On the "ethno-classe dominante" in the First Persian Period Egypt

 
PIIS086919080018634-4-1
DOI10.31857/S086919080018634-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: 119991, Russian Federation, Moscow, Lomonosovskiy ave., 27, building 4
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
EditionIssue 4
Pages43-54
Abstract

The following article analyzes P. Briant’s concept of the “dominant ethno-class” in Egypt during the First Persian Domination (526 – 404 BC.). According to P. Briant, the main administrative positions were held by Persian officials, who constituted a closed and culturally isolated from the Egyptians group, while the Egyptian officials were only allowed into religious and financial spheres of administration. Though some ideas of P. Briant were developed by subsequent scholars, the basis of his concept was criticized, especially the thesis of cultural isolation of Persians in Egypt. The article presents a critical evaluation of the concept forwarded by P. Briant as applied to Acaemenid Egypt. Major difficulties with applying P. Briant’s to the Egyptian evidence are due to the insufficiency of historical sources and data on some aspects of social-administrative life in Egypt during the First Persian Domination. The author draws attention to the fact that some cases of Persian acculturation during this period in fact do not reflect the situation in the first decades of the Achaemenid rule in Egypt. Moreover, the definition of the “dominant ethno-class” does not allow including all Persians present in Egypt at the time into this specific strata. While analyzing the issue of the participation of Egyptian elite in Persian administration of Egypt, author points out that the conclusions of P. Briant and D. Agut-Labordère were made on the basis of data acquired from Demotic and Aramaic sources. However, the information from the hieroglyphic inscriptions of this period provides us with data that allows to speak about the inclusion of some of the Egyptian officials into the Persian «dominant ethno-class».

KeywordsDominant Ethno-Class, Egypt, Egyptology, First Persian Domination, Egyptian Elite, Achaemenid Empire.
Received15.02.2022
Publication date06.09.2022
Number of characters29502
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 При обращении к научной литературе по Египту эпохи Первого персидского владычества (5261 – 404 гг. до н.э.) можно заметить, что основное внимание исследователей-египтологов было посвящено в первую очередь изучению частных проблем данного периода. Так, учеными подробно рассматривались темы политической истории [Kienitz, 1953; Ruzicka, 2012], восприятия персидских царей в качестве правителей Египта самими египтянами [Rössler-Köhler, 1991; Wasmuth, 2017b], функционирования и изменений в египетской администрации при персах [Menu, 1995; Sternberg el-Hotabi, 2000; Vittmann, 2009; Agut-Labordère, 2017; Schütze, 2019], взаимодействие египтян с иноземцами [Salmon, 1985; Devauchelle, 1995; Johnson, 1999; Vittmann, 2003; Sternberg el-Hotabi, 2016] и др. При этом, обобщающие труды по эпохе Первого персидского владычества в основном описательны, и ситуация в Египте данного периода (в частности, при описании устройства и функционирования административного аппарата) рассматривается без общего теоретического осмысления [Bresciani, 1958; Lloyd, 1983; Bresciani, 1985; Perdu, 2010]. Одна из немногих попыток проанализировать социальные отношения и административное устройство в Египте при персах на основе единой методологической концепции была предпринята французским ученым-специалистом по державе Ахеменидов П. Брианом. В статье 1988 г. [Briant, 1988] исследователь рассматривал ситуацию в Египте с точки зрения разработанной им концепции «господствующего этно-класса». 1. О датировке египетского похода Камбиза II 526 г. до н.э. см.: [Quack, 2011].
2 Основной задачей данной концепции было объяснение структурных и организационных особенностей державы Ахеменидов и возникавших при подобном устройстве государства взаимоотношений между завоевателями и завоеванными. Под термином «господствующий этно-класс» французский ученый понимал особую социальную категорию, принадлежность к которой определялась по этническому принципу, и представители которой занимали высшие государственные и военные должности в державе Ахеменидов и в ее регионах. Основу «господствующего этно-класса» составляли представители персидской аристократии, связанные с царем, во-первых, личными отношениями (путем обмена даров и услуг), во-вторых, общим ценностями и воспитанием в монархическом ключе. Кроме того, персидский «этно-класс» обладал и другими общими отличительными признаками: 1) представители персидского «этно-класса» занимали высшие административные и военные должности на покоренных территориях, в то время как представители местной элиты лишь ограниченно допускались к управлению; 2) «господствующий этно-класс» был культурно обособлен от местного населения (в частности, путем сохранения собственной религии) и не стремился к культурному взаимодействию с местным населением [Briant, 1988, p.137].
3 Концепция имела универсальный характер: существование «господствующего этно-класса» и связанные с ним способы организации управления покоренными территориями и взаимодействия с местным населением были одной из особенностей общего устройства персидского государства, которую можно обнаружить во всех регионах данной мировой державы древности. При этом П. Бриан отмечал, что хотя концепция «господствующего этно-класса» и была общим инструментом (рабочей концепцией) для анализа положения в различных областях державы Ахеменидов, выводы, сделанные в ходе исследования одного из регионов, нельзя просто механически применить по отношению к ситуации на других территориях персидской державы [Briant, 1988, p. 138].

Number of purchasers: 1, views: 389

Readers community rating: votes 0

1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES

2. Balahvantsev A.S. Did the Etnoclass exist in the Seleucid Power. Vostok. 2015. Issue 5. Pp. 12-19 (In Russian).

3. Berlev O.D., Hodjash S.I. Sculpture of Ancient Egypt in the collection of the Pushkin State Museum of Fine Arts. Moscow, 2004. (In Russian)].

4. Korostovtsev M.A. The Scribes of Ancient Egypt. St.-Petersbourg, 2001. (In Russian).

5. Ladynin I.A. Official Status and Personal Powers. Journal of Historical, Philological and Cultural Studies. 2012. Vol. 4. Pp. 89-100 (In Russian).

6. Mehl A.The Reflections Concerning «The Ruling Society» and the Subjects in the Seleucid Kingdom: Relations and Expectations. Antiquitas Aeterna. 2005. Vol. 1. Pp. 73-85 (In Russian).

7. Agut-Labordère D. The Saite Period: The Emergence of Mediterranean Power. Ancient Egyptian Administration. Ed. by J.C. Moreno García. Leiden, Boston: 2013. Pp. 965-1028.

8. Agut-Labordère D. Administrating Egypt under the First Persian Period: The Empire as visible in the Demotic sources. Administration of the Achaemenid Empire: Tracing the Imperial Signature. Ed. by. B. Jacobs, W. Henkelman and M.W. Stolper. Wiesbaden:, 2017 (Classica et Orientalia; 17). Pp. 676-697.

9. Bareś L. The Shaft Tomb of Udjahorresnet at Abusir. Abusir 4. Prague, 1999.

10. Berman L. M., Bohač K. J. Catalogue of Egyptian Art: The Cleveland Museum of Art. Cleveland; New York, 1999.

11. Bothmer B. Egyptian Sculpture of the Late Period. 700 B.C. to A.D. 100. The Brooklyn Museum, 1960.

12. Bresciani E. La Satrapia d’Egitto. Studi Classici e Orientali. 1958. Vol. 7. Pp. 132-188.

13. Bresciani E. The Persian Occupation of Egypt. CHIr. Vol. 2: The Median and Achaemenid Periods. Ed. By I. Gershevitch. Cambridge:, 1985. Pp. 502-528.

14. Bresciani E. Una statua in «abito persiano» al Museo del Cairo. Studi Classici e Orientali. 1960. Vol. 9. Pp. 109-118.

15. Briant P. Ethno-classe dominante et populations soumises dans l’empire achaemenide: Le cas d’Égypte. Achaemenid History III: Method and Theory. Leiden: Nederlands Instituut voor het Nabije Oosten, 1988. Pp. 137-173.

16. Briant P. From Cyrus to Alexander: A History of the Persian Empire. Transl. by P.T. Daniels. Indiana, 2002.

17. Briant P. Kings, Countries, Peoples: Selected Studies on the Achaemenid Empire. Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2017.

18. Chauveau M. La chronique familiale d’un prêtre égyptien contemporain de Darius Ier. BiOr. 2004. Vol. 61. Pp. 19-41.

19. Colburn P. H. Udjahorresnet the Persian: Being an Essay on the Archaeology of Identity. Journal of Ancient Egyptian Interconnections. 2020. Vol. 26. Pp. 59 – 74.

20. Colburn P.H. The Archaeology of Achaemenid Rule in Egypt. University of Michigan, 2020.

21. Cooney J. The Portrait of an Egyptian Collaborator. Brooklyn Museum Bulletin. 1954. Vol. 2. Pp. 1-16.

22. Devauchelle D. Le sentiment anti-perse chez les anciens Égyptiens. Transeuphratène.1995. Vol. 9. Pp. 67-80.

23. Gardiner A.H. The House of Life. JEA. 1938. Vol. 24. Pp. 157—179.

24. Janseln-Winkeln K. Drei Denkmäler mit archaisierender Orthographie // Orientalia. 1998. Vol. 67. S. 155-172.

25. Johnson J. H. 1999. Ethnic considerations in Persian Period Egypt. Gold of Praise: Studies on Ancient Egypt in Honor of Edward F. Wente. Eds. J.A. Larson, E. Teeter. Chicago: Oriental Institute of the University of Chicago, 1999. Pp. 211-222.

26. Josephson J.A. Egyptian Sculpture of the Late Period Revisited. Journal of the American Research Center in Egypt. 1997. Vol. 34. Pp. 1-20.

27. Kienitz F.K. Die politische Geschichte Ägyptens vom 7. Bis zum 4. Jagrhundert vor der Zeitwende. Berlin, 1953.

28. Lloyd A.B. The Late Period, 664—323 B.C. Ancient Egypt. A Social History. Ed(s) Trigger B.G., Kemp B.J., Lloyd A.B. Cambridge: Cambridge University Press, 1983. Pp. 279—348.

29. Mathieson I., Bettles E., Davies S., Smith H.S. A Stela of the Persian Period from Saqqara. Journal of Egyptian Arachaeology. 1995. Vol. 81. Pp. 23-41.

30. Menu B. Les carrières des Égyptiens à l'étranger sous les dominations perses: les critères de justification. Transeuphratène.1995. Vol. 9. Pp. 81-90.

31. Olabarria L. Kinship and Family in Ancient Egypt: Archaeology and Anthropology in Dialogue. Cambridge: Cambridge University Press, 2020.

32. Perdu O. Saites and Persians (664-332). A companion to ancient Egypt. Ed. A.B. Lloyd. Chichester; Malden, MA: Wiley-Blackwell, 2010. Vol. 1. Pp. 140-158.

33. Posener G. La première perse domination en Égypte: Recueil d’inscriptions hiéroglyphiques. Le Caire, 1936.

34. Quack J.F. Zum Datum der persischen Eroberung Ägyptens unter Kambyses. Journal of Egyptian History. 2011. Vol. 4. S. 228-246.

35. Rössler-Köhler U. Individuelle Haltungen zum ägyptischen Königtum der Spätzeit: private Quellen und ihre Königswertung im Spannungsfeld zwischen Erwartung und Erfahrung. (Göttinger Orientforschungen, 4. Reihe: Ägypten, 21). Wiesbaden: Harrassowitz, 1991.

36. Ruzicka S. Trouble in the west: Egypt and the Persian empire, 525-332 BCE. Oxford; New York: Oxford University Press, 2012.

37. Said E. Orientalism. New York, 1978.

38. Salmon P. 1985. Les Relations entre la Perse et l'Egypte du VIe au IVe siècle av J.-C. The Land of Israel: Cross-roads of Civilizations. In Memory of Prof. Y. Yadin and Prof. Ch. Perelman. Ed. E. Lipinski. Leuven: Peeters, 1985. Pp. 147-168.

39. Schütze A.. All the king's men: networks of high officials in the late Saite Period. Egyptian Royal Ideology And Kingship Under Periods Of Foreign Rulers: Case Studies From The First Millennium BC. Ed. J. Budka. Wiesbaden: Harrassowitz, 2019. Pp. 137-148.

40. Sternberg-el Hotabi H. Politische und sozio-ökonomische Strukturen im perserzeitlichen Ägypten: neue Perspektiven. Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde. 2000. Vol. 127, S. 153-167.

41. Sternberg-el Hotabi H. Ägypter und Perser: eine Begegnung zwischen Anpassung und Widerstand. (Archäologie, Inschriften und Denkmäler Altägyptens 4). Rahden, Westf.: Marie Leidorf, 2016.

42. Vittmann G. Rupture and Continuity: On Priests and Officials in Egypt during the Persian Period. Organisation des pouvoirs et contacts culturels dans les pays de l’empire achéménide. Ed. by P. Briant and M. Chauveau. P., 2009. Pp. 89-121.

43. Vittmann G. Ägypten und die Fremden im ersten vorchristlichen Jahrtausend. (Kulturgeschichte der Antiken Welt 97). Mainz am Rhein: Philipp von Zabern, 2003.

44. Wasmuth M. Die Stele des Djedherbes als kulturelles Zeugnis ihrer Zeit. Archäologischer Anzeiger. 2017. B. 1. S. 85-123.

45. Wasmuth M. Ägypto-persische Herrscher- und Herrschaftspräsentation in der Achämenidenzeit. Mit einem Beitrag von Wouter Henkelman. (Oriens et occidens: Studien zu antiken Kulturkontakten und ihrem Nachleben, 27). Stuttgart: Franz Steiner, 2017.

46. Wijnsma U. «And in the fourth year Egypt rebelled ..». The Chronology of and Sources for Egypt's Second Revolt (ca. 487-484 BC). Journal of Ancient History. 2019. Vol. 7. №1. Pp. 32–61.

47. Yoyotte J. Le nom égyptien du "ministre de I'économie" de Saïs à Méroé. Comptes rendus des séances de l'Académie des Inscriptions et Belles-Lettres. 1989. №1. Pp. 73-90.

Система Orphus

Loading...
Up