Мадждуд Санаи и «Глава об очищении» из его поэмы «Сад Истины…»

 
Код статьиS086919080022381-6-1
DOI10.31857/S086919080022381-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Москва, Москва, Россия
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 5
Страницы240-252
Аннотация

В тексте данной статьи приводятся основные био-библиографические данные о родоначальнике персидского суфийского эпоса Абу ал-Маджде Мадждуде Ибн Адаме Санаи, а также подробно разбирается вопрос датировки его рождения и смерти. Значительное внимание уделено объяснению названия его главного труда – поэтического трактата «Сад Истины и Закон пути». Мы также приводим альтернативные названия, под которыми эта работа известна в традиции и даем краткое описание изданий, а также толкований, которые были использованы нами при переводе главы из поэмы. В приложении к статье приводится комментированный перевод главы, посвященной «очищению» (танзих) Бога от антропоморфных признаков, из поэмы «Сад Истины…». Соответственно, один из разделов статьи посвящен рассмотрению понятия «очищение» в историко-религиозном контексте. Творчество Санаи представляет собой ранний этап развития персоязычной суфийской мысли (хотя суфизм ко времени жизни средневекового поэта был уже оформившимся учением), что наглядно демонстрирует сравнение его взглядов со взглядами предшественников (Али Ибн Усмана ал-Худжвири) и более поздних авторов (Ибн ал-Араби и Махмуд Шабистари). Если Ибн ал-Араби и Шабистари призывают комбинировать «очищение» и «уподобление» при обсуждении вопроса о соотношении Бога и мира, то Санаи, как и более ранние авторы, считает уподобление ложным методом обсуждения божественного единства и, соответственно, апеллирует исключительно к очищению. Также и в других вопросах, связанных с интерпретацией единобожия, творчество Санаи показывает, насколько серьезный шаг вперед сделал впоследствии Ибн ал-Араби. Так, интерпретируя теофанию в контексте проблематики очищения, Санаи опирается на наследие ал-Худжвири, считавшего, что божественное проявление (таджалли) происходит лишь на поверхности человеческого сердца, у Ибн ал-Араби уже каждая вещь оказывается проявлением божественных имен и атрибутов. Эта трактовка сохранилась и в творчестве более поздних представителей традиции.

Ключевые словасуфизм, Санаи, Сад Истины, очищение, танзих, уподобление, ташбих
Источник финансированияИсследование выполнено при поддержке гранта РФФИ 21-011-44130 «Религиозно-мистические традиции суфиев, алавитов и исмаилитов (на примере работ Абу ал-Маджда Санаи, Макзуна ас-Синджари и Насира Хусрава)»
Получено02.10.2022
Дата публикации30.10.2022
Кол-во символов33294
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Биография Мадждуда Санаи

2 Полное имя поэта – Абу ал-Маджд Мадждуд ибн Адам, хотя при рождении будущему суфию дали имя Хасан. Мадждуд – его прозвище, которое со временем заместило основное имя [Ateş, 1388, с.17]. Санаи (досл. «сияющий») – тоже прозвище, которое, по легенде, поэт принял, вступив на путь мистицизма благодаря случайной встрече с дервишем. Эту легенду приводит Шафии Кадкани в классической работе «Плети пути», посвященной касыдам Санаи [Kadkani, 1372, pp. 15–16]. Правдоподобность истории вызывает сомнения в связи с тем, что в этом эпизоде приводится канонический сюжет об обращении в суфизм через встречу со странствующим дервишем. Известна аналогичная легенда об обращении Аттара, преемника Санаи в традиции, а также история об обращении Руми – последователя их обоих. И если история Руми как-то подтверждается его современниками, то истории Санаи и Аттара могут быть литературным вымыслом.
3 Кроме легенд, мы практически не располагаем данными о жизненном пути поэта. До сих пор исследователи лишь строят предположения о датах рождения и смерти Санаи. Обычно ученые отталкиваются от дат начала и окончания его работы над первой редакцией поэмы «Сад истины…». Ахмад Атеш приводит дату начала работы Санаи над текстом – 1129 г. Учитывая то, что автор начал работу над поэмой в возрасте шестидесяти лет, годом его рождения (учитывая несовпадение григорианского календаря и календаря лунной хиджры) может быть 1071/72 год [Ateş, 1388, p. 18]. Кроме того, приводятся и другие варианты датировки его рождения: 1045/46 [de Bruijn, Sanaʾi], 1074/75 [Kadkani, 1372, p. 14]. Де Брюйн и Ахмад Атеш, ссылаясь на наиболее ранние рукописи, где указана дата окончания работы над поэмой (Санаи скончался вскоре после того, как отправил ее заказчику), а также приводя в качестве дополнительного подтверждения датировку из поэмы Джами «Дуновения дружеской близости…» (Нафахат ал-унс), указывают 1131 г. как наиболее вероятный год смерти поэта. Если принять эту датировку и теорию о том, что Санаи родился в 1069 году, он должен был составить свой magnum opus всего за два года. Учитывая то, что после смерти Санаи его «Сад истины…» не раз редактировался, ни одну из приведённых дат нельзя считать абсолютно достоверной.
4 О детстве и юности Санаи также известно немного. Он родился в семье образованного человека (му‘аллим) и сам получил хорошее образование [Ateş, 1388, p. 18], которое позволило ему довольно быстро стать профессиональным поэтом. Тем не менее, на раннем этапе творчества он довольствовался вниманием второстепенных фигур в государстве султана Ибрахима Газневида (1059—1099). В наследии Санаи мы не обнаруживаем сочинений, посвященных самому султану [de Bruijn, Sanaʾi], за исключением, возможно, одной касыды в честь визита султана в Индию [Ateş, 1388, p. 18], что свидетельствует о том, что в то время Санаи не пользовался большим признанием. Но уже тогда он посвящал сочинения видным представителям ханафитской правовой школы, в частности, верховному судье Газны – Ибн Абд ас-Самаду.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 338

Оценка читателей: голосов 0

1. Абу ал-Хасан ал-Ашари. О чем говорили люди ислама, и в чем разошлись творившие молитву. пер. А.В. Смирнова. История арабо-мусульманской философии: Учебник и Антология. Ред. А.В. Смирнов. М.: 2020 (in Russian).

2. Аль-Худжвири, Али ибн Усман. Раскрытие скрытого за завесой. Старейший персидский трактат по суфизму. М.: 2004 (in Russian).

3. Ибн Араби. Избранное. Т. 2. Перевод с арабского, вводная статья и комментарии А.В. Смирнова. М.: Языки славянской культуры: ООО «Садра», 2014 (in Russian).

4. Лукашев А.А. Интерпретация идеи единобожия в главе «О единстве Всевышнего Творца» из поэмы Мадждуда Санаи «Сад Истины…». Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 98. (in Russian).

5. Насыров И.Р. Очищение – уподобление» (танзих – ташбих) как парадигма организации культурного пространства исламского мира (на примере Корана и сунны). «Рассыпанное» и «собранное»: стратегия организации смыслового пространства в арабо-мусульманской культуре. – М.: ООО «Садра»: Языки славянской культуры, 2015 (in Russian).

6. Рейснер М.Л., Ардашникова А.Н. Персидская литература домонгольского времени (IX – начало XIII в.). Период формирования канона: ранняя классика. М.: 2019 (in Russian).

7. Шабистари, Махмуд. Цветник тайны (персидский текст поэмы, перевод, комментарий). А.А. Лукашев; отв. ред. Н.Ю. Чалисова. М.: 2021 (in Russian).

8. Ширвани, Али. Уподобление (ташбих) и несравненность (танзих) согласно Ибн Араби. «Рассыпанное» и «собранное»: стратегии организации смыслового пространства в арабо-мусульманской культуре. Отв. ред. А.В. Смирнов. М.: 2015 (in Russian).

9. Ateş A. Abu al-Majd Majdud Ibn Adam Sanai Ghaznawi (hayat, athar shahsiyyat wa ta’sir). Tarjuma-i ‘Alireza Muqaddam. Sana-i Sanai (majmu‘a-i maqalat-i himayish-i bayn al-millaliy-i Hakim Sanai). Tehran: 1388 (in Persian).

10. Bihar al-anwar. Vol. 5. Beirut-Lebanon, 1404 (in Arabic).

11. Bruijn, J. T. P. de. Of piety and poetry: the interaction of religion and literature in the life and works of Hakīm Sanāʼī of Ghazna. Leiden : Brill, 1983.

12. Bruijn, J. T. P. de. Sanaʾi. Encyclopædia Iranica. https://www.iranicaonline.org/articles/sanai-poet (accessed: 14.05.2021).

13. Ibn Arabi. Al-Futuhat al-Makkiyyah. Vol.4. Beirut, 1990 (in Arabic).

14. Kadkani, Muhammad Reza Shafi‘i. Tazianahayy-i suluk. Tehran, 1372 (in Persian).

15. Sahih Muslim, book 54, hadith 7342. Qala Rasul Allah. http://qaalarasulallah.com/hadithView.php?ID=17225 (in Arabic) (accessed: 01.04.2022).

16. Sanai, Abu al-Majd Majdud Ibn Adam. Hadiqat al-haqiqa wa shari‘at al-tariqa. Ba kushish-i duktur ‘Ali Muhammad Sabiri. Ganjoor https://ganjoor.net/sanaee/hadighe (in Persian) (accessed: 01.04.2022).

17. Sanai, Abu al-Majd Majdud Ibn Adam. Hadiqat al-haqiqa wa shari‘at al-tariqa. Tashih wa tahshiya Mudarris Rezawi. Tehran, 1374 (in Persian).

18. Sharh-i Hadiqat al-haqiqat-i Sanai. Ba kushish-i duktur Maryam Husayni. Tehran, 1388 (in Persian).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх