию собственной экономики и внешней торговли Поднебесной. Порты является связующими звеньями для ввоза и вывоза товаров по водным путям и перевалочными пунктами для различных видов транспорта. Они привлекают крупные отечественные и иностранные предприятия к распределению ресурсов для формирования международных и региональных баз обработки, логистики и распределения. В полной мере используя опыт и преимущества строительства портов внутри страны, Китай содействует совершенствованию портовой инфраструктуры в странах, расположенных вдоль Морского Шелкового пути, что способствует развитию портовой отрасли и экономики внутренних районов в принимающей стране.

В настоящее время Китай рассматривает Морской шелковый путь 21 века, как новую концепцию и важную стратегию национального развития, которая имеет важное значение для содействия внутренним экономическим преобразованиям и развитию, экономическим и торговым обменам между странами, а также установлению нового международного экономического и политического порядка. Формы сотрудничества со странами в плане портового строительства разнообразны и эффективны.

В статье проводится периодизация инвестиционного освоения китайским капиталом зарубежного портового строительства, обусловленного влиянием государственной политики и стратегий развития КНР. Несмотря на то, что современная географическая структура зарубежных портовых инвестиций КНР характеризуется значительной децентрализацией, она покрывает глобальную зону судоходства и охватывает стратегические морские регионы, проливы и заливы. Зарубежная портовая структура Китая анализируется в статье с точки зрения регионального распределения по видам инвестиционных проектов, коэффициента капитала китайских компаний, способов и механизмов входа КНР в зарубежные порты.

Ключевые словаКитай, зарубежное портовое строительство, периодизация, географическое распределение, инвестиции.
Получено28.04.2023
Дата публикации02.07.2023
Кол-во символов28295
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 В рамках морского возрождения Китая, Поднебесная постоянно стремится диверсифицировать и обезопасить морские коммуникации и расширяет географию своего присутствия в новых водах. Наибольшей активности этот процесс достиг в рамках осуществления проекта «Морской Шелковый путь 21 века» (МШП), как составной части инициативы «Пояса и пути». МШП не имеет аналогов, которые приближались бы к его масштабу и скорости осуществления, и в тандеме с Экономическим Поясом Шелкового пути, постепенно заполняет пробелы в морской и наземной связи и фокусируется на создании сети портов путем строительства, расширения или эксплуатации, а также развития припортовых промышленных парков и особых экономических зон (ОЭЗ). Китайские предприятия инвестировали и построили более 100 портов в 62 странах. По состоянию на 27 мая 2022 г. Китай подписал более 200 документов о сотрудничестве по совместному строительству «Пояса и пути» (сухопутной и морской составляющей) со 150 странами и 32 международными организациями [United Nations 2022].
3 С момента объявления инициативы Морского Шелкового пути 21 века, как части «Пояса и Пути», экспертное сообщество подвергало тщательному анализу и планы, и реализацию грандиозного проекта. Отечественные исследователи изучили различные аспекты МШП, наиболее существенные из которых: формирование теоретической платформы морской политики КНР[Ларин В.Л., Песцов С.К. 2020, с. 27-46], цели, задачи, проектный потенциал стран, изъявивших готовность принять участие в МШП, конкретные планы МШП, в т.ч. развернутую картину сочленения сухопутных и морских проектов в рамках «Пояса и пути» [Комиссина, 2017, С.60-81], политика и планы китайского руководства по превращению КНР в «великую морскую державу» [Ларин, Волынчук, 2018, С.10-35; Ларин, Песцов, 2020, 27-46] и др. Тема Морского Шелкового Пути – одна из наиболее актуальных у зарубежных экспертов [Griffiths, 2020, p.232; Ghiasy, Fei Su, Saalman, 2018, p. 50].
4

ЭТАПЫ ЗАРУБЕЖНОГО ПОРТОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА КНР

5 Освоение китайскими инвестициями зарубежных портов началось задолго до МШП и имеет очевидные поэтапные характеристики, обусловленные влиянием государственной политики и стратегий развития КНР. Исходной точкой обращения Китая к внешнеэкономическому сотрудничеству можно считать декабрь 1978 г. – объявление на 3-ем пленуме ЦК КПК 11-го созыва о проведении политики реформ и открытости (改革开放) [Гайгэ Кайфан, 2022], положившей начало процессу современного экономического строительства с китайской спецификой и китайский деловой капитал стал важным объектом для инвестиций.
6 Первым законом об иностранных инвестициях в истории Китая и важной вехой в истории экономических отношений с зарубежьем стал «Закон Китайской Народной Республики о совместных предприятиях с китайско-иностранным капиталом» [Чжунхуа Жэньминь Гунхэго…, 2016] от 1979 г. Современная китайская морская политика стала формироваться на основе «Повестки дня Китая по морям и океанам на XXI век» (1996 г.) [Чжунго Хайян 21 Шицзи Ичэн, 2009 ] и «Белой книге развития морского хозяйства в Китае» (1998) [Чжунго Хайян Шие Дэ Фачжань, 2000; China Ocean Agenda 21, 1996, p. 50].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 228

Оценка читателей: голосов 0

1. Ларин В.Л., Песцов С.К. Становление Китая как великой морской державы. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2020. Т. 13. № 3. С. 27–46. Комиссина И. Н. Морской Шёлковый путь XXI в. — глобальный геополитический проект Китая. Проблемы национальной стратегии, 2017, № 1 (40). С 60-81. Ларин В.Л., Волынчук А.Б. Морское пространство Северной Пацифики как сфера российско-китайского взаимодействия в XXI веке. Труды ИИАЭ ДВО РАН, 2018. Т. 18. С. 10–35. «Чжунго Дэ Бэйцзи Чжэнцэ» Байпишу(Цюань Вэнь). [Белая книга «Арктическая политика Китая» (Полный текст) 《中国的北极政策》白皮书 (全文)]. (На кит. яз.) 26.01.2018. http://www.scio.gov.cn/zfbps/ndhf/37884/ Document/1618193/1618193.htm (accessed: 11.12.2022). Гайгэ Кайфан. Цзинцзи Чжэнцэ [Реформы и открытость. Экономическая политика (改革开放. 经济政策)]. (На кит. яз.) https://baike.baidu.com/item/改革开放/886098 (accessed: 11.12.2022). Гэн Хао Ди Шиши“Цзоучуцюй”Чжаньлюэ [Внедрять стратегию «Выхода на глобальный уровень» еще лучше (更好地实施“走出去”战略)]. [Geng Hao Di Shishi "Zouchucui" Zhangliue (Better implementation of the "going out" strategy)]. (in Chinese)]. http://www.gov.cn/node_11140/2006-03/15/content_227686.htm 15.03.2006 (accessed: 15.12.2022). Ли Ху Мэй (李祜梅), У Мин Цюань (邬明权), Ню Чжэн (牛 铮), Цзя Чжань Хай (贾战海). Чжун Го Цзай Хай Вай Цзянь Шэ Ди Ган Коу Сян Му Шу Цзюй Фэнь Си [Анализ данных зарубежных портовых проектов Китая (中国在海外建设的港口项目数据分析第)]. 3 Ди. Цзюань Ди 3. Ци Цюань Цю Бянь Хуа Шу Цзюй Сюэ Бао. 2019 Нянь 9 Юэ (Том 3 Том 3. Ци Цюань Цю Бянь Хуа Шу Цзюй Сюэ Бао. Сентябрь 2019. (3 卷 第 3 期. 全球变化数据学报. 2019 年 9 月)). (На кит. яз.) (accessed: 11.12.2022). Сецзэ Бяо (谢泽彪), Лю Вэнь (刘文), Чжан Хуа (张华). (2017) Тань “Идай Илу” Чжаньлюэ Юй Хайвай Ганкоу Тоуцзы Вэньти Дэ Сыкао [О стратегии «Один пояс, один путь» и размышлениях об инвестициях в зарубежные порты. (谈 “一带一路” 战略与海外港口投资问题的思考)]. [J]. Чжуцзян Шуйюнь, (15): 82-83., 2017. ([J]. 珠江水运, (15): 82-83)). (На кит. яз.). Си Цзиньпин Чжучи Цюаньцю Фачжань Гаоцэн Дуйхуа Хуэй Бин Фабяо Чжунъяо Цзянхуа [Си Цзиньпин председательствовал на диалоге высокого уровня по глобальному развитию и выступил с важной речью (习近平主持全球发展高层对话会并发表重要讲话). (На кит. яз.) 25.06.2022. https://www.mfa.gov.cn/zyxw/202206/t20220625_10709860.shtml (accessed: 11.12.2022). Туйдун Гун Цзянь Сычоу Чжи Лу Цзинцзидай Хэ 21 Шицзи Хай Шан Сычоу Чжи Лу Дэ Юаньцзин Юй Синдун (Цюань Вэнь). [Видение и действия по содействию совместному строительству Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути 21 века» (полный текст) (推动共建丝绸之路经济带和21世纪海上丝绸之路的愿景与行动).(全文)]. (На кит. яз.) 07.04.2017. http://2017.beltandroadforum.org/n100/2017/0407/c27-22.html (accessed: 05.12.2022). Фачжань Гайгэ Вэйтун Бао 4 Ваньи Юань Тоуцзы Чжундянь Тоусян Хэ Цзыцзинь Цэ Суань [Национальная комиссия по развитию и реформам уведомила о ключевом направлении инвестиций и расчете капитала в размере 4 трлн юаней инвестиций (发展改革委通报4万亿元投资重点投向和资金测算)]. (На кит. яз.) 06.03. 2009. http://www.gov.cn/gzdt/2009-03/06/content_1252229.htm (accessed: 11.12.2022). Фэй Чуньлэй (费春蕾) (2017). Бутун Тоуцзы Моши Ся Дэ Чжунго Цие Тоуцзы Хайвай Ганкоу Юньин Сяолу Пинцзя Яньцзю [Исследование по оценке эффективности деятельности китайских предприятий, инвестирующих в зарубежные порты в рамках различных инвестиционных моделей (不同投资模式下的中国企业投资海外港口运营效率评价研究]. (На кит. яз.) https://wap.cnki.net/touch/web/Dissertation/Article/10151-1018043145.nh.html (accessed: 11.12.2022). Цюань Го Хайян Цзинцзи Фачжань Гуйхуа Ганъяо. №13, 2013. [План национального морского экономического развития. №13, 2013. (全国海洋经济发展规划纲要)]. (На кит. яз.) http://www.gov.cn/gongbao/content/2003/ content_62156.htm (accessed: 10.12.2022). Чжан Лэй (张磊) (2014). Гонэй Ган Хан Цие Хайвай Тоуцзы Ганкоу Цинкуан Фэньси [Анализ зарубежных инвестиций отечественных портовых и судоходных предприятий в порты. (国内港航企业海外投资港口情况分析). Ганкоу Цзинцзи [J] (港口经济) 2014. (3): 49-52)]. [(На кит. яз.) Чжунго Хайян 21 Шицзи Ичэн [Повестка дня Китая по морям и океанам на XXI век (中国海洋21世纪议程)]. (На кит. яз.) 31.10.2009. http://www.npc.gov.cn/zgrdw/huiyi/lfzt/hdbhf/2009-10/31/content_1525058. htm (accessed: 11.12.2022). Чжунго Хайян Шие Дэ Фачжань [Развитие морской индустрии Китая (中国海洋事业的发展)]. (На кит. яз.) https://policy.thinkbluedata.com/sites/ default/files/中国海洋事业的发展白皮书_1998.pdf 10.09.2000 (accessed: 10.12.2022). Чжунхуа Жэньминь Гунхэго Чжунвай Хэцзы Цзинъин Цие Фа [Закон Китайской Народной Республики о совместных предприятиях китайско-иностранного капитала (中华人民共和国中外合资经营企业法)]. (На кит. яз.) 06.09.2016 http://www.npc.gov.cn/zgrdw/npc/xinwen/2016-09/06/content_ 1997113.htm (accessed: 11.12.2022). Чэнь Пэйжань (陈沛然), Ван Чэнцзинь (王成金), Лю Вэй Дун (刘卫东) (2019). Чжунго Хайвай Ганкоу Тоуцзы Гэцзюй Дэ Кунцзянь Яньхуа Цзи Ци Цзили [Чен Пэйран, Ван Чэнцзинь, Лю Вэйдун. Пространственная эволюция и механизм инвестиционной модели зарубежных портов Китая (中国海外港口投资格局的空间演化及其机理)]. (На кит. яз.) http://www.progressingeography. com/article/2019/1007-6301/1007-6301-38-7-973.shtml (accessed: 11.12.2022). Юй Сяоцзяолэй (于晓矫磊). «Цзоу Чуцюй» Чжаньлюэ Гайшу, 2011 [Обзор стратегии «Выхода на глобальный уровень» (“走出去”战略概述)]. (На кит. яз.) http://qwgzyj.gqb.gov.cn/yjytt/159/1743.shtml (accessed: 07.12.2022). Griffiths R.T. (2020). The Maritime Silk Road. China’s Belt and Road at sea. Leiden: International Institute for Asian Studies. P. 232. Ghiasy R., Fei Su, Saalman L. (2018). The 21st century Maritime Silk Road. Security implications and ways forward for the European Union. Stockholm: SIPRI. P.50. United Nations (2022). “Идай Илу” Чанъи Чжичи Ляньхэго “2030 Нянь Кэ Чисюй Фачжань Ичэн” Дэ Цзиньчжань Баогао [Отчет о ходе реализации инициативы «Один пояс, один путь» в поддержку Повестки дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года (“一带一路”倡议支持联合国《2030年可持续发展议程》的进展报告)]. (На кит. яз.) https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/progress_report_bri-sdgs_chinese-final.pdf (accessed: 12.12.2022). China Ocean Agenda 21. Beijing: China Ocean Press, 1996. Pp. 50. Terminals & Ports Operations. Terminal Link. https://www.cmacgm-group.com/en/group-and-vision/our-activities/terminals (accessed: 11.12.2022).

2. Larin V.L., Pestsov S.K. (2020). The emergence of China as a «great maritime power». Outlines of global transformations: politics, economics, law. T. 13. No. 3. Pp. 27–46 (in Russian). Komissina I. N. (2017). The 21st century Maritime Silk Road as a global geopolitical project of China. National Strategy Issues. No. 1 (40). Pp. 60-81(in Russian). Larin V.L., Volynchuk A.B. (2018). Maritime space of North Pacific as sphere Russian-Chinese interactions in the 21st. Proceedings of the Institute of History, Archaeology and Ethnology FEB RAS. T. 18. Pp. 10–35. (in Russian). Zhong De Beiji Zhengtse" Baipisu(Quan Wen). ["China's Arctic Policy" white paper (full text). (in Chinese)]. 26.01.2018. http://www.scio.gov.cn/ zfbps/ndhf/37884/Document/1618193/1618193.htm (accessed: 11.12.2022). Gaige Kaifan. Jingji Zhengze [Reform and Opening. Economic Policy (in Chinese)]. https://baike.baidu.com/item/改革开放/886098 (accessed: 11.12.2022). Geng Hao Di Shishi "Zouchucui" Zhangliue [Better implementation of the "going out" strategy). (in Chinese)]. http://www.gov.cn/node_11140/2006-03/15/content_227686.htm 15.03.2006 (accessed: 15.12.2022). Li Humei, Wu Mingquan, Niu Zheng, Jia Zhanhai. Zhong Guo Zai Hai Wai Jian She Di Gang Kou Xiang Mu Shu Ju Fen Xi. 3 Di. Quan Di 3. Qi Quan Qiu Bian Hua Shu Jui Xue Bao. 2019 Nian 9 Yue [Data Analysis of China's Overseas Port Projects. Vol. 3 No.3. Qi Quan Qiu Bian Hua Shu Ju Xue Bao. Sep. 2019 (in Chinese)]. (accessed: 11.12.2022). Xieze Biao, Liu Wen, Zhang Hua (2017). Tan “Idai Ilu” Zhanlue Yu Haiwei Gangkou Touzi Wenti De Sikao [Talking about the "Belt and Road" strategy and thinking about investment in overseas ports. Zhujiang Shuiyun, (15): 82-83., 2017. (in Chinese)]. Xi Jinping Zhuchi Quanqiu Fazhan Gaoceng Duihua Hui Bing Fabiao Zhongyao Jianghua [Xi Jinping chaired the high-level dialogue on global development and delivered an important speech. (in Chinese)].25.06.2022.https://www.mfa.gov.cn/zyxw/202206/t20220625_10709860.shtml (accessed: 11.12.2022). Tuidong Gong Jian Sichou Zhi Lu Jingjidai He 21 Shiji Hai Shang Sichou Zhi Lu De Yuanjing Yu Xingdong (Quan Wen). [Promoting the joint construction of the Silk Road Economic Belt and the Vision and Actions of the 21st Century Maritime Silk Road). (Full text). (in Chinese)]. 07.04.2017. http://2017.beltandroadforum.org/n100/2017/0407/c27-22.html (accessed: 05.12.2022). Fazhan Gaige Weitong Bao 4 Wanyi Yuan Touzi Zhongdian Touxiang He Zijin Ce [The Development and Reform Commission notified the key investment directions and fund calculations of the 4 trillion yuan investment (in Chinese)]. 06.03. 2009. http://www.gov.cn/gzdt/2009-03/06/content_1252229.htm (accessed: 11.12.2022). Fei Chunlei (2017). Butong Touzi Moshi Xia De Zhongguo Qie Touzi Haiwei Gangkou Yunying Xiaolu Pingjia Yanjiu [Research on the Evaluation of Operational Efficiency of Chinese Enterprises Investing in Overseas Ports under Different Investment Modes (in Chinese)]. https://wap.cnki.net/touch/web/Dissertation/ Article/10151-1018043145.nh.html (accessed: 11.12.2022). Quan Guo Haiyan Jingji Fazhan Guihua Gangyao [Outline of the national marine economic development plan. (in Chinese)]. http://www.gov.cn/ gongbao/content/2003/content_62156.htm (accessed: 10.12.2022). Zhang Lei. Gonei Gan Han Qiye Haiwei Touzi Gangkou Qingkuang Fenxi. [Analysis of overseas investment in ports by domestic port and shipping companies Gangkou Jinji ([J] 2014. (3): 49-52. (in Chinese)]. Zhonggo Haiyan 21 Shiji Yichen [China Ocean Agenda 21]. (in Chinese)]. 31.10.2009. http://www.npc.gov.cn/zgrdw/huiyi/lfzt/hdbhf/2009-10/31/content_ 1525058.htm (accessed: 11.12.2022). Zhongguo Haiyang Xie De Fazhan [The Development of China's Marine Industry. (in Chinese)]. https://policy.thinkbluedata.com/sites/default/files/中国海洋事业的发展白皮书_1998.pdf 10.09.2000 (accessed: 10.12.2022). Zhonghua Renmin Gongheguo Zhongway Hezi Jingying Qie Fa [Law of the People's Republic of China on Sino-Foreign Equity Joint Ventures (in Chinese)]. 06.09.2016 http://www.npc.gov.cn/zgrdw/npc/xinwen/2016-09/06/content_ 1997113.htm (accessed: 11.12.2022). Chen Peiran, Wang Chengjin, Liu Weidong. Zhongguo Haiwei Gangkou Touzi Geju De Kongjian Yanhua Ji Qi Jili [Spatial Evolution and the Mechanism of the Investment Model of China's Foreign Ports (in Chinese)]. http://www.progressingeography.com/article/2019/1007-6301/1007-6301-38-7-973.shtml (accessed: 11.12.2022). Yu Xiaojiao Lei. "Zou Chuqu" Zhanlue Gaishu [Overview of "Going Out" Strategy (in Chinese)]. http://qwgzyj.gqb.gov.cn/yjytt/159/1743.shtml (accessed: 07.12.2022). Griffiths R.T. (2020). The Maritime Silk Road. China’s Belt and Road at sea. Leiden: International Institute for Asian Studies. P. 232. Ghiasy R., Fei Su, Saalman L. (2018). The 21st century Maritime Silk Road. Security implications and ways forward for the European Union. Stockholm: SIPRI. P.50. “Idai Ilu” by Changyi Zhichi Lianheguo “2030 Nian Ke Chixu Fazhan Yicheng” by De Jinzhan Baogao [Progress report of the Belt and Road Initiative in support of the United Nations 2030 Agenda for Sustainable Development (in Chinese)]. https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/progress_report_bri-sdgs_ chinese-final.pdf (accessed: 12.12.2022). China Ocean Agenda 21. Beijing: China Ocean Press, 1996. Pp. 50. Terminals & Ports Operations. Terminal Link. https://www.cmacgm-group.com/en/group-and-vision/our-activities/terminals (accessed: 11.12.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх