Адхимукти и субъективность в когнитивном опыте: позиции абхидхармы и ранней йогачары

 
Код статьиS004287440000234-2-1
DOI10.31857/S004287440000234-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор
Аффилиация: Университет Гонконга
Адрес: Китай, Гонконг
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №7
Страницы131-139
Аннотация

Статья посвящена тем идеям абхидхармы и ранней йогачары о природе сознания и субъективности, которые, с точки зрения автора, могут служить примером близости некоторых фундаментальных установок буддизма и феноменологии. Первая часть прослеживает как основные параллели, так и расхождения между буддийскими учениями и феноменологией: в обеих традициях пристальное внимание уделяется проблеме субъективности в познавательном опыте и разработке методов изучения сознания; вместе с тем буддизм, в отличие от феноменологии, ориентирован на конкретную работу с сознанием и предлагает практику медитации, целью которой является трансформация сознания медитирующего. Во второй части рассматривается понятие адхимукти (адхимокша). В контексте медитации оно обозначает ментальную силу, которая обуславливает когнитивный опыт медитирующего и продолжает воздействовать на его сознание даже после выхода из медитации. По мнению автора, подобного рода медитативная практика существенно повлияла на формирование концепции сознания в различных буддийских школах. В абхидхарме и ранней йогачаре именно сила адхимукти, определяющая способность человека к восприятию, является основой субъективности индивидуального опыта.

Ключевые словасознание, медитация, субъективность, феноменология, абхидхарма, йогачара, адхимокша, адхимукти
Получено17.08.2018
Дата публикации24.09.2018
Кол-во символов26241
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Как работает сознание: буддизм и феноменология

2

Дэн Захави правильно отметил, что, сравнивая буддийские доктрины и феноменологию, мы должны четко понимать то, что мы пытаемся сравнить [Захави 2017, 150], и это означает, что обе стороны должны основательно подготовиться, чтобы понимать друг друга. Буддистам придется еще долго изучать феноменологию, чтобы вникнуть в суть этой системы, тем более что сами феноменологи не могут прийти к полному согласию по многим вопросам. С другой стороны, феноменологи также должны изучать буддизм, например, его точку зрения на природу сознания и на субъективность – эту тему я и хочу поднять сегодня. Мои предварительные знания феноменологии наводят меня на мысль о ряде схожих моментов между этой системой и буддийской доктриной, в частности, это касается буддийской школы йогачара.

3

Чтобы сравнение не было слишком обширным, я сосредоточу свое внимание на раннебуддийской школе йогачара1 и на традиции абхидхармы2. Я считаю, что по крайней мере в начале, чтобы получить значимые выводы, мы должны ограничиться конкретными областями. В отношении поздней буддийской философии (Дигнага, Дхармакирти) многое уже было сказано, в то время как к доктринам раннего буддизма обращались лишь эпизодически. Мы многое можем почерпнуть из раннего буддизма, и не будет излишним напомнить, что сам Гуссерль почувствовал близость буддийских доктрин и феноменологии после чтения «Сутта-питаки» («Корзина наставлений»)3. Это касается и абхидхармы, которая непосредственно развивает и разрабатывает ранние буддийские учения. Более того, можно утверждать, что все, что мы сегодня называем буддийской философией, развилось из абхидхармы. Например, дискуссии по проблеме свасамведаны, идеи рефлексивного сознания. Все эти идеи и относящиеся к ним противоречия в действительности восходят к философии абхидхармы.

4 Возвращаясь к параллелям, надо отметить, что их достаточно много. Перечислю основные. Прежде всего, это исследование сознания. Это справедливо по отношению к раннему буддизму, абхидхарме и особенно ранней йогачаре. С самого начала буддизм был сосредоточен на сознании: мы не воспринимаем реальность такой, какая она есть, по той причине, что весь наш опыт субъективен. Каждое наше действие обусловлено негативными эмоциями, и основная цель учения раннего буддизма и абхидхармы заключается в преодолении механизмов, обусловливающих такой опыт. Для этого требуется то, что феноменологи называют редукцией, а это и есть исследование сознания.
5

Вторая параллель состоит в особом внимании к проблеме субъективности. Оба учения подчеркивают тот факт, что обычное восприятие не отражает истинной природы вещей. К чему нам следует стремиться и что мы в действительности можем получить из данного нам опыта? Этот вопрос особенно важен для буддизма. Возможно, феноменологи, по крайней мере многие из них, в достаточной степени пессимистичны в этом плане, и даже сам Гуссерль, кажется, склонен к пессимизму, в то время как с точки зрения буддизма ситуация данного нам обычного опыта может и должна быть преодолена. Основное отличие буддизма от феноменологии заключается в том, что буддизм предлагает очень конкретную систематическую практику, а Гуссерль говорит о методе проб и ошибок. Даже рассуждая о случайном опыте, травмах или различного рода страданиях, феноменологи не предлагают системного подхода. Можно сделать вывод, что весь опыт такого рода носит случайный характер в жизни человека. Однако буддизм предлагает определенную цель, определенную систему, полноценную и законченную, что особенно справедливо по отношению к йогачаре, где подчеркивается иллюзорность двойственности субъекта и объекта. Также подчеркивается, что освобождение от сансары в действительности может быть достигнуто и достигнуто как раз с помощью преодоления этой субъективной двойственности.

всего просмотров: 1595

Оценка читателей: голосов 0

1. ТСД – Тайсё: синсю: дайдзокё: [Полное собрание буддийских текстов, заново составленное в годы Тайсё].

2. Shastri, Swami Dwarikadas (1998) Abhidharmakosa & Bhasya of Acharya Vasubandhu with Sphutartha Commentary of Acharya Yasomitra, Vol. II, critically edited, Bauddha Bharati, Varanasi.

3. Захави 2017 – Захави Д. Трансцендентальная феноменология, интенциональность и субъективность // Вопросы философии. 2017. № 10. С. 150–156.

4. Канаева 2011 – Канаева Н.А. Саутрантика // Буддийская философия. Энциклопедия. Отв. ред. М.Т. Степанянц. М.: Восточная литература, 2011. С. 623–625.

5. Лысенко 2011 – Лысенко В.Г. Абхидхарма. Йогачара. Пратьякша // Буддийская философия. Энциклопедия. Отв. ред. М.Т. Степанянц. М.: Восточная литература, 2011. С. 62–66, 334–342, 556–565.

6. Титлин 2018 – Титлин Л.И. Опровержение существования субъекта в полемике с вайшешиками в «Пудгалавинишчае» Васубандху // Вопросы философии. 2018. № 2. С. 206–211.

7. Шохин 2011 – Шохин В.К. Сарвастивада Трипитака. // Буддийская философия. Энциклопедия. Отв. ред. М.Т. Степанянц. М.: Восточная литература, 2011. С. 612–617, 680–686.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх