Календарные праздники эпохи Среднего царства в росписях и надписях гробниц Бени Хасана

 
Код статьиS086919080020763-6-1
DOI10.31857/S086919080020763-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент
Аффилиация: Государственный академический университет гуманитарных наук
Адрес: Москва, Москва, Мароновский пер., 26
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 4
Страницы29-42
Аннотация

В статье рассматриваются основные виды<strong >древнеегипетских праздников в эпоху Среднего царства на примере анализа росписей гробниц Бени Хасана, принадлежавших Хнумхотепу II, Аменемхету II, Бакету III и Хети. Прослеживаются принципы описания праздничных ритуалов в надписях гробниц и показывается их значение для владельцев этих усыпальниц. Подробно разбираются надписи со списками праздников из гробницы Хнумхотепа II. Сопоставление «праздничных» надписей и росписей гробниц позволило автору выявить смысловую взаимосвязь между праздниками, упомянутыми в надписях, и сюжетами, запечатленными на стенах гробниц: путешествие в Абидос, охота в зарослях Дельты, сельскохозяйственные работы, танцы, игры.

 

Мотив плавания в Абидос являлся частью праздника Уаг и осирических праздников, отмечавшихся во время сезона разлива. Автор обращает внимание на смысловую взаимосвязь сцен плавания в Абидос с мотивами сельскохозяйственных работ египтян. Согласно текстам заупокойной литературы, такие работы проводились также перед началом проведения праздников и имели отношение к культу Осириса, обозначая его смерть и возрождение. На основании сравнительного изучения надписей и сцен из гробницы Хнумхотепа II с Текстами пирамид и Текстами саркофагов демонстрируется связь мотива путешествия в Абидос с идеей восхода и захода на небе созвездия Ориона, с которым ассоциировался Осирис. «Смерть» Ориона при этом воспринималась как смерть Осириса. В то же время появление Ориона на ночном небе рассматривалось в тесной связи с идеей «умирания» Солнца, сходившего в Дуат – место, означавшее, по-видимому, область невидимости небесного тела. Во время праздника Уаг усопший отождествлялся одновременно с Осирисом и звездой, находящейся в созвездии Ориона. Мотив возвращения процессии из Абидоса отображал магический переход души усопшего в состояние Ах и его восхождение на ночное небо в виде звезды.

 

Ключевые словаДревний Египет; праздники; Бени Хасан; Абидос; Осирис; Орион; Хатхор.
Источник финансированияИсследование выполнено в СПбГУ при поддержке гранта РНФ в рамках проекта проведения научных исследований «Календарные праздники древнего Востока: календарный ритуал и роль темпоральных представлений в формировании традиционного сознания народов древнего мира», проект №19-18-00085.
Получено21.06.2022
Дата публикации06.09.2022
Кол-во символов31793
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В период XI–XII династий в районе Бени Хасана появляется комплекс скальных гробниц номархов, украшенных сценами повседневной жизни покойного и религиозных обрядов, в числе которых было путешествие в Абидос – культовый центр Осириса. В отличие от гробниц эпохи Древнего царства, усыпальницы Бени Хасана имели небольшое число наземных помещений, как правило, два – просторный колонный зал и ниша со статуей усопшего. Египетские гробницы служили не только местом упокоения человека, но и часовней для проведения обрядов во время определенных праздников, упомянутых в надписях на саркофагах и стенах гробниц. Праздничные ритуалы, в которых участвовал человек при жизни, находили свое отображение и на стенах его усыпальницы.
2 В настоящее время для посещения туристов доступны четыре усыпальницы в Бени Хасане, принадлежащие, соответственно, номархам Хнумхотепу II (№ 3) (XII дин.), Аменемхету II (№ 2) (XII дин.), Бакету III (№ 15) (XI дин.) и Хети (№ 17) (XII дин.). Наиболее подробная информация о праздниках сохранилась в гробнице Хнумхотепа II, правителя нома Орикс (BH 3; эпоха Аменемхета II и Сенусерта II). В этом месте праздники упоминаются в нескольких местах: в надписях на архитраве входного портала гробницы [Porter, Moss 1968, p. 144 (2–3); Newberry, Griffith 1893, pl. XXIV], на архитраве портала ниши со статуей [Porter, Moss 1968, p. 147 (13); Newberry, Griffith 1893, pl. XXXIII] и на северной стене главного зала гробницы [Lepsius 1849, Bl. 124d].
3 Помимо надписей следует отметить сцены ритуалов осирического и хатхорического культов, таких как путешествие в Абидос – культовый центр Осириса – и охота в зарослях папируса, проходившая под покровительством Хатхор, богини плодородия, любви, музыки, танцев, и Сехет, богини поля, покровительницы рыбной ловли и охоты. Указанные сцены представлены, соответственно, на западной и восточной стенах главного зала (рис. 1).
4 В надписи на архитраве входного портала гробницы строки с перечислениями праздников разделяются формулой подношения: «Выхождение голоса (= чтение жертвенных формул): хлеб, пиво, скот, птицы, благовония для Ка князя, сына Нехера, Хнумхотепа, рожденного Бакет» (рис. 2). Названия праздников четко делятся на две группы, расположенные по сторонам от жертвенной формулы:
Праздник Первого дня года, праздник Тота, Великий праздник, праздники Великого и Малого огня, 12 праздников Месяца, 12 праздников Полумесяца, праздник 4-го числа месяца, праздник 5-го числа месяца, 12 праздников 6-го дня месяца, (праздник) Посыпания песком, 5 эпагоменов. Праздник 30-го дня месяца, 12 праздников Новолуния, 29-й день месяца, 12 праздников-сад (в 17-й день месяца?), праздник Плавания, праздник Получения реки (разлив), праздник Выхода Сириуса, Прекрасный праздник на горе, праздник Уаг, праздники Большой и Малой ловли, праздники Большого и Малого годов.
5 В левой части архитрава приводится перечень праздников, связанных в основном с лунным циклом. Эти праздники имели непосредственное отношение к поминальному культу и отмечали различные этапы перехода души в загробный мир [Wallin 2002]. В правой части архитрава помимо лунных праздников упоминаются праздники Выхода Сириуса (prt %pdt) и Получения реки (Sspt itrw), связанные с наступлением разлива Нила. При этом в левой колонке прослеживается четкий временной интервал – от начала года до его завершения, включая 5 эпагоменов, т. е. пять дополнительных дней после двенадцати месяцев. Таким образом, в левой колонке ясно обозначен 365-дневный календарный цикл.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 374

Оценка читателей: голосов 0

1. Ассман Я. Египет: Теология и благочестие ранней цивилизации / Пер. с нем. Т.А. Баскаковой. М.: Присцельс, 1999.

2. Кеес Г. Заупокойные верования древних египтян. От истоков и до исхода Среднего Царства / Пер. с нем. И.В. Богданова. СПб.: Журнал «Нева», 2005.

3. Миронова А.В. Календари и праздники Древнего Египта. М.: Москва, 2022.

4. Altenmüller H. Abydosfahrt. Lexicon der Ägyptologie. 1975. Bd. I. Kol. 42–47.

5. Assmann J. Death and Salvation / transl. from the German by D. Lorton. Ithaca and London: Cornell Univ. pr., 2005.

6. Bleeker C.J. Egyptian Festivals: Enactments of Religious Renewal. Leiden: Brill, 1967.

7. Bleeker C.J. Hathor and Thoth: Two Key Figures of the Ancient Egyptian Religion. Leiden: Brill, 1973.

8. Breasted J.H. Ancient Records of Egypt: historical documents from the earliest times to the Persian conquest. Chicago: Univ. of Chicago pr., 1906. Vol. I.

9. Brovarski E. The Doors of Heaven. Orientalia. 1977. Vol. 46. Pp. 107–115.

10. El Maati M. The Goddess sxt in Ancient Egypt. Studies on the Arab World monuments. 2016. Vol. 18. P. 94–121.

11. El-Sabban S. Temple Festival Calendars of Ancient Egypt. Liverpool: Liverpool Univ. pr., 2000.

12. Erman A. Die Religion der Ägypter. Ihr Werden und Vergehen in vier Jahrtausenden. 2 Aufl. Berlin; New York: Walter de Gruyter, 2001.

13. Guglielmi W. Die Feldgöttin %xt. Die Welt des Orients. 1973–1974. Vol 7. Pp. 206–207.

14. Hays W.C. Royal Sarcophagi of the XVIII Dynasty. Princeton: Princeton Univ. pr., 1935.

15. Helck W. Urkunden des 18. Dynastie (Urkunden des ägyptischen Altertums IV, Hft. 17). Leipzig: Akademie-Verlag, 1955.

16. Lepsius R. Denkmäler aus Ägypten und Äthiopien. Berlin: Nicolaische Buchhandlung, 1849. Abth. II.

17. Luft U. The date of the WAgy feast: considerations on the Chronology of the Old Kingdom. Revolutions in time: Studies in Ancient Egyptian Calendrics. Ed. A. Spalinger. Texas: Van Siclen Books, 1994. Pp. 39–44.

18. Medinet Habu. Vol. III: The Calendar, the “Slaughterhouse” аnd Minor Records of Ramses III. Ed. J.H. Breasted (Oriental Institute Publications, 23). Chicago: Univ. of Chicago pr., 1934.

19. Medinet Habu. Vol. IV: Festival Scenes of Ramses III. Eds. J.A. Wilson, T.G. Allen (Oriental Institute Publications, 51). Chicago: Univ. of Chicago pr., 1940.

20. Newberry P.E., Griffith F. L. Beni Hasan. Vol. I (Archaeological Survey of Egypt, 1). London: Kegan Paul, Trench, Trübner & Co, 1893.

21. Porter B., Moss R. L. Topographical Bibliography of Ancient Egyptian Hieroglyphic Texts, Reliefs, and Paintings. Vol. 1: The Theban Necropolis. Part 2: Royal Tombs and Smaller Cemeteries. Oxford: Clarendon pr., 1964.

22. Porter B., Moss R. L. Topographical bibliography of Ancient Egyptian Hieroglyphic Texts, Reliefs, and Paintings. Vol. 4. Lower and Middle Egypt (Delta and Cairo to Asyût). 2nd ed. Oxford: Griffith Institute, 1968.

23. Posener-Kriéger P. Wag-Fest. Lexicon der Ägyptologie. 1986. Bd. VI. Kol. 1135–1139.

24. Schott S. Altägyptische Festdaten. Meinz; Wiesbaden: Verlag der Akademie der Wissenschaften und der Literatur, 1950.

25. Smith W.S. A History of Egyptian Sculpture and Painting in the Old Kingdom. 2nd ed. London: Oxford Univ. pr., Geoffrey Cumberlege, 1949.

26. Wallin P. Celestial cycles. Astronomical concepts of Regeneration in the Ancient Egyptian Coffin Texts (Uppsala Series in Egyptology, 1). Uppsala: Dept. of Archaeology and Ancient History, 2002.

27. Wente E.F. Hathor at the Jubilee. Studies in Honor of John A. Wilson. Ed. G. Kadish (Studies in Ancient Oriental Civilization, 35). Chicago: Univ. of Chicago pr., 1969. Pp. 86–87.

28. Woods A. zSS wAD scenes of the Old Kingdom revisited. Old Kingdom, New Perspectives: Egyptian Art and Archaeology, 2750-2150 BC. Eds. N. Strudwick, H. Strudwick. Oxford: Oxbow Books, 2011. Pp. 314–319.

Рис. 1. План гробницы Хнумхотепа II в Бени Хасане. XII дин. 1, 4, 5 – списки праздников; 2 – сцена плавания в Абидос, 3 – сцена плавания из Абидоса; 6, 7 – охота в зарослях папируса; 8 – вход в шахту (Рис._1.jpg, 29 Kb) [Скачать]

Рис. 2. Надписи на архитраве входа в гробницу Хнумхотепа II [Newberry, Griffith 1893, pl. 24] (Рис._2.jpg, 124 Kb) [Скачать]

Рис. 3. Росписи западной стены главного зала гробницы Хнумхотепа II в Бени Хасане [Newberry, Griffith 1893, pl. 29] (Рис._3.jpg, 1,362 Kb) [Скачать]

Рис. 4. Надписи на стенах портала ниши со статуей. Гробница Хнумхотепа II в Бени Хасан [Newberry, Griffith 1893, pl. 33] (Рис._4.jpg, 768 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх