Взаимодействие основных центров мистического ислама в IX–X вв.

 
Код статьиS086919080005952-4-1
DOI10.31857/S086919080005952-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: лаборант-исследователь
Аффилиация: Института востоковедения РАН
Адрес: Москва, Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 4
Страницы146-155
Аннотация

В статье моделируется историческая эволюция раннего суфийского движения на основе изучения материалов, почерпнутых из восьмидесяти трех биографий мусульманских подвижников IX–X вв., содержащихся в классическом суфийском трактате арабского богослова Абу-л-Касима ал-Кушайри (986–1072) «ар-Рисала ал-кушайриййа фи ‘илм ат-тасаввуф» («Послание о суфийской науке»). В качестве компаративного источника используется работа «Раскрытие скрытого за завесой» («Кашф ал-махджуб») персидского суфия ‘Али ибн ‘Усмана ал-Худжвири (1009–1072/77). На основе анализа агиографического материала автор выделяет четыре ранних центра формирования мистического ислама – Египет, Ирак, Сирию, Хорасан и Мавераннахр. Рассматриваются особенности каждого отдельного центра, а также их культурное взаимодействие. Наибольшей активностью отличалась багдадская суфийская школа, поддерживающая духовные контакты с представителями практически всех направлений внутри раннего мистического ислама. Авторы изученных источников указывают на появление в Сирии и Египте местных мусульманских аскетических традиций. В частности, начался процесс складывания культа мусульманских «святых» на основе концептуализации идейных представлений о стоянках-макамат и состояниях-ахвал на пути суфия и ма‘рифа – интуитивном познании Аллаха. Тем не менее, если египетская и сирийская суфийские школы быстро попали под сильное влияние Багдада, Хорасан и Мавераннахр смогли отстоять свою духовную независимость и со временем стали основными противниками Ирака. Пропагандируемый мистиками из этих провинций «опьяненный» суфизм резко критиковался багдадскими подвижниками умеренного толка. Сторонники «трезвости» отстаивали идею того, что после субстанционального слияния с Божеством в результате фана’ – уничтожения в Нем, подвижник должен вернуться в исходное состояние сознания. В развернувшейся острой интеллектуальной полемике принимали участие не только суфийские подвижники, но и мусульманские богословы-«законники» и представители властных структур, боровшиеся против мессианских и мистических движений, чреватых народными волнениями и дезинтеграцией государства. В итоге «умеренность» мистического ислама багдадской школы, его гибкость при контактах с представителями разных местных мистическо-аскетических традиций в исламе и прямая связь с властными структурами послужили фундаментом для всего здания классического суфизма.

Ключевые словаАбу-л-Касим ал-Кушайри, ислам, мусульманский мир, суфизм, суфийский путь
Получено23.07.2019
Дата публикации22.08.2019
Кол-во символов27601
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Исламский богослов арабского происхождения из Нишапура Абу-л-Касим ал-Кушайри (986–1072) является признанным классиком мусульманской средневековой мысли, перу которого принадлежат основополагающие работы по истории, теории и практике мистико-аскетического направления в исламе – суфизма (араб. тасаввуф). Самым значительным среди них еще средневековые авторы называли «Послание о суфийской науке» («ар-Рисала ал-кушайрийа фи ‘илм ат-тасаввуф») [Кушайри, 1989; Qushayri, 2007], написанное в 1046 г. От подобных работ предшественников, например от десятитомного «Хилйат ал-аулийа’» («Украшение праведников») Абу Ну‘айма ал-Асфахани (ум. в 1038 г.) [Asfahani, 2013], «Кушайриево послание» отличается более системным и лаконичным изложением истории и философии мистического ислама, благодаря чему оно практически сразу стало одним из базовых теоретических трудов в мире суфизма.
2 Популярность трактата сохранялась на протяжении последующих веков. Так, дамасский суфий ‘Абд ал-Гани ан-Наблуси (1641–1731) во время посещения могил ранних мусульманских подвижников Мансура б. Аммара (ум. в 839 г.) в Дамаске и Бишра ал-Хафи (ум. в 842 г.) в Наблусе не приводит их биографии, а отсылает читателя к «Посланию» ал-Кушайри [Наблуси, 1990, с. 41, 79]. В ливанском городе Триполи ан-Наблуси и другие мусульманские ученые с большим удовольствием изучили шарх (комментарий) египетского богослова Закарии ал-Ансари (1420–1520) на рассматриваемое произведение [Наблуси, 1986, с. 71].
3 Примерно в то же время, когда было написано «Кушайриево послание», на свет появилось одно из первых описаний суфийского учения на персидском языке – «Раскрытие скрытого за завесой» («Кашф ал-махджуб») [Худжвири, 2004]. Его авторство принадлежит персидскому суфию ‘Али б. ‘Усману ал-Джуллаби ал-Худжвири (ум. в 1073 г. или 1077 г.), родившемуся в Худжвире около Газны (современный Афганистан). Привлечение данного трактата в качестве компаративного источника позволяет дополнить и сравнить данные, полученные при анализе трактата ал-Кушайри.
4

ИСТОКИ И ОСНОВНЫЕ ЦЕНТРЫ РАННЕГО СУФИЗМА

5 Несмотря на то что «ар-Рисала» и «Кашф ал-махджуб» были написаны в XI в. под сильным влиянием идейных установок сложившейся к тому времени в основных чертах багдадской суфийской школы, для исследователей суфизма эти трактаты остаются основными источниками по начальной эпохе формирования мистического ислама, до сих пор порождающей многочисленные догадки и споры. Определение истоков и особенностей раннего суфизма, начавшего складываться уже при династии Умаййадов (661–750), представляется достаточно сложной задачей. Ни ал-Кушайри, ни ал-Худжвири не называли имя общепризнанного первого суфия, а возводили духовную родословную (силсила) мусульманских подвижников к пророку Мухаммаду (ум. в 632 г.) и его сподвижникам из числа ахл ас-суффа1 [Qushayri, 2007, p. 289; Худжвири, 2004, с. 81–82]. При этом обнаруживается явная связь начальной фазы развития суфизма с шиитским мистицизмом. Так, по мнению А. Шиммель, шестого шиитского имама Джа‘фара ас-Садика (ум. в 765 г.) можно одновременно назвать и одним из представителей раннего тасаввуфа, поскольку именно он, обозначая духовный опыт в мистических терминах, определил его как «божественный огонь, снедающий человека целиком» [Шиммель, 2012, с. 55; Корбен, 2013, с. 189–190]. 1. Ахл ас-суффа (араб. «обитатели навеса») – бедные сподвижники пророка Мухаммада, которые не имели в Медине пристанища и были вынуждены жить под навесом мединской мечети – дома Пророка [Кныш, 2004, с. 10; Шиммель, 2012, с. 41]. Заставляет задуматься, почему ал-Кушайри не приводит в трактате биографию проповедника из Басры по имени ал-Хасан ал-Басри (ум. в 768 г.), которого многие исследователи часто характеризуют как одного из «отцов-основателей суфийского движения». В Послании рассказ о суфийских учителях начинается с современника ал-Басри, легендарного подвижника из Балха Абу Исхака б. Мансура (ум. ок. 778 г.). Напротив, у ал-Худжвири ал-Басри занимает место одного из четырех ранних мусульманских учителей, которых «суфии высоко чтят» [Qushayri, 2007, p. 18–19; Худжвири, 2004, с. 83–87].

Всего подписок: 2, всего просмотров: 964

Оценка читателей: голосов 0

1. Арберри А. Дж. Суфизм. Мистики ислама. М.: Сфера, 2002 [Arberri A. Sufism: An Account of the Mystics of Islam. M.: Sfera, 2002 (in Russian)].

2. Большаков О. Г. Очерки истории арабской культуры V–XV вв. М.: Наука, 1982 [Bol'shakov O. G. Essays on the History of Arab Culture in the 5th–15th centuries. M.: Nauka, 1982 (in Russian)].

3. Ислам: энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991 [Islam: Encyclopedic Dictionary. Moscow: Nauka, 1991].

4. Кныш А. Д. Мусульманский мистицизм. М.: Диля, 2004 [Knysh A. D. The Brief History of Islamic Mysticism. Moscow, Saint Petersburg: Dilja, 2004 (in Russian)].

5. Корбен А. История исламской философии. М.: Академический проект; Садра, 2013 [Corbin H. History of Islamic Philosophy. M.: Akademicheskii Proekt; Sadra, 2013 (in Russian)].

6. Ал-Кушайри Абу-л-Касим. Ар-рисала ал-кушайриййа фи ‘илм ат-тасаввуф (Послание о суфийской науке). Ал-Кахира: Матабаʻ му’ассасат Дар аш-шаʻаб ли-с-сихафа ва-т-тибаʻа ва-н-нашр, 1989 [Al-Qushayri Aby-l-Qasim. Al-Risala al-Qushayriya fi ‘Ilm al-Tasawwuf (Al-Qushayri's Epistle on Sufism). al-Qahira: Matabiʻ Muassasa Dar al-Shaʻb li-l-Sihafa wa-l-Tibaʻa wa-l-Nashr, 1989 (in Arab.)].

7. Ан-Наблуси ‘Абд ал-Гани. Ал-хакика ва-л-маджаз фи-р-рихла ила билад аш-Шам ва-Миср ва-л-Хиджаз (Достоверное и образное описание путешествия по Великой Сирии, Египту и Хиджазу). Ал-Кахира: Марказ таусик ат-турас, ал-хай’а ал-мисриййа ал-‘амма ли-л-китаб, 1986 [Al-Nablusi ‘Abd al-Ghani. Al-Haqiqa wa-l-majaz fi-l-rihla ila bilad al-Sham wa Misr wa-l-Hijaz (Accurate and Imaginative Description of the Trip to Greater Syria, Egypt and Hijaz). Al-Kahira: Markaz Tausik at-Turas, al-Haja al-Misrija al-‘Amma li-l-Kitab, 1986 (in Arab.)].

8. Ан-Наблуси ‘Абд ал-Гани. Ал-хадра ал-унсиййа фи-р-рихла ал-кудсиййа (Дружеское сообщение о Иерусалимском путешествии). Бейрут: ал-Масадер. 1990 [Al-Nablusi ‘Abd al-Ghani. Al-Hadra al-unsijja fi-l-rihla al-kudsijja (A Friendly Message on the Jerusalem Journey). Bejrut: al-Masadir, 1990 (in Arab.)].

9. Стародуб Т. Х. Средневековая архитектура, связанная с суфизмом: ханака, завия, такия. Суфизм в контексте мусульманской культуры. М.: Наука, 1989. С. 268–279 [Starodub T. Kh. Medieval Sufi Architecture: Khanqah, Zawiya, Takiya. Sufism in the Context of Muslim Culture. M.: Nauka, 1989. Pp. 268–269 (in Russian)].

10. Ал-Худжвири ‘Али ибн ‘Усман. Раскрытие скрытого за завесой. Старейший персидский трактат по суфизму. М.: Единство, 2004 [Al-Hujwiri ‘Ali ibn ‘Uthman. Revelation of the Veiled. The Oldest Persian Treatise on Sufism. M.: Edinstvo, 2004 (in Russian)].

11. Шиммель А. Мир исламского мистицизма. М.: Садра, 2012 [Schimmel A. Mystical Dimensions of Islam. Moscow: Sadra, 2012 (in Russian)].

12. Al-Asfahani Abu Nu‘aym. The Beauty of the Righteous and Ranks of the Elite. Philadelphia: Pearl Publishing House, 2013.

13. Al-Qushayri Abu l-Qasim. Al-Qushayri's Epistle on Sufism: Al-Risala al-Qushayriyya fi 'Ilm al-Tasawwuf. Reading: Garnet Publishing, 2007.

14. Massignon L. Essai sur les origines du lexique technique de la mystique musulmane. Paris: Geuthner, 1922.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх