Рецензия на книгу В.Д. Шадрикова “Совесть и ее воспитание”. М.: Университетская книга, 2017. 112 с.

 
Код статьиS020595920006421-9-1
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва В.Д. Шадриков “Совесть и ее воспитание”. М.: Университетская книга, 2017. 112 с.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор ФГБОУ ВО МПГУ, профессор ГОУ ВО МО ГГТУ
Аффилиация:
ФГБОУ ВО МПГУ
ГОУ ВО МО ГГТУ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Доцент ГОУ ВО МО ГГТУ
Аффилиация: ГОУ ВО МО ГГТУ
Адрес: Российская Федерация, Орехово-Зуево
Название журналаПсихологический журнал
Выпуск
Страницы142-144
Аннотация

  

Ключевые слова
Получено04.09.2019
Дата публикации04.09.2019
Кол-во символов11650
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Книга В.Д. Шадрикова посвящена анализу одной из фундаментальных категорий, раскрывающих сущность человека, — совести. Актуальность изучения категории “совесть” обусловлена необходимостью перехода психологии к описанию истинно человеческих качеств, которые определяют нашу жизнь.
2 Совесть понимается автором как духовное состояние субъекта, формирующееся на основе оценки им своего поведения с позиции принятых нравственных ценностей, несоблюдение которых будет означать в онтологическом плане потерю самого себя. Показаны становление понятия “совесть” в античной философии и в христианстве, его разработка в отечественной и зарубежной психологии. Предлагается формальная модель совести, и выделяются абсолютные нравственные ценности, которые в своем единстве составляют интраиндивидуальную структуру совести. В вопросах воспитания совести автор предлагает опираться на многовековую практику формирования нравственных качеств человека, которая сложилась в лоне христианской религии на основе веры, любви к Богу и страха Божия.
3

В.Д. Шадриков подчеркивает отсутствие категории “совесть” в учебниках по психологии, справедливо отмечая, что именно формирование совести является центральным моментом воспитания. Тем самым В.Д. Шадриков указывает на фундаментальную, по его мнению, проблему современного образовательного процесса — необходимость усиления его воспитательных начал. В законе “Об образовании в Российской Федерации” образование рассматривается как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения. Но, как отмечает В.Д. Шадриков, на практике это единство отсутствует. В центре образования — процесс обучения, а воспитание, подвергаясь активной технологизации, находится где-то на периферии педагогической активности и ограничивается внеурочными занятиями. В соответствии с положениями “Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года” предлагается выстраивать “индивидуальную траекторию развития личности ребенка” через использование “информационных и коммуникативных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для обеспечения взаимодействия всех субъектов образовательного процесса” (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: >>>>  (дата обращения: 05.12.2018)). При таком подходе, как считает В.Д. Шадриков, нет места воспитателю, а следовательно, и педагогическому взаимодействию.

4 В.Д. Шадриков поставил задачу изучить природу совестного акта и рассматривает проявление нравственного сознания в реальном поведении людей, отмечая вслед за В.С. Соловьевым, что знание нравственных норм и правил еще не является залогом соответствующего поведения. Поэтому обладать совестью, заключает автор, — значит больше, чем знать законы нравственности. Для проявления совести, по мнению В.В. Розанова и В.Д. Шадрикова, необходимо углубление в свой внутренний мир, необходима созерцательность.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 2, всего просмотров: 881

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх