Трансграничное углеродное регулирование: взгляд из Китая

 
Код статьиS013122270025741-6-1
DOI10.20542/0131-2227-2023-67-4-75-80
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Адрес: РФ, 119571 Москва, пр-т Вернадского, 82
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 67 Выпуск №4
Страницы75-80
Аннотация

Разработанный Европейской комиссией механизм трансграничного углеродного регулирования (CarbonBorderAdjustmentMechanism, CBAM) будет означать фактическое введение дополнительного углеродного налога на многие виды экспортируемой из КНР продукции. В целом CBAM увеличит разрыв между развитыми и развивающимися странами по объему ВВП и благосостоянию общества. Устранению такого эффекта могло бы содействовать создание за счет средств, которые предполагается собирать с помощью CBAM, Фонда справедливой декарбонизации для поддержки проектов по снижению выбросов и развитию “зеленых” технологий в странах с низким уровнем дохода.

Ключевые словамеханизм трансграничного углеродного регулирования, CBAM, углеродный налог, Международный валютный фонд
Получено24.05.2023
Дата публикации24.05.2023
Кол-во символов17128
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 ВВЕДЕНИЕ
2 Борьба с изменением климата требует скоординированных глобальных усилий. Однако в настоящее время большая часть климатической политики разрабатывается развитыми странами. В качестве примера можно привести принятый Европейским союзом (ЕС) пакет мер по смягчению последствий изменения климата. В рамках усилий по предотвращению выбросов углерода в окружающую среду в 2021 г. ЕС принял резолюцию о внедрении механизма трансграничного углеродного регулирования (CBAM) как компонента европейской “Зеленой сделки”.
3 С началом реализации СВАМ будет фактически введен налог на импортируемые ЕС продукты, который учитывает разницу между ценой на углерод в европейской Системе торговли выбросами (European Union Emissions Trading System, ETS) и ценой на него в странах-производителях. Платежи в рамках СВАМ предполагается взимать с января 2026 г. после трехлетнего переходного периода1. Согласно заявлениям Еврокомиссии, первоначально СВАМ будет применяться к импортируемой электроэнергии, цементу, алюминию, удобрениям, а также продукции из чугуна и стали. Затем в механизм будут включены все товары, подпадающие под действие ETS. 1. European Commission. July 2021. Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council: Establishing a Carbon Border Adjustment Mechanism. Available at: >>>> (accessed 30.12.2022).
4 Согласно объявленным планам, СВАМ будет сначала применяться к прямым выбросам парниковых газов, образующимся в процессе производства (Scope 1). К концу трехлетнего переходного периода Европейская комиссия оценит степень успешности реализации СВАМ и решит, следует ли расширить его охват на большее количество продуктов и услуг. В дальнейшем предполагается включить в механизм так называемые косвенные выбросы парниковых газов, то есть выбросы углерода от электроэнергии, используемой для производства товаров, включая те, которые дополнительно следуют вниз по цепочке создания стоимости (Scope 2 и 3).
5 Трансграничный налог на выбросы углерода обсуждался во многих странах в течение последнего десятилетия, и до настоящего времени остается весьма много спорных вопросов. Существуют опасения, что односторонний CBAM ЕС не только негативно отразится на международной торговле, но и переложит бремя решения проблемы изменения климата на развивающиеся страны. Многие развивающиеся страны с низким уровнем дохода крайне медленно переходят к низкоуглеродной экономике, по-прежнему в основном полагаясь на экспорт углеродоемких продуктов.
6 Крупными экспортерами углеродоемких товаров выступают, например, Китай, Индия и Россия, в то время как США, Великобритания, Япония и европейские страны являются чистыми импортерами углерода. В такой ситуации возникает обоснованное опасение, что развивающиеся страны рискуют оказаться непропорционально обремененными CBAM или аналогичной политикой, инициированной развитыми государствами. Просматривается сценарий дальнейшего усугубления глобального неравенства.
7 Разработка политики в области изменения климата без нанесения чрезмерного ущерба более бедным экономикам имеет решающее значение для содействия равному процветанию в мире. Хотя замысел CBAM имеет глобальное значение, масштабы его побочных эффектов и рисков для других стран пока изучены мало. В настоящей статье ведется обсуждение политики и дискуссий по данному вопросу, в том числе в Международном валютном фонде, в частности о том, как помочь развивающимся странам в реагировании на изменение климата и смягчении последствий введения СВАМ.

Всего подписок: 5, всего просмотров: 386

Оценка читателей: голосов 0

1. Monjon S., Quirion Ph. Addressing Leakage in the EU ETS: Border Adjustment or Output-Based Allocation? Ecological Economics, 2011, vol. 70, iss. 11, pp. 1957-1971. Available at: https://doi.org/10.1016/j.ecolecon.2011.04.020

2. Weisbach D.A., Elliott J., Foster I., Kortum S. Unilateral Carbon Taxes, Border Tax Adjustments, and Carbon Leakage. Theoretical Inquiries in Law, 2013, vol. 14, pp. 207-244.

3. Gros D. Global Welfare Implications of Carbon Border Taxes. CEPS Working Document no. 315, 2009. 23 p.

4. Bao Qin, Tang Ling, Zhang Zhongxiang, Wang Shouyang. Impacts of Border Carbon Adjustments on China’s Sectoral Emissions: Simulations with a Dynamic Computable General Equilibrium Model. China Economic Review, 2013, vol. 24, pp. 77-94. Available at: https://doi.org/10.1016/j.chieco.2012.11.002

5. Tang Ling, Bao Qin, Zhang Zhongxiang, Wang Shouyang. Carbon-Based Border Tax Adjustments and China’s International Trade: Analysis Based on a Dynamic Computable General Equilibrium Model. Environmental Economics and Policy Studies, 2015, vol. 17, iss. 2, pp. 329-360. Available at: https://doi.org/10.1007/s10018-014-0100-3

6. 江思羽, 李俊峰. 全球气候治理中商业行为体的政治权力分析. 国际论坛, 2018年第020 (002)期, 第8-16页 Jiang Siyu, Li Junfeng. Analysis of Political Power of Business Actors in Global Climate Governance. International Forum, 2018, no. 020 (002), pp. 8-16. (In Chin.)

7. Варнавский В.Г. Трансграничное углеродное регулирование Евросоюза: новый инструмент глобального управления. Мировая экономика и международные отношения, 2023, т. 67, № 1, сс. 5-15. Varnavskii V.G. Carbon Border Adjustment Mechanism of the European Union: A New Tool of Global Governance. World economy and international relations, 2023, vol. 67, no. 1, pp. 5-15. (In Russ.) Available at: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2023-67-1-5-15

8. Böhringer Ch., Carbone J.C., Rutherford Th.F. Embodied Carbon Tariffs. ZenTra Working Papers in Transnational Studies no. 25, 2014. 48 p. Available at: https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2375803

9. 安军地. 绿色金融助推绿色低碳发展的路径研究. 质量与市场, 2022年第10期, 第196-198页 An Jundi. Research on the Path of Green Finance to Promote Green Low-Carbon Development. Quality and Market, 2022, no. 10, pp. 196-198. (In Chin.)

10. 刘长松, CFP. 建立低碳发展基金的几点设想. 中国投资, 2016年第07期, 第62-63页 Liu Changsong. CFP. Some Ideas for Establishing Low-Carbon Development Fund. China Investment, 2016, no. 07, pp. 62-63. (In Chin.)

11. 高波. 公平转型基金支持低碳发展经验. 中国金融, 2021年第08期, 第90-91页 Gao Bo. Experiences of Equitable Transition Funds in Supporting Low-Carbon Development. China Finance, 2021, no. 08, pp. 90-91. (In Chin.)

Система Orphus

Загрузка...
Вверх