Монголия в научном и политическом дискурсе финно-угроведения (1840–1910-е гг.)

 
Код статьиS086919080023386-1-1
DOI10.31857/S086919080023386-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: главный научный сотрудник
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва, Рождественка, 12
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 6
Страницы243-253
Аннотация

Монголия как одно из географических и смысловых средоточий Центральной Азии на несколько исследовательских поколений привлекла к себе пристальное внимание востоковедов разных стран. Особое отношение к «монгольским» экспедициям и научным публикациям придавало растущее в 1840-е – 1910-е гг. военно-политическое напряжение в стратегически важном регионе, где сошлись интересы европейских держав, Японии и Китая. Полевые исследования, общение ученых с вождями и религиозными лидерами, проходили на фоне этнополитической консолидации монгольских племен. Свое значение Монголия, монгольский язык и этнография приобрели в научном дискурсе финно-угроведения. На протяжении нескольких десятилетий, финские и венгерские учёные пытались подтвердить или опровергнуть языковую и этногенетическую близость финно-угорских народов к центральноазиатским культурам прошлого. М.А. Кастрен и А. Чома де Кёрёш проложили научные дороги на Восток, по которым затем прошли экспедиции И.Р. Аспелина, А.О. Хейкеля, К.Г. Маннергейма, Г.И. Рамстедта и И.Г. Гранё. Ведущую роль в организации экспедиционных работ на юге Сибири, на Алтае и в Монголии сыграло созданное в 1883 г. Финно-Угорское Общество и лично его многолетний председатель – профессор О. Доннер. Изучая памятники устного народного творчества, письменного и монументального наследия Монголии финно-угроведы прямо или косвенно касались вопросов этнической идентификации и самопрезентации финно-угорских народов. В этом случае научный диалог мог соединяться с обсуждением проблем внутренней политики, нациестроительства и международных отношений.

Ключевые словаМонголия, финно-угроведение, наука, политика, историография
Получено29.11.2022
Дата публикации31.12.2022
Кол-во символов22577
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Опыты удревнения и героизации истории, присущие историографиям в период формирования национальных государств, стали актуальными для финнов и венгров, на рубеже XVIII–XIX вв. вступивших на путь нациестроительства. Основываясь на летописной традиции, восходящей ко временам «обретения родины» на Дунае и поездкам монаха Юлиана в Волжскую Болгарию и на Русь накануне монголо-татарского вторжения, венгерская аристократия приняла и транслировала идею происхождения венгров от великих кочевых культур Азии [Аннинский, 1940]. Этническая идентификация финнов, опираясь на прибалтийско-финский языковой ареал и набирающую популярность поэзию «Калевалы», тем не менее нуждалась в зримых свидетельствах «золотого века» [Kemiläinen, 1998]. Поиск прародины и родственных народов на Востоке стал для финских лингвистов, этнологов и археологов важным стимулом развития национальной гуманитаристики.
2 Духовным ориентиром участников экспедиций на Восток – уроженцев Великого княжества Финляндского, был М.А. Кастрен (1813–1852) – первый профессор финского языка и литературы Императорского Александровского университета в Гельсингфорсе [Богораз, 1927, с. 3–5]. Студентом он поставил своей жизненной целью выявление родственных финнам народов и поиск их общей прародины. Исследования в Лапландии, Карелии, ненецкой тундре и на полярном Урале отточили мастерство полевой работы, подведя Кастрена к научной кульминации – Сибирской экспедиции (1845–1849). Подготовка и финансирование поездки осуществлялись под эгидой Санкт-Петербургской Академии наук, при непосредственном участии академиков А.М. Шёгрена и П.И. Кёппена [Шёгрен, 1845, с. 101–102]. Лингвистический и фольклорно-этнографический материал, зафиксированный в Среднем Поволжье, на Урале и на Оби, указывал ему путь на юг Сибири. Искомое «начальное место» финнов, по мнению Кастрена, могло находиться на Алтае1. В окрестностях Минусинска он провел археологические раскопки, открыв, что местная горная долина чрезвычайно богата на вещественные памятники прошлого [Castrén, 1862, s. 295]. Далее Кастрен смог дважды кратко поработать среди монголов, заходя на их земли со стороны Урянхая и Кяхты [Janhunen, 2012, p. 44]. Но обострившаяся чахотка не позволила ему реализовать планируемую программу монгольских исследований. 1. В 1849 г., выступая в Гельсингфорском университете с лекцией «О древнем местожительстве финского народа», М.А. Кастрен отмечал: «…большинство финских, тюркских и самоедских народов образует одну замкнутую группу. Родство между финнами и тюрками языковеды признали уже давно…». Считая урало-алтайскую общность доказанной лингвистическим путем, Кастрен сосредоточился прежде всего на развитии аргументации хозяйственно-культурного, устно-поэтического, топонимического и этнопсихологического характера. По его мнению, совокупность разнородных источников указывает на местонахождение общей прародины уральских и алтайских народов на территории Западного Алтая в верховьях рек Обь, Иртыш и Енисей [Castrén, 1862, s. 7–8].
3 Иным путем на Восток пришел А. Чома (1784–1842), солдатский сын из трансильванского местечка Кёрёш. В 1819 г. он – выпускник Гёттингенского университета – отправился в путь через Египет, Сирию, Ирак, Иран, Бухару, Афганистан и Индию, чтобы на годы остаться в монастыре Фуктал в Ладакхе, изучая тибетский язык, санскрит и буддистскую философию [Le Calloc`h, 2001]. Ощущавший недостаток в средствах, путешественник был поддержан британской администрацией, рассчитывавшей использовать его стремление к познанию восточной мудрости в практических целях2. Живя в Калькутте, А. Чома стал известным санскритологом. При этом он помнил о главной цели – выяснить и научно обосновать происхождение венгерского народа. Занимаясь восточными языками, Чома обнаружил значимые совпадения в монгольской и венгерской лексике. Так в начале 1840-х гг. у него появился план путешествия через Гималаи и Тибет в Монголию [Le Calloc`h, 1984, p. 35–36], но в Бутане он заболел малярией, оставив экспедицию неосуществленной. 2. Являясь для окружающих немного странным библиотекарем Бенгальского Азиатского общества, А. Чома, неутомимо работая, подготовил к середине 1830-х гг. свои главные труды – «Грамматику тибетского языка» и «Опыт тибетско-английского словаря» [Szerb, 1977, p. 25].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 207

Оценка читателей: голосов 0

1. Аннинский С.А. Известия венгерских миссионеров XIII–XIV вв. о татарах в Восточной Европе. Исторический архив. 1940. Т. 3. С. 71–112 .

2. Батбаяр Ц. Политика великих держав в отношении азиатского континента и монгольский вопрос. Россия и Монголия в начале XX ве-ка: дипломатия, экономика, наука. Иркутск, Улан-Батор: БГУЭП, 2014. С. 178–184.

3. Богораз В.Г. Кастрен – человек и ученый. Памяти М.А. Кастре-на: К 70-летию со дня смерти. Очерки по истории знаний. Л.: Изда-тельство АН СССР, 1927. Вып. 2. С. 3–35 .

4. Борисенко А.Ю. Древние памятники долины реки Цаган-Гол в Монгольском Алтае (по материалам экспедиции И.Г. Гранэ 1909 года). Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: ис-тория, филология. 2013. Т. 12. Вып. 5. С. 28–33 .

5. Загребин А.Е. Финно-угорские этнографические исследования в России (XVIII – первая половина XIX в.). Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2006.

6. Загребин А.Е. Очерки истории финно-угорских этнографических исследований в России (вторая половина XIX – начало XX в.). Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2019.

7. Лескинен М.В. Путешествие по родной земле: описание как спо-соб национальной репрезентации. Финляндия и финны в описаниях З. Топелиуса. Одиссей: человек в истории. 2009. С. 175–204.

8. Лехтинен И. Изучение Сибири в Казани (по материалам пере-писки А.О. Хейкеля и Н.Ф. Катанова). Studia Slavica Finlandensia. 2005. T. 22. C. 181–204.

9. Мери В. Карл Густав Маннергейм – маршал Финляндии. М.: Но-вое Литературное Обозрение, 1997.

10. Полвинен Т. Держава и окраина. Н.И. Бобриков – генерал-губернатор Финляндии, 1898–1904 гг. СПб.: Европейский дом, 1997.

11. Предварительный отчет о поездке, предпринятой по Высочай-шему повелению через Китайский Туркестан в северные провинции Китая в г. Пекин в 1906–7 и 8 гг., полковника барона Маннергейма. Сборник географических, топографических и статистических мате-риалов по Азии. Вып. 58. СПб.: Издательство Главного Управления Генерального Штаба, 1909.

12. Рамстедт Г.И. Этимология имени Ойрат. Сборник в честь Г.Н. Потанина к 70-летию со дня рождения. Записки Императорского Русского Географического Общества по отделению Этнографии. 1909. Вып. 34. С. 547–558.

13. Рамстедт Г.И. Как был найден «Селенгинский камень». Труды Троицкосавского-Кяхтинского отделения Приамурского отдела Им-ператорского Русского Географического Общества. 1912. Т. 15. Вып. 1. С. 34–49.

14. Салминен Т. Финские археологи в России и Сибири в 1870–1935 годы. Археология, этнография и антропология Евразии. 2007. № 1. С. 100–110.

15. Самойлов Н.А. Научные результаты азиатской экспедиции Ман-нергейма 1906–1908 годов. Учёные записки Петрозаводского государ-ственного университета. 2017. № 3. С. 7–13.

16. Шёгрен А.М. Общая инструкция г. Кастрену по поводу поруче-ния ему Академиею изследования Северной и Средней Азии в этно-графическом и лингвистическом отношениях, составленная Академи-ком Шёгреном. Журнал министерства народного просвещения. 1845. Ч. 47. Отд. 2. С. 101–113.

17. Шелепова Е.В. Изучение памятников истории и культуры За-падной Монголии в XIX – начале XX в. Известия Алтайского госу-дарственного университета. 2012. Вып. 4–2. С. 215–221.

18. Урангуа Х.Ж. Значение творчества Рамстедта в истории Монго-лии. Восьмые востоковедные чтения БГУ. Отв. ред. Ю.В. Кузьмин. Иркутск: БГУ, 2017. С. 328–342.

19. Aalto P. The Mannerheim fragment of Mongolian Quadratic script. Studia Orientalia. 1952. Vol. 17. Pp. 3–9.

20. Aalto P. G.J. Ramstedt and the Mongolian independent movement. Journal de la Société Finno-Ougrienne. 1973. Vol. 72. Pp. 21–32.

21. Aalto P. Old Turkic epigraphic, gathered J.G. Granö. Journal de la Société Finno-Ougrienne. 1991. Vol. 90. Pp. 7–78.

22. An Analytical Index to Mannerheim C.G. Across Asia from West to East in 1906–1908. Places, Persons and General Terms. Comp. by H. Hal-lén. Helsinki, 2004.

23. Appelgren-Kivalo H. Alt-Altaische Kunstdenkmäler: Briefe und Bildermaterial von J.R. Aspelin in Sibirien und der Mongolei 1887–1889. Helsingfors, 1931.

24. Aspelin J.R. Suomalais-ugrilaisen muinaistutkinnon alkeita. Helsinki, 1875.

25. Aspelin J.R. Muinaisjäännöksiä suomen suvun asumusaloilta. Antiquités du Nord Fenno-Ougrien. Vol. I–V. Helsingfors, 1877–1884.

26. Aspelin J.R. Inskriptions de l’Iénnissei, recueillines et publiées par la Société finlandaise d’archeologie. Helsingfors; Im primerie de la Société de literature finnoise, 1889.

27. Aspelin J.R. Types des peoples de l’ancienne Asie Centrale. Journal de la Société Finno-Ougrienne. 1890. Vol. 8.

28. Castrén M.A. Reiseberichte und Briefe aus den Jahren 1845–1849. Nordische Reise und Forschungen. St.-Petersburg, 1856. Bd. 2.

29. Castrén M.A. Ueber die Ursite des finnischen Volkes. Nordische Rei-se und Forschungen. St.-Petersburg, 1862. Bd. 5.

30. Donner O. Sur l’origine de l’alphabet turc du Nord de l’Asie. Journal de la Société Finno-Ougrienne. 1896. Vol. 14. Pp. 1–71.

31. Janhunen J. Altalaiseen hypoteesin nykytila. Virittäjä. 1988. Vol. 88. No 2. S. 202–206.

32. Janhunen J. Г.И. Рамстедт и А.Д. Руднев – основатели современ-ной монголистики. Journal de la Société Finno-Ougrienne. 2004. Vol. 90. Pp. 356–360.

33. Janhunen J. Mongolian Studies in the Nordic Countries: A Brief His-torical Survey. Hokkaido University Collection of Scholarly and Academic Papers. 2012. Vol. 3. Pp. 43–55.

34. Halén H. Sakari Pälsin Mongolian-matkan unohdetut muistiinpanot. Journal de la Société Finno-Ougrienne. 1983. Vol. 78. S. 27–42.

35. Halén H. Biliktu Bakshi* The Knowledgeable Teacher. G.J. Ram-stedt’s Career as a Scholar. Mémoires de la Société Finno-Ougrienne. Vol. 229. Helsinki, 1998.

36. Halén H. Baron Mannerheim’s hunt for ancient Central Asian manuscripts. Studia Orientalia. 1999. Vol. 87. Pp. 109–116.

37. Heikel A.O. Voyage à l’Orkhon. Inskriptions del’Orkhon recuellies par l’expédition finnoise 1890 et publiées par la Société Finno-Ougrienne. Helsingfors, 1892.

38. Heikel A.O. Antiquités de la Sibérie occidentale. Mémoires de la Société Finno-Ougrienne. 1894. Vol. 4.

39. Heikel A.O. Die Grubentersuchengen und Funde bei Taschebá. Suomen Muinaismuistoyhdistyksem Aikakauskirja. 1912. Vol. 26. S. 59–70.

40. Härö M. Suomen muinaismuistohallinto ja antikvaarinen tutkimus. Muinaistieteellinen toimikunta 1884–1917. Helsinki, 1984.

41. Granö J.G. Archäelogische Beobachtungen von Reisen in der nördlichen Grenzgegen den Chinas in den Jahren 1906 und 1907. Journal de la Société Finno-Ougrienne. 1909. Vol. 26. S. 1–54.

42. Granö J.G. Beiträge zur Kenntnis der Eiszeit in der nordwestlichen Mongolei und einigen rhier südsibischen Grenzgebirge. Geomorfologische Studien in den Jahren 1905, 1906, 1907 und 1909. Fennia. Societas geo-graphica Fenniae. 1910. Vol 28. No. 5. S. 1–230.

43. Granö J.G. Archäelogische Beobachtungen von meiner Reise in Süd sibirien und der Nordwest-Mongolien im Jahre 1909. Journal de la Société Finno-Ougrienne. 1912. Vol. 28. S. 1–67.

44. Inskription de l’Orkhon déchiffrés par Vilh. Thomsen. Mémoires de la Société Finno-Ougrienne. 1894–1896. Vol. 5.

45. Kemiläinen A. Finns in the shadow of “Arians”. Race Theories and Racism. Helsinki, 1998.

46. Le Calloc`h B. Alexandre Csoma de Kőrös et la theorie finno-ougrienne. Journal de la Société Finno-Ougrienne. 1984. Vol. 79. Pp. 25–46.

47. Le Calloc’h B. Alexandre Csoma de Kőrös dans son voyage en Asie de la Transilvanie on Ladakh, d’aprés les descriptions des voyageurs contemporains (I–IX). Studia Asiatica. 2001. № 1–2. Pp. 77–120.

48. Mannerheim C.G.E. A Visit to the Sarö and Shera Yögurs. Journal de la Société Finno-Ougrienne. 1911. Vol. 27. Pp. 1–72.

49. Mannerheim C.G. Across Asia from West to East in 1906–1908. Hel-sinki, 1940. Vol. 1–2.

50. Mikkola J.J. Vorbereitungen zur Gründung der Finnisch-ugrischen Gesellschaft. Mémoires de la Société Finno-Ougrienne. 1936. Vol. 71. S. 101–120.

51. Memoria saecularis Sakari Pälsi: Aufzeichnungen von einer For-schungreisenach der nördlichen Mongolei im Jahre 1909 nebst Bibliog-raphien. Bearb. und hrsg. H. Hallén. Travaux ethnographiques de la Société Finno-Ougrienne. 1982. Vol. 10.

52. Museomiehen päiväkirjasta. A.O. Heikelin lehtikirjoituksia. Helsin-ki: Museovirasto, 1989.

53. Photographs by C.G. Mannerheim from his journey across Asia from West to East in 1906–1908. Vol. 1–2. Helsinki, 1990.

54. Poppe N. Obituary: Gustav John Ramstedt 1973–1950. Harvard Journal of Asiatic Studies. 1951. Vol. 14. No. 1/2. Pp. 315–322.

55. Pälsi S. Mongolian matkalta. Helsinki: Otava, 1911.

56. Radloff W. Die alttürkischenInschriften der Mongolei. St.-Petersburg, 1895.

57. Ramstedt G.J. Mogholica: Beiträge zur Kenntnis der Moghol-Sprache in Afghanistan. Journal de la Société Finno-Ougrienne. 1906. Vol. 23. S. 1–20.

58. Ramstedt G.J. Ein fragment mongolischer quadratschrift. Journal de la Société Finno-Ougrienne. 1911. Vol. 27. S. 1–4.

59. Ramstedt G.J. Zur Geschichte des labialen Spiranten im Mongo-lischen. Festschrift Vilhelm Thomsen zur Vollendung des siebzigsten Le-bensjahres am 25. Januar 1912 / dargebracht von Schülern und Freunden. Leipzig, 1912. S. 182–188.

60. Ramstedt G.J. Zwei uigurische Runeninschriften in der Nord-Mongolei. Journal de la Société Finno-Ougrienne. 1913. Vol. 30. S. 1–63.

61. Ramstedt G.J. Otto Donner ja Keski-Aasian kielitieteellinen tutkiminen. Journal de la Société Finno-Ougrienne. 1938. Vol. 49. S. 17–22.

62. Ramstedt G.J. Seven Journeys Eastward, 1898–1912: Among the Cheremis, Kalmyks, Mongols and in Turkestan and to Afghanistan. Bloom-ington: Mongolia Society, 1978.

63. Salminen T. National and international influences in the Finnish ar-cheological research in Russia and Siberia. Fennoscandia Archaeologica. 2003. Vol. 20. Pp. 101–114.

64. Seitsonen O. Sakari Pälsi mongolian aroilla vuonna 1909. Sakari Pälsi – elämä ja työt. Legendaarinen tutkimusmatkailija, arkeologi, kirjailija ja kuvaaja. Helsinki: Into, 2017. S. 112–137.

65. Szerb J. Works of Alexander Csoma de Kőrös. Bulletin of the Csoma de Kőrös Symposium. Budapest, 1977. No. 1–2. Pp. 23–26.

66. Tallgren A.M. Suomen osuus Aasian muinaisuuden tutkimiseen. Valvoja. 1917. Vol. 37. S. 329–340.

67. Tallgren A.M. J.R. Aspelin uran alkutaipaleelta. Kalevalaseuran vuosikirja. 1937. Bd. 17. S. 83–101.

68. Vámbéry H. Noten zu den alttürkische Inschriften der Mongolei und Sibiriens. Mémoires de la Société Finno-Ougrienne. 1898. Vol. 12.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх