Миграционный кризис в регионе Восточной Африки

 
Код статьиS086919080023788-3-1
DOI10.31857/S086919080023788-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: Москва, ул. Спиридоновка, д. 30/1
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Инстиут Африки РАН
Адрес: Москва, ул. Спиридоновка, д. 30/1
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт Африки Российской академии наук
Адрес: Москва, ул. Спиридоновка, д. 30/1
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 1
Страницы50-62
Аннотация

В статье рассматривается политика Джибути, Эфиопии, Кении, Сомали, Судана, Южного Судана, Уганды и Эритреи в контексте возможности скоординированного ответа на вызовы миграционных кризисов. В Восточной Африке между странами, которые образуют Межправительственную организацию по развитию (ИГАД), сформировались устойчивые миграционные связи и реализуются общие принципы политики в области миграции – это свидетельствует о формировании в регионе единой миграционной системы. Передвижение мигрантов в рамках последней происходит по четырем важнейшим международным маршрутам: маршрут Африканского Рога (между Эфиопией, Сомали, Эритреей и соседними странами Восточной Африки); Восточный маршрут (из стран Восточной Африки через Джибути, Сомали и Йемен – преимущественно в Саудовскую Аравию и другие нефтедобывающие страны Аравийского полуострова; далее продолжается морским и сухопутным Восточно-Средиземноморскими маршрутами); Южный маршрут (через Кению, Уганду в ЮАР); Северный маршрут (через страны Северной Африки – его ветви направлены в Италию и Испанию, продолжаясь соответственно морским Центрально-Средиземноморским и морским Западно-Средиземноморским маршрутами; еще одна ветвь пролегает через Египет и Израиль, арабские страны Азии и Турцию, вливаясь в Восточно-Средиземноморский сухопутный и морской маршруты). Кроме международных маршрутов, в регионе существуют устойчивые миграционные коридоры, связывающие несколько стран ИГАД – например, Уганду и Южный Судан, Кению и Сомали. Слабость общей политики ИГАД в отношении международной миграции состоит в нератификации абсолютно всеми странами региона полного перечня внутриафриканских соглашений в области миграции. Миграционный кризис в Восточной Африке по своим масштабам и влиянию на страны региона превосходит Европейский и может привести к негативным последствиям не только на региональном, но и на глобальном уровне – в том случае, если мировое сообщество не задействует имеющиеся в его распоряжении политические и финансовые рычаги для решения всего комплекса сопутствующих проблем.

Ключевые словаАфрика, ИГАД, миграционный кризис, беженцы, внутренне перемещенные лица, политика
Источник финансированияИсследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00123, https://rscf.ru/project/22-18-00123/
Получено23.12.2022
Дата публикации26.02.2023
Кол-во символов26229
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 С конца прошлого века в Восточной Африке возникли новые государственные образования – как признанные мировым сообществом, так и самопровозглашенные или полунезависимые. В настоящее время в регионе активно действуют сепаратистские движения, создающие угрозу его дальнейшей фрагментации. Страны Восточной Африки, для многих из которых стали обыденными военные конфликты, этнические чистки, природные катаклизмы, составляют своеобразную «дугу кризисов» – зону экономической и военно-политической нестабильности.
3 Восточная Африка исторически всегда была важной частью глобальных миграционных и торговых потоков и продолжает играть в них важную роль. Ныне регион – один из крупнейших в мире продуцентов потоков беженцев, которые направлены в экономически более благополучные и политически стабильные страны. Проблемы региона – в том числе те, которые способствовали обострению ситуации с беженцами – требовали от стран, в него входящих, выработки совместной стратегии в гуманитарной, экономической и политической сферах.
4 Интеграционные процессы в регионе активизировались в 1986 г. с созданием Межправительственной организации по вопросам засухи и развития, в которую вошли Джибути, Эфиопия, Кения, Сомали, Судан и Уганда; в 1996 г. она была преобразована в Межправительственную организацию по развитию (Intergovernmental Authority on Development – IGAD, или ИГАД). В настоящее время в ИГАД входят Джибути, Эфиопия, Кения, Сомали, Судан, Южный Судан1, Уганда и Эритрея. 1. Членство Южного Судана в ИГАД приостановлено в декабре 2021 г. в связи с неуплатой ежегодных членских взносов.
5

МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

6 Важность для членов ИГАД вопросов миграции и обеспечения прав беженцев обусловило принятие в 2008 г. декларации о совместном регулировании миграционных потоков [Declaration, 2008], которая получила развитие в ходе второго заседания Регионального консультативного саммита ИГАД по вопросам миграции в Аддис-Абебе в 2012 г. Действуя на основе международных соглашений (табл.), страны ИГАД смогли наладить обмен информацией в области контроля над миграцией, а также получили возможность финансирования своих проектов помощи внутренне перемещенным лицам (ВПЛ) и беженцам со стороны международных фондов и стран-доноров. В результате страны ИГАД не только смогли сблизить национальное законодательство с международными нормативными обязательствами в области миграции [IGAD, 2012], но и смогли предложить другим странам собственные подходы к разрешению миграционных кризисов. В Найробийской декларации 2017 г., касающейся ситуации в Сомали, страны ИГАД взяли на себя обязательства в отношении обеспечения доступа беженцев к образованию и средствам к существованию, а также создания благоприятных условий для их безопасного добровольного возвращения и реинтеграции на родине [Nairobi, 2017].
7 В то же время ни одно из внутриафриканских соглашений в области миграции не ратифицировано одновременно всеми странами ИГАД (табл.), что существенно затрудняет формирование коллективного ответа входящих в нее стран на соответствующие вызовы. Более того, неблагоприятная гуманитарная ситуация, сложившаяся в результате внутриполитических конфликтов и столкновений, приводит к активизации миграционных процессов в странах региона. Ограничения и локдауны, введенными странами ИГАД в контексте пандемии COVID-19, привели к экономическим потерям, а также серьезно сказались на положении беженцев, ограничив их право на передвижение и став препятствием к получению ими доступа к убежищу.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 310

Оценка читателей: голосов 0

1. Горохов С.А., Агафошин М.М., Дмитриев Р.В. Сомалийцы в Швеции: региональное измерение. Современная Европа. 2020. № 7 (100). С. 132–143.

2. Денисова Т.С., Костелянец С.В. Южный Судан: последствия отделения. Азия и Африка сегодня. 2022. № 2. С. 38-46.

3. Лошкарёв И.Д., Копытцев И.С. Трансформация политической элиты Эфиопии и вооруженный конфликт в Тиграе: от вытеснения предшественников к деэскалации? Ученые записки Института Африки РАН. 2021. № 4 (57). С. 87–101.

4. Рязанцев С.В. Миграционный кризис: понятие и критерии. ДЕМИС. Демографические исследования. 2021. Т. 1, № 1. С. 7–16.

5. Ahimbisibwe F. The 2006 Refugees Act in Uganda: Between Law and Practice. Antwerpen: Institute of Development Policy, 2020.

6. African Union Convention for the Protection and Assistance of Internally Displaced Persons in Africa (Kampala Convention), 2012 https://au.int/sites/default/files/treaties/36846-treaty-kampala_convention.pdf (accessed 08.06.2022).

7. Convention Governing The Specific Aspects of Refugee Problems in Africa, 1963 https://au.int/sites/default/files/treaties/36400-treaty-36400-treaty-oau_convention_1963.pdf (accessed 08.06.2022).

8. Convention Relating to the Status of Refugees, 1951 https://www.unhcr.org/uk/5d9ed32b4 (accessed 08.06.2022).

9. Declaration of the Ministerial Conference of the Khartoum Process (EU-Horn of Africa Migration Route Initiative), 2015 https://www.khartoumprocess.net/resources/library/download/file?fid=20.60 (accessed 08.06.2022).

10. Declaration on the Establishment of IGAD Regional Consultative Process On Migration, 2008 https://www.iom.int/sites/g/files/tmzbdl486/files/jahia/webdav/shared/shared/mainsite/microsites/rcps/igad/declaration_establishment_igadrcp.pdf (accessed: 17.06.2022).

11. Djibouti: Refugees and Asylum Seekers (as of 28 February 2022) https://reliefweb.int/report/djibouti/djibouti-refugees-and-asylum-seekers-28-february-2022

12. Dmitriev R.V., Zakharov I.A., Gorokhov S.A. Spatial Expansion of Islamic Extremism in the Lake Chad Basin: Current Situation and Prospective Directions. Filosofia Theoretica. 2020. Vol. 9, no. 1. Pp. 47–62.

13. DTM Ethiopia Mobility Overview 2021 https://dtm.iom.int/reports/ethiopia-%E2%80%94-mobility-overview-2021 (accessed 16.06.2022).

14. Ethiopia Country Refugee Response Plan 2020–2021 https://data.unhcr.org/en/documents/download/73572 (accessed 16.06.2022).

15. Ethiopia: Hundreds Repatriated from Saudi Arabia after ‘Painful Ordeal’. Africanews, 31 March 2022 (accessed 16.06.2022).

16. Ethiopia National Displacement Report: December 2021 – February 2022. Addis Ababa: International Organization for Migration, 2022.

17. European Civil Protection and Humanitarian Aid Operations – Kenya Factsheet, 2022 https://ec.europa.eu/echo/where/africa/kenya_en (accessed 16.06.2022).

18. External UNHCR Somalia Monthly Report on Registered Refugees and Asylum-seekers – June 2021 https://data.unhcr.org/en/documents/details/87786 (accessed 16.06.2022).

19. Flow Monitoring Dashboard – Ethiopia. February 2022 https://displacement.iom.int/sites/default/files/public/reports/47.%20DTM%20Ethiopia%20Flow%20Monitoring%20Dashboard%20%28February%202022%29.pdf (accessed 08.06.2022).

20. Gettleman J. Ethnic Violence in Rift Valley is Tearing Kenya Apart. The New York Times, 27 Jan 2008 https://www.nytimes.com/2008/01/27/world/africa/27kenya.html (accessed 08.06.2022).

21. Hargrave K., Mosel I., Leach A. Public Narratives and Attitudes Towards Refugees and Other Migrants: Uganda Country Profile, 2020 https://cdn.odi.org/media/documents/uganda_migration_country_profile_final.pdf (accessed 08.06.2022).

22. Horn of Africa Somalia Situation, 2022 https://data2.unhcr.org/en/situations/horn (accessed 08.06.2022).

23. Horwood Ch., Hooper K. Protection on the Move: Eritrean Refugee Flows through the Greater Horn of Africa. Washington, DC: Migration Policy Institute, 2016.

24. IGAD Regional Migration Policy Framework, 2012 http://migration.igad.int/wp-content/uploads/2017/02/Regional-Migration-Policy-Framework1.pdf (accessed: 10.06.2022).

25. Kenya Tells U.N. It Will Shut Two Camps with 410,000 Refugees by June 2022. Reuters, 29 April 2022 https://www.reuters.com/world/africa/kenya-tells-un-it-will-shut-two-camps-with-410000-refugees-by-june-2022-2021-04-29/ (accessed 08.06.2022).

26. Kleist N., Abdi M. Global Connections: Somali Diaspora Practices and their Effects, 2021 https://riftvalley.net/sites/default/files/publication-documents/Global%20connections%20Somali%20Diaspora%20Practices%20and%20their%20Effects%20.pdf (accessed 08.06.2022).

27. Migration Data in Eastern Africa, 2021 https://www.migrationdataportal.org/regional-data-overview/eastern-africa (accessed 16.06.2022).

28. Migration Flows in the Horn of Africa and Yemen, 2022 https://migration.iom.int/data-stories/migration-flows-horn-africa-and-yemen (accessed 16.06.2022).

29. Migration Policy in Somalia: Returning Home by Choice and Force, 2016 https://taz.de/Migration-policy-in-Somalia/!5418055/ (accessed 16.06.2022).

30. Nairobi Declaration on Durable Solutions for Somali Refugees and Reintegration of Returnees in Somalia, 2017 https://igad.int/devenv/communique-special-summit-of-the-igad-assembly-of-heads-of-state-and-government-on-durable-solutions-for-somali-refugees/ (accessed 16.06.2022).

31. National Review (США): ожидаемая миграция из Черной Африки https://news.rambler.ru/other/42713598/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (accessed 16.06.2022).

32. Operational Data Portal. Refugee Situations, 2022 https://data.unhcr.org/en/countries/ (accessed 08.06.2022).

33. Overview of Refugees and Asylum-seekers in Sudan, 2022 https://data.unhcr.org/en/documents/download/92026 (accessed 16.06.2022).

34. Protocol Relating to the Status of Refugees, 1967 https://www.unhcr.org/uk/5d9ed66a4 (accessed 08.06.2022).

35. Protocol to the Treaty Establishing the African Economic Community Relating to Free Movement of Persons, Right of Residence and Right of Establishment, 2018 https://au.int/sites/default/files/treaties/36403-treaty-protocol_on_free_movement_of_persons_in_africa_e.pdf (accessed 08.06.2022).

36. Refugee and Host Population Empowerment: Strategic Framework – Uganda, 2017 https://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/resources/ReHoPE_Strategy%20Brochure%202017.pdf (accessed 08.06.2022).

37. South Sudan Regional Refugee Response Plan. January – December 2022 https://data.unhcr.org/en/documents/download/91426 (accessed 16.06.2022).

38. The 10 Largest Refugee Crises to Follow in 2022 https://www.concernusa.org/story/largest-refugee-crises/ (accessed 08.06.2022).

39. The Refugees Act, 2006 https://www.refworld.org/pdfid/4b7baba52.pdf (accessed 08.06.2022).

40. The South Sudan Crisis, Explained: 5 Things You Need to Know in 2022 https://www.concernusa.org/story/south-sudan-crisis-explained/ (accessed 08.06.2022).

41. These 10 Countries Receive the Most Refugees https://www.nrc.no/perspectives/2020/the-10-countries-that-receive-the-most-refugees/ (accessed 08.06.2022).

42. UNHCR Global Appeal 2018–2019. Geneva: UNHCR, 2019.

43. UNHCR Refugee Data Finder https://www.unhcr.org/refugee-statistics/download/?url=nC5jH1 (accessed 16.06.2022).

44. UNHCR Somalia Registered Refugees and Asylum-seekers – 31 March 2022 https://data.unhcr.org/en/documents/download/91982 (accessed 16.06.2022).

45. World Population Prospects 2022 https://population.un.org/wpp/Download/Standard/Population/ (accessed 16.06.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх