[Review of:] Endoltseva E.Y. Architectural Decoration in Abkhazia in the Period of the Abkhazian Kingdom (8–11 Centuries). Moscow: IOS RAS, 2020. 432 p. ISBN: 978-5-89282-978-6

 
PIIS086919080020418-6-1
DOI10.31857/S086919080020418-6
Publication type Review
Status Published
Authors
Occupation: PhD (Arts), UNESCO Chair of History and arts
Affiliation: Chair of History and Theory of Armenian Art, Faculty of History, Yerevan State University, Yerevan, Armenia.
Address: ,
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
EditionIssue 3
Pages269-272
Abstract

 

 

 

Abstract (other)

 

 

 

KeywordsAbkhazian kingdom
Keywords list (other)
Received01.06.2022
Publication date22.06.2022
Number of characters12480
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Вышедшая в свет книга искусствоведа Екатерины Юрьевны Ендольцевой посвящена одной из интересных и чрезвычайно важных тем средневекового искусства Южного Кавказа, а именно скульптурной декорации церквей и памятников малой архитектуры Абхазского царства в период с VIII по XI вв. Это малоизвестная группа памятников, еще не полностью вошедшая в широкий круг научных исследований по Кавказу. Следует признать, что в контексте изучения средневековой скульптуры региона Южного Кавказа и, в частности, причерноморской зоны, не хватало комплексного изучения памятников каменной пластики именно с искусствоведческой точки зрения. Кроме объективно существующих препятствий по изучению средневекового культурного наследия Абхазии (об этом ниже), научные разыскания архитектурной пластики были связаны с определенными сложностями, так как скульптурные фрагменты происходят из разных коллекций, часто в отрыве от исторических памятников и контекста. Поэтому абхазский материал если и изучался, то несистематично и неравномерно и, как правило, – исключительно археологами и историками. С этой точки зрения новое исследование Екатерины Ендольцевой не просто является существенным дополнением к наработкам, имеющимся по этой теме, но представляет собой работу с новым методологическим подходом, что оказалось очень созвучно с набирающими обороты искусствоведческими исследованиям по скульптуре Южного Кавказа. Необходимо подчеркнуть, что памятники и отдельные скульптурные фрагменты рассматриваются в данной монографии в широком южнокавказском и восточнохристианском культурном контексте с правильной перестановкой акцентов на детали, что методологически более выигрышно на фоне прежних исследований.
2 Для периода раннего средневековья и почти до самого Х в. основным видом изобразительного искусства на Кавказе являлась скульптура (другие виды искусства не сохранились). Это относится как к Армении и отчасти Кавказской Албании, так и к Грузии и Абхазии. Поэтому совершенно очевидно, что изучение в целом средневековой пластики Южного Кавказа находится в центре внимания искусствоведов, но также историков и археологов, и любая новая работа в этом направлении горячо приветствуется.
3 Исследование Екатерины Ендольцевой имеет принципиально важное значение ещё в одном аспекте. В прошлом веке изучение истории и культуры средневековой Абхазии в ее исторических границах было в тени научных изысканий по ряду причин. Одна из них – территориальная раздробленность, поскольку историческая территория Абхазского царства являлась в прошлом веке частью как Грузинской ССР, так и Краснодарского края РСФСР. К этому добавился и устоявшийся в то время подход рассмотрению истории культуры каждой советской республики в пределах ее фактических границ, что во многом оказалось ущербным не только для памятников Абхазии, но и для памятников отдельных культур Кавказа. Памятники Абхазии, в частности, было принято рассматривать исключительно в контексте грузинского искусства1[Dadiani et al., 2017; Iamanidze, 2010], что предопределило неточности, путаницу и появление устоявшихся штампов в научной литературе. И несмотря на то что автор нового издания по скульптуре Абхазии не останавливается отдельно на вышеперечисленных «ошибках» прошлого, ряд точных замечаний, формулировок и уточнений в контексте ряда памятников наглядно демонстрируют его научную позицию и методологический подход. Кроме того, автор отталкивается от широкого видения региональной, южнокавказской культурной среды, где многие процессы развития средневековой архитектуры и изобразительного искусства протекали в едином русле, как выражения общего явления восточнохристианской культуры. В то же время каждая из локальных культур в этой среде обладала особыми художественными чертами, обусловленными как историческим ходом развития, так и наличием локальных дохристианских традиций. Это утверждение в полной мере относится искусству и культуре Абхазского царства. 1. Такой подход по инерции продолжается и сегодня, поскольку в ряде работ памятники периода Абхазского царства приводятся без уточнений и преподносятся как произведения грузинского искусства, например, плиты алтарной преграды из Цебельды.

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 311

Readers community rating: votes 0

1. Vinogradov A.Yu., Beletsky D.V. Church Architecture of Abkhazia in the Period of Abkhazian Kingdom. End of the 8th–10th Centuries. Moscow: Indrik, 2015 (in Russian).

2. Dbar D. History of Christianity in Abkhazia in the 1st Millenium. PhD (Theology) Thesis. Sergiev Posad, 2001 (in Russian).

3. Dadiani T., Khundadze T., Kvachatadze E. Medieval Georgian Sculpture. Tbilisi: Cezanne printing house, 2017.

4. Iamanidze N. Icons of Ritual: The Earliest Georgian Templa Programs. Millennium. 2010. Vol. 7(1). Pp. 343–366.

Система Orphus

Loading...
Up