[Рец. на:] Куделин А.Б. «Жизнеописание Пророка» Ибн Исхака – Ибн Хишама как памятник средневековой арабской литературы. М.: ИМЛИ РАН, 2022, 320 с. ISBN 978-5-9208-0692-5

 
Код статьиS086919080025186-1-1
DOI10.31857/S086919080025186-1
Тип публикации Рецензия
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Научный руководитель Института востоковедения РАН; Декан Восточного факультета Государственного академического университета гуманитарных наук
Аффилиация:
Института востоковедения РАН
Государственный академический университет гуманитарных наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 3
Страницы276-280
Аннотация

 

 

 

Ключевые слова
Получено10.04.2023
Дата публикации02.07.2023
Кол-во символов13416
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Появление монографии А.Б. Куделина «“Жизнеописание Пророка” Ибн Исхака – Ибн Хишама как памятник средневековой арабской литературы» (М., 2022) – несомненно, событие для отечественной арабистики. Вниманию читателей предложено серьёзное академическое исследование, построенное на подробном и тщательном изучении источников и выполненное на высоком уровне научного анализа. Чтобы оценить масштаб научного свершения автора, следует вспомнить, что темой его изысканий является история общества, в котором бытовали представления и обычаи, сильно отличающиеся от привычных современному читателю; поэтому для правильного понимания средневекового текста подчас необходимо посвящать отдельное исследование смыслу содержащихся в нём понятий. Автор избрал именно этот путь, и в книге мы находим отдельные рассуждения или экскурсы, посвящённые таким понятиям и проблемам. Таковы, например, фрагменты об исламских представлениях о чуде, смысле понятия shāʿir (ведун, впоследствии – поэт) и др. Помимо своей академической ценности они немало облегчают восприятие текста.
2 Было бы излишним говорить, что «Жизнеописание Пророка» (Sīrat al-Nabī), изначально составленное Ибн Исхаком (ум. в 60-е гг. VIII в.), а впоследствии отредактированное Ибн Хишамом (ум. в 828/29 или 833 г.), занимает особое, причём очень важное, место в литературе мусульманского Средневековья. Этот трактат представляет собой подробную историю первых лет ислама – рубежной эпохи, существенно изменившей весь ход истории Ближнего Востока и сопредельных с ним регионов. Естественно, этот трактат, первая и наиболее значительная история деятельности Мухаммада и становления мусульманского государства, находится (и ещё долго будет находиться) в центре внимания учёных, и количество посвящённых ему работ велико. Среди этих работ рассматриваемая здесь книга имеет особое место. Она представляет собой анализ «Жизнеописания Пророка» с позиций литературоведа. Этот важнейший для понимания книги аспект в концентрированной форме и очень точно представлен в аннотации к ней, где мы читаем: «… главное внимание уделяется не историографическим, а именно литературным аспектам произведения. Центральное место в книге занимает рассмотрение особенностей “Жизнеописания” в контексте становления связного повествования в средневековой арабской классике в широком диапазоне от историографических сочинений до произведений разных жанров литературы адаба».
3 Несмотря на свою направленность, рассматриваемая монография ценна не только для специалистов по литературе. При чтении древнего источника историк должен понимать, что он смотрит на изучаемые им события через призму повествования автора, и уметь в нужный момент сделать поправку на манеру изложения последнего, используемые им литературные приёмы и т.д. Поэтому труд А.Б. Куделина станет значительным подспорьем для любого историка, который будет использовать в своей работе «Жизнеописание Пророка» или произведения, для авторов которых оно было источником. В нашей рецензии мы сосредоточились именно на исторической стороне труда А.Б. Куделина, его значимости для всех, кто занимается изучением средневековой истории Ближнего Востока. Отметим и ещё одно достоинство монографии: автор не даёт готовых решений, а подробно объясняет, каким образом он пришёл к сделанным выводам и наблюдениям. Поэтому книга в полной мере обладает тем достоинством научного труда, что заставляет читателя думать над затронутыми в ней проблемами. Как представляется, рецензия – подходящий формат для того, чтобы поделиться с автором и научной общественностью теми мыслями, которые возникают при прочтении книги.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 158

Оценка читателей: голосов 0

1. al-Fihrist li Ibn al-Nadīm [Catalogue by Ibn al-Nadīm. Cairo: al-Maṭbaʿa al-raḥmāniyya, 1936 (in Arabic)].

2. al-Kāmil fī al-tārīkh li ... Ibn al-Athīr [Complete Presentation of History by … Ibn al-Athīr. Ed. A.ʿA. al-Ḳāḍī. Beirut: Dār al-kutub al-ʿilmiyya, 1987 (in Arabic)].

3. Kitāb al-tārīkh li ʿAbd al-Malik bin Ḥabīb al-Salamī al-Andalusī [Book of History by ʿAbd al-Malik Ibn Ḥabīb al-Salamī al-Andalusī. Ed. ʿA. Mistū. Saida, Beirut: al-Maktaba al-ʿaṣriyya, 2007 (in Arabic)].

4. Ṣaḥīḥ al-Bukhārī. The Translation of the Meanings of Sahîh Al-Bukhâri. The Translation of the Meanings of Sahîh Al-Bukhâri. Ed. and tr. M. Muhsin Khan. Riyadh: Darussalam, 1997.

5. Sīrat al-Nabī li ... Ibn Hishām [Biography of the Prophet by ... Ibn Hishām. Ed. M.F. al-Sayyid. Ṭanṭā: Dār al-ṣaḥāba li-l-turāth bi-Ṭanṭā, 1995 (in Arabic)].

6. Tārīkh Khalīfa Ibn Khayyāṭ [History by Khalīfa Ibn Khayyāṭ. Ed. A.Ḍ. al-ʿUmari. Najaf: Maṭbaʿat al-adāb fī al-Nadjaf al-ashraf, 1967 (in Arabic)].

Система Orphus

Загрузка...
Вверх