Развитие двуязычного образования в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая на современном этапе

 
Код статьиS086919080023793-9-1
DOI10.31857/S086919080023793-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заведующий кафедрой всеобщей истории, философии и культурологии
Аффилиация: Благовещенский государственный педагогический университет
Адрес: Благовещенск (Амурская обл.), Пушкина 8, кв. 52
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 1
Страницы139-150
Аннотация

В статье рассматриваются некоторые особенности системы двуязычного образования национальных меньшинств в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Специфика СУАР заключается в его полиэтническом и полилингвистическом составе населения. При этом численно преобладают два этноса – уйгуры и ханьцы, имеющие существенные социально-экономические, религиозные, культурные, и конечно же языковые различия. Коренному тюркоязычному населению сложнее адаптироваться в современной социально-экономической обстановке и подчас недостаточно образованное население может становится базой для развития националистических и экстремистских настроений. Не случайно центральное китайское правительство отмечает прямую взаимосвязь между террористической активностью и образовательной отсталостью местного уйгурского населения, что приводит к активизации усилий по развитию двуязычного образования в качестве контртеррористической меры. Этнические беспорядки 2009 г. в Синьцзяне в сочетании со сменой руководства в КНР усилили подход государства к продвижению двуязычного обучения. Эта политика сталкивается со структурными проблемами при ее осуществлении в автономном районе. Политика универсализации путунхуа в школах Синьцзяна приводит к некоторой реакции отторжения среди национальных меньшинств и в первую очередь уйгуров. В то же время программа двуязычного образования является ключевой стратегией плана по социально-экономическому развитию автономного района путем предоставления уйгурам языковых и образовательных навыков для реализации своих возможностей. На сегодняшний день двуязычное обучение в СУАР осуществляется на всех ступенях образования: в детских садах, школах, университетах. Но именно в рамках среднего образования обучение на китайском языке становится основным и призвано обеспечить более высокую степень социализации молодежи из числа национальных меньшинств. Двуязычное образование в Синьцзяне приводит к неоднозначным последствиям. С одной стороны, оно способствует социально-экономическому развитию тюркоязычного населения, с другой стороны вызывает недовольство части коренного населения, которое воспринимает это как ущемление национальной культуры и обычаев.

Ключевые словаСиньцзян-Уйгурский автономный район (СУАР), уйгуры, двуязычное образование, путунхуа, этническое единство
Получено10.02.2023
Дата публикации26.02.2023
Кол-во символов29338
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Введение
2 Разнообразный религиозный, языковой и этнический состав Синьцзяна стал представлять собой определенную проблему еще с первых этапов его присоединения китайским государством. С момента образования Китайской Народной Республики государство осуществило ряд ассимиляционных мер в области языкового образования в качестве основной стратегии создания Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР). Политика Китая по продвижению двуязычного или билингвального образования в Синьцзяне ориентирована на установку, что улучшение экономической ситуации в автономном районе в сочетании с ассимиляционной этнической политикой приведет к долгосрочной стабильности. В свою очередь двуязычное образование является ключевой стратегией для достижения экономического роста и проведения этнической ассимиляции в беспокойной провинции.
3 КНР является многонациональной и многоязычной страной, в которой государство официально признает 56 национальностей. При этом титульная нация – ханьцы, составляют около 92%, а остальные народы называются национальными меньшинствами. Национальные меньшинства проживают в КНР как дисперсно, так и компактно на территории автономных национальных районов, округов, уездов, волостей, национальных деревень (поселков). Крупнейшим из них по площади является СУАР. Уйгуры составляют доминирующую группу в Синьцзяне среди других меньшинств, включая казахов, хуэй, узбеков, киргизов и др. Согласно данным 7-й общенациональной переписи на конец октября 2020 г. численность населения автономного района достигла 25,85 млн человек, из которых представители национальности хань составляют 42,24%, а представители национальных меньшинств – 57,76%. Численность уйгуров в Синьцзяне составляет более 11 млн человек (44,24% всего населения автономного района), ханьцев – около 9 млн, казахов – 1,5 млн, хуэй – около 1 млн [Xinhua, 2021]. Также провинцию населяют еще 43 более малочисленных народа. Каждый из этих этносов имеет свой язык, который, помимо прочего, определяет их культурную самобытность. Сохранение и развитие языков национальных меньшинств декларируется в качестве официальной языковой политики китайского правительства. В реальности же речь идет о доминировании китайского языка.
4 Целью данной статьи является изучение особенностей двуязычного образования в национальных районах КНР на примере Синьцзян-Уйгурского автономного района. Большинство современных исследователей считают двуязычное и билингвальное обучение синонимичными понятиями. Чаще всего билингвальное обучение определяется как использование двух языков в качестве средства обучения, один из которых часто, но не обязательно является языком учащегося. Как отмечает китайский филолог Ян Фан: «Понятие “билингвальное обучение” стало применяться в Китае с начала 1990-х гг. в связи с формированием новой образовательной системы в условиях социально-экономических и политических реформ» [Ян Фан, 2021]. При этом изучение второго языка и приобретение знаний по различным предметам должно происходить синхронно. В то же время в образовательной практике принято считать, что билингвальное обучение означает равноценное использование двух языков и как итог – свободное владение обучающимся двумя языками. В реальности это не наблюдается в СУАР. С одной стороны, часть представителей национальных меньшинств в Синьцзяне плохо владеет путунхуа и не использует его в полном объеме наравне с родным языком. С другой стороны, происходит насаждение китайского языка, на котором детей обучают уже в начальной школе. Поэтому в рамках данного исследования правомернее использовать понятие «двуязычное образование», акцентируя внимание на разных объемах использования с одной стороны государственного языка КНР – путунхуа, а с другой – языков национальных меньшинств.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 220

Оценка читателей: голосов 0

1. Ян Фан. Междисциплинарный подход и специфика билингвального обучения студентов технических вузов Китая. Современное педагогическое образование. 2021. № 1. С. 32–35 (in Russian).

2. Яо Ван. Образование как инструмент формирования национальной идентичности малых народов КНР. Вестник Московского университета. Сер. Педагогическое образование. 2012. № 3. С. 98–103 (in Russian).

3. Beijing bans the use and teaching of the Uyghur language in Xin-jiang schools. AsiaNews. 31.07.2017. https://www.asianews.it/newsen/Beijing-bans-the-use-and-teaching-of-the-Uyghur-language-in-Xinjiang-schools-41422.html (accessed: 10.07.2022).

4. Central Leadership Pledges Better Governance, Lasting Peace in Xinjiang. Global Times. 30.05.2014. http://www.globaltimes.cn/content/863108.shtml (accessed: 12.06.2022).

5. Cui J. Xinjiang class' helps to mold tomorrow's leaders, deputy says. China Daily. 2013. https://www.chinadaily.com.cn/china/2013-03/05/content_16275714.htm (accessed: 10.07.2022).

6. Dillon M. Uyghur Language and Culture under Threat in Xinjiang. The Central Asia Caucasus Analyst. 14.08.2002. http://www.cacianalyst.org/publications/analytical-articles/item/7024-analytical-articles-caci-analyst-2002-8-14-art-7024.html (accessed: 10.07.2022).

7. Dwyer A.М. The Xinjiang Conflict: Uyghur Identity, Language Policy, and Political Discourse. Washington: East-West Center, 2005. https://www.files.ethz.ch/isn/26109/PS015.pdf (accessed: 10.07.2022).

8. Efforts to boost 'leapfrog development' in Xinjiang. China Daily. 05.07.2010. https://www.chinadaily.com.cn/china/2010-07/05/content_ 10058467.htm (accessed: 10.06.2022).

9. Government Investment Doubles for Kindergarten Program in Xinjiang. China Daily. 03.08.2009. http://www.chinadaily.com.cn/ethnic/2009-08/03/content_8559833.htm (accessed: 10.06.2022).

10. Grose T. Educating Xinjiang’s Uyghurs: Achieving Success or Creating Unrest. The Virginia Review of Asian Studies. 2008. Vol. 14. No. 2. Рp. 117–135. http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download;jsessionid=E5C85D1FE08FA58F3CDD590AF380B86A?doi=10.1.1.592.6413&rep=rep1&type=pdf (accessed: 15.06.2022).

11. Grose T. Embracing Islam in Neidi: The «Xinjiang Class» and the Dynamics of Uyghur Ethnonational Identity. Journal of Contemporary China. 2014. Vol. 24. No. 91. Рр. 101–118.

12. Guljennet A. Present State and Prospects of Bilingual Education in Xinjiang. Chinese Education and Society. 2008. Vol. 41. No. 6. Pp. 37–49.

13. Historical Witness to Ethnic Equality, Unity and Development in Xinjiang. The State Council. The People’s Republic of China. 24.09.2015. http://english.gov.cn/archive/white_paper/2015/09/24/content_281475197200182.htm (accessed: 10.07.2022).

14. Interview with Uighur Professor Ilham Tohti in 2013. China Change. 15.01.2016. https://chinachange.org/2016/01/15/voa-interview-with-uighur-professor-ilham-tohti-in-2013/ (accessed: 21.06.2022).

15. Leibold J. Xinjiang Work Forum Marks New Policy of Ethnic Mingling. China Brief. 2014. Vol. 14. No. 12. Pp. 3–5. https://clck.ru/33Si7a (accessed: 17.06.2022).

16. Ma R. Ethnic Relations in Contemporary China: Cultural Tradition and Ethnic Policies Since 1949. Policy and Society. 2017. Vol. 25. No. 1. Pp. 85–108. https://www.tandfonline.com/doi/pdf/10.1016/S1449-4035%2806%2970128-X?needAccess=true (accessed: 19.06.2022).

17. Ma R. The Development of Minority Education and the Practice of Bilingual Education in Xinjiang Uyghur Autonomous Region. Frontiers of Education in China. 2009. Vol. 4. No. 2. Pp. 188–251. https://case.edu/affil/tibet/moreTibetInfo/documents/Front.edu.china.pdf (accessed: 17.06.2022).

18. Ma R. The Development of Minority Education and the Practice of Bilingual Education in the Xinjiang Uyghur Autonomous Region. China’s Assimilationist Language Policy: The Impact on Indigenous Minority Literacy and Social Harmony. Eds. Gulbahar H. Beckett, Gerard A. Postiglione. London, 2011. Pp. 33–74.

19. Schluessel E.T. «Bilingual» education and discontent in Xinjiang. Central Asian Survey. 2007. Vol. 26 (2). Pp. 251–277.

20. Tobin D. Nation-Building and Ethnic Boundaries in China’s Northwest. Thesis Submitted to the University of Manchester. 2013. https://www.research.manchester.ac.uk/portal/files/54540917/FULL_TEXT.PDF (accessed: 17.06.2022).

21. Uyghur Language Under Attack: The Myth of «Bilingual» Education in the People’s Republic of China. Uyghur Human Rights Project. 24.07.2007. https://docs.uyghuramerican.org/UyghurLanguageUnderAttack.pdf (accessed: 20.06.2022).

22. Voices on Education: China’s Assimilative «Bilingual Education» Policy in East Turkestan. Uyghur Human Rights Project. 20.05.2015. https://uhrp.org/pressrelease/uhrp-releases-report-bilingual-education-east-turkestan–uyghur-voices-education.html (accessed: 20.06.2022).

23. Xi Endorses Jobs Increase in Xinjiang. China Daily. 30.05.2014. https://www.chinadaily.com.cn/cndy/2014-05/30/content_17552665.htm (accessed: 10.06.2022).

24. Xinjiang adopts regional law to enhance ethnic unity. Xinhua. 31.12.2009. http://www.china.org.cn/china/2009-12/31/content_19162985.htm (accessed: 10.06.2022).

25. Xinjiang's population increases 18.5 pct over past decade. Xinhua. 14.06.2021. http://www.xinhuanet.com/english/2021-06/14/c_13 10006836.htm (accessed: 11.06.2022).

26. Xinjiang Sends 51,000 Students to Inland Schools. China Daily. 10.08.2012. http://usa.chinadaily.com.cn/china/2012-08/10/content _15664182.htm (accessed: 10.06.2022).

27. Zenz A. Problematic Privilege in Xinjiang. The Diplomat. 05.07.2017. https://thediplomat.com/2017/06/problematic-privilege-in-xinjiang (accessed: 12.06.2022).

28. Zhiyong Z. State Schooling and Ethnic Identity: The Politics of a Tibetan Neidi Higher Secondary School in China. United Kingdom: Lexington Books. 2007.

29. Синьцзян дэ фачжань юй цзиньбу (Развитие и прогресс Синьцзяна) Чжунхуа жэньминь гунхэго гоуюань синьвэнь баньгунши (Информационное бюро Государственного совета Китайской Народной Республики) 2009. http://www.gov.cn/zhengce/2009-09/21/content_2615772.htm (accessed: 12.06.2022) (in Chinese).

30. Чжунхуа жэньминь гунхэго гоцзя тунюн юйянь вэньцзы фа (Закон Китайской Народной Республики об общегосударственном языке и письменности, 2001). http://www.law-lib.com/law/law_view.asp?id=166 (accessed: 12.06.2022) (in Chinese).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх