Обзор арабо-персидских источников домонгольского периода по истории государства кара-китаев: особенности структуры и содержания

 
Код статьиS086919080017700-7-1
DOI10.31857/S086919080017700-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Института востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 6
Страницы250-261
Аннотация

<em >Данное исследование посвящено анализу арабо-персидских источников домонгольского периода, содержащих информацию по истории государства кара-китаев (кара-киданей). Эта держава, образованная в 1125 году в пределах Восточного Туркестана, не только достаточно быстро становится региональным лидером, окончательно подорвав могущество караханидских правителей, но и вмешивается в политические процессы, происходившие внутри соседних регионов. В частности, попытка кара-китаев утвердить свою власть в землях Мавераннахра приводит к их столкновению с сельджукским правителем, султаном Санджаром, чей разгром в битве на Катаванской равнине в 1141 г. привел, в конечно итоге, к разрушению его державы после 1153 г., росту могущества региональных лидеров, а также – усилению самого кара-китайского государства. Вплоть до начала XIIIв. это политическое образование будет важнейшим соперником Хорезма и Гуридского султана в борьбе за доминирование не только в Мавераннахре, но и в землях Хорасана. Лишь сокрушительные удары хорезмийцев и монголов, на фоне захвата власти в государстве кара-китаев найманами под предводительством Кушлу-хана (Кучлука), положат конец истории кара-китайской державы. Среди арабо-персидских источников при описании этого государства и его правителей исследователи, преимущественно, опираются на памятники монгольской эпохи, однако в этой статье мы хотели бы обратить внимание на то, каким информационным потенциалом по данной проблематике обладают более ранние сочинения. Нами будет представлен обзор арабо-персидских источников домонгольского периода, содержащих сведения по истории государства кара-китаев, выделены особенности их структуры и содержания. Мы постараемся выделить возможную историографическую преемственность в отношении описания истории кара-китаев, а также подчеркнуть какие аспекты этой истории нашли свое отражение в трудах домонгольских авторов, а какие остались вне поля зрения этих средневековых историков. Надеемся, что эта работа будет интересна как специалистам по истории Центральной Азии, так и самому широкому кругу читателей.

Аннотация (др.)


Ключевые словаКара-китаи, гур-хан, Санджар, Хорезм, арабо-персидские источники, Сельджукиды, локальные династии, средневековая историография.
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-19-50077.
Получено29.11.2021
Дата публикации24.12.2021
Кол-во символов27890
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Государства кара-китаев (кара-киданей) или Западное Ляо образовалось в результате гибели под натиском чжурчженей империи Ляо, существовавшей в северо-восточном Китае с 907 до начала XII в. Один из представителей правящей элиты киданей, Елюй Даши сумел спастись и создать собственное государство с центром в городе Баласагун [Бартольд, 1943, с. 33]. Эта новая держава подчинила себе огромные территории в Восточном Туркестане, а также активно вмешивалась в дела Хорасана и Мавераннахра, чьи правители вынуждены были платить дань владыке кара-китаев (гур-хану), зависимость от которого признают отдельные кочевые тюркские племена восточного Дешт-и Кыпчака [Ибн ал-Асир, 2006, с. 267-268]. В начале XIII в. власть в государстве кара-китаев захватили найманы во главе с Кушлу-ханом (Кучлуком): непродуманная внешняя и внутренняя политика, которую проводимая им, привела к разгрому этого государства монголами в 1218 г.
2 История державы кара-китаев обладает сравнительно богатой историографией [Агаджанов, 1969; Бартольд, 1963; Biran, 2001, p. 44-91; The Cambridge History of Inner Asia, 2009; The Cambridge History of Iran, 1968; History of Chinese society, 1949; Howorth, 1876, p. 262-290; Klaproth, 1828, p. 294-305; Sinor, 1998, p. 227-242]. Однако, даже в классических работах М. Биран [Biran, 2005] и Г.Г. Пикова [Пиков, 1989], авторское внимание в обзоре источников приковано, преимущественно, к арабо-персидским памятникам XIII в. и более поздним сочинениям. При этом специальных исследований, где бы рассматривался корпус арабо-персидских памятников домонгольского периода, содержащих информацию по истории кара-китаев, не существует. Эта статья должна структурировать все подобные тексты, и предоставить ответ на вопрос – насколько подробно историки XII в. описывали историю этой державы, на что больше всего обращали внимание и какие оценочные характеристики кара-китаев и их правителей они предлагали. Это позволит исследователям понять, насколько полно история кара-китаев излагается в домонгольских источниках по сравнению с более поздними памятниками, а также проследить связь между сведениями из двух этих групп текстов.
3 Среди памятников «сельджукской историографии» [A history of Persian literature, 2012; Cahen, 1962, p. 59-78; Cahen, 1977, p. 37-63; Peacock, 2014(1), p. 2-19; Peacock, 2014(2), p. 78-91] выделим «Нусрат ал-фатра ва ‘усрат ал-фитра» ‘Имад ад-Дина Исфахани (1125-1201) [Агаджанов, 1969, c. 19; Peacock, 2014(2), p. 78], включающий в себя сведения из более раннего «Футур заман ас-судур ва судур заман ал-футур» Ануширвана ибн Халида Кашани [ал-Хусайни, 1980, c. 10-11; Histoire des seldjoucides, 1889, p. XVII-XXVI; Peacock, 2014(1), p. 9]. Нами был использован текст труда Исфахани в более позднем продолжении 1226 г. ал-Фатха ибн Али ал-Бундари «Зубдат ан-Нусра ва нухбат ал-Усра» [Histoire des seldjoucides, 1889, p. XXXVII]. В этом источнике нет никакой информации о формировании государства кара-китаев, однако есть сведения о сражении между войсками султана Санджара и армией кара-китаев на Катаванской равнине 1141 г. [Histoire des seldjoucides, 1889, p. 276-280]. У ал-Бундари, по всей видимости, были взяты исследователями сведения о тридцати тысячах павших в этом сражении мусульман [Пиков, 1989, c. 81-82]. Надо отметить, что текст Исфахани в этой части был существенно дополнен ал-Бундари за счет сведений о поздней истории кара-китайского государства и его противостоянии с Хорезмом в годы правления ‘Ала’ ад-Дина Мухаммада (1200-1220), а также упоминанием событий монгольского нашествия [Histoire des seldjoucides, 1889, p. 278-279]. У ал-Бундари «кара-китаи» именуются как «ал-хитаи», а также не указаны имена их правителей [Histoire des seldjoucides, 1889, p. 277-280].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 516

Оценка читателей: голосов 0

1. Агаджанов С.Г. Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX–XIII вв. Ашхабад: Ылым, 1969.

2. Ибн ал-Асир. «Ал-Камил фи-т-тарих» «Полный свод по истории». Избранные отрывки. Пер. П.Г. Булгакова, Ш.С. Камолиддина. Ташкент: Узбекистан, 2006.

3. Мухаммад ибн Наджиб Бакран. Джахан-наме («Книга о мире»). Издание текста, введение и указатели Ю.Е. Борщевского. М.: ГРВЛ, 1960.

4. Бартольд В.В. Бейхаки, Абу-л-Хасан. Бартольд В.В. Сочинения. Т. VIII. М.: Наука, 1973. С. 586-587.

5. Бартольд В.В. Очерк истории Семиречья. Фрунзе: Киргизгосиздат, 1943.

6. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Бартольд В.В. Сочинения. М.: Наука, 1963. Т. I. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. С. 45–597.

7. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Часть первая. Тексты. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1898.

8. Борщевский Ю.Е. «Мусульманский географ Мухаммад б. Йахийа из Индии», «География» Хафиз-и Абру, «Джахан-наме» и Мухаммад б. Бахр ар-Рухни. Письменные памятники Востока. Ежегодник. 1970. М.: ГРВЛ, 1974. С. 52-66.

9. Буниятов З.М. Государство атабеков Азербайджана: 1136-1225 годы. Баку: Элм, 1978.

10. ал-Джувайни Мунтаджаб ад-Дин Бади Атабек. Ступени совершенствования катибов (атабат ал-катаба). Пер.: Г.М. Курпалидис. М.: Наука. 1985.

11. Джувейни. Чингиз-хан. История завоевателя мира. Пер.: Е.Е. Харитонова. М.: Магистр-Пресс, 2004.

12. Камалиддинов Ш. «Китаб ал-ансаб» Абу Са‘да ‘Абд ал-Карима ибн Мухаммада ас-Сам‘ани как источник по истории и истории культуры Средней Азии. Ташкент: Фан, 1993.

13. Материалы по истории киргизов и Киргизии. Отв. ред. В.А. Ромодин. Вып. 1. М.: ГРВЛ, 1973. С. 46-47.

14. Материалы по истории туркмен и Туркмении. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1939. Т. I.

15. Мухаммад Наршахи. История Бухары. Пер. Н. Лыкошин. Ташкент: Типо-литография торг. дома «Ф. и Г. Бр. Каменские». 1897.

16. Абу Хафс ‘Умар ибн Мухаммад ан-Насафи. Кандия Малая. Пер. В.Л. Вяткин. Справочная книжка Самаркандской области. Вып. 8. Самарканд, 1906. С. 236-290

17. Пиков Г.Г. Западные кидани. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1989.

18. Самарканди Низами Арузи. Собрание редкостей, или четыре беседы. Пер.: С.И. Баевский, З.Н. Ворожейкина. М.: GRVL, 1963.

19. Смирнова О.И. «История Бухары» Наршахи. Краткие сообщения Института народов Азии. № 69. Исследование рукописей и ксилографов Института народов Азии. Глав. ред. В.Н. Никифоров. М.: ГРВЛ, 1965. С. 155-180.

20. Тимохин Д.М. «Тарих ал-Вузара» как источник по истории Хорезма. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2020. Вып. 3. С. 98-108.

21. Садр ад-Дин ‘Али ал-Хусайни. Ахбар ад-Даулат ас-Селджукиййа (Зубдат ат-таварих фи ахбар ал-умара ва-л-мулук ас-селджукиййа) («Сообщения о Сельджукском государстве». «Сливки летописей, сообщающих о сельджукских эмирах и государях»). Пер. З.М. Буниятов. М.: Восточная литература, 1980.

22. Аn abridged translation of the History of Tabaristan compiled about A. H. 613 (A. D. 1216) by Muhammad b. Al-Hasan b. Isfandiyar, ed. by E.G. Browne. Leiden: E.J. Brill, 1905.

23. al-Ansab by al-Imam Abi S‘ad ‘Abdul Kareem B. Muhammad B. Mansur At-Tamimi as-Samʻani, ed. by Ash Shaikh ‘Abdur Rahman b. Yahya al-Mu‘allami al-Yamani. Hyderabad: Osmania Unversity, 1962. Vol. 10.

24. Baha ad-Din Mohammad ibn al-Bagdadi. at-Tavassul ila at-Tarassul. Тehran: Ketabhaneyye Ahmad Bahmanyar, 1937.

25. Biran M. Like a Mighty Wall: The Armies of the Qara Khitai. Jerusalem Studies in Arabic and Islam. № 25 (2001). pp. 44-91.

26. Biran M. The Qara Khitai Empire in Eurasian History: Between China and the Islamic World. Cambridge: Cambridge University Press, 2005.

27. Cahen Cl. The Historiography of the Seljuqid period. Historians of the middle East, ed. B. Lewis, P.M. Holt. London: Oxford University Press, 1962. pp. 59-78.

28. Cahen Cl. The Historiography of the Seljuqid period. Cahen Cl. Les peoples musulmans dans l’histoire medieval. Damas: Presses de l’Ifpo, 1977. pp. 37-63.

29. The Cambridge History of Inner Asia. The Chinggisid Age. Ed. by N. di Cosmo, A.J. Frank, P.B. Golden. Cambridge: Cambridge University Press, 2009.

30. The Cambridge History of Iran, red. J.A. Boyle. Cambridge: Cambridge University Press, 1968. Vol. 5. The Saljuq and Mongol Periods.

31. The Chahár maqála («Four discourses») of Nidhámí-i-'Arúdí-i-Samarqandí, transl. by E.G. Browne. London: Luzac & Co., 1900.

32. A history of Persian literature. Volume X. Persian historiography, ed. by Ch. Mellvile. London, New York: I. B. Tauris, 2012.

33. Das Geschenk aus des Saldschukengeschichte von dem wesir Muhammad b. Muhammad b. Muhammad b. Abdallah b. al-Ni’tam al-Husaini al-Jazdi, ed. Karl Sussheim. Leiden: E.J. Brill, 1909.

34. History of Chinese society: Liao (907–1125), by K.A. Wittfogel and Feng Chia-sheng. Philadelphia: The American Philosophical Association, 1949.

35. History of Damascus 363-555 a.h. by Ibn al-Qalanisy, ed. by H. F. Amedroz. Leyden: Brill, 1908.

36. Histoire des seldjoucides de l'Iraq par al-Bondari d'apres Imad ad-din al-Katib al-Isfahani. Recueil de textes relatifs a l'histoire des seldjoucides, ed. by M.Th. Houtsma. Vol. II. Leiden: E.J. Brill, 1889.

37. Howorth H.H. The Northern Frontagers of China. Part III. The Kara Khitai. The Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. Vol. 8, No. 2. 1876. pp. 262-290.

38. Ibn Isfandiyar. Tarih-i Tabaristan, ed. by Abbas Iqbal, Tehran: KalalehKhavar Press, 1941. J. 1-4.

39. Klaproth M. Sur le titre de Gour-khan. Nouveau Journal Asiatique. Paris, 1828. №. 11. pp. 294-305.

40. Marvazi Sharaf al-Zaman Tahir. On China, the Turcs and India, arabic text with an English translation commentary by V. Minorsky. London: The Royal Asiatic Society, 1942.

41. Mohammad ibn Ibrahim. Tavvarih-e al-e saljouk. Recueil de textes relatifs a l'histoire des seldjoucides, ed. M.Th. Houtsma. Vol. I. Leiden: E.J. Brill, 1886.

42. Al-Muntazim fi Tarikh al-maluk wa al-umam al ibn Jawzi. Beyrouth: Dār al-Kutub al-ʻIlmīyah, 1992. J. 1-19.

43. Mujmal at-tavarih va-l-kisas. Tehran: Chaphaney-e Havar Tehran, 1318.

44. Nerchakhy Mohammed. Description topographique et historique de Boukhara, publ. par Ch. Schefer. Paris: Leroux, 1892.

45. Nishaburi Zahir ad-Din. Salguk-name. Tehran: Chaphaney-e Havar Tehran, 1953.

46. Peacock A.C.S. Court Historiography of the Seljuk Empire in Iran and Iraq: reflection on content, authorship and language. Iranian studies. 2014. pp. 2-19.

47. Peacock A.C.S. ‘Imad al-Din Isfahani’s Nusrat al-Fatra, Seljuk politics and Ayyubid origins. Ferdowsi, The Mongols and the History of Iran. Art, literature and culture from early Islam to Qajar Persia. London, New York: I.B. Tauris, 2014. P. 78-91.

48. al-Qummi Najm al-Din Abu l-Riza’. Tarih al-Wuzara, ed. by Muhammed Taki Dânish-Pazûh. Tehran: Muassase-i Mutalaat va Tahkikat-ı Farhangi, 1985/1363.

49. Ravandi Mohammad. Rahat as-sudur va ayat as-sorur, ed. by Mohammad Iqbal. Leiden; London: Luzac & Co., 1921.

50. al-Razi Fakhr al-Din. Jami' al-'ulum, ed. by Mohammad Alkarayi. Lahor: Faridbukstal, 1988.

51. Sinor D. The Kitan and the Kara Kitay. History of the Civilizations of Central Asia, Vol. IV: The Age of Achievement: AD 750 to the End of the Fifteenth Century, ed. by M.S. Asimov, C.E. Bosworth. Paris: Unesco Publishing, 1998. pp. 227-242.

52. T̤abakāt-i-Nāṣirī: A General History of the Muhammadan Dynasties of Asia, Including Hindustan; from A.H. 194 (810 A.D.) to A.H. 658 (1260 A.D.) and the Irruption of the Infidel Mughals into Islam / by Minhāj-ud-dīn, Abū-’Umar-i-‘Usmān; transl. from original Persian manuscripts by H.G. Raverty. London: Gilbert & Rivington, 1881. Vol. I-II.

53. Vatvat Rashid ad-Din. Namehaye Rashid ad-Din Vatvat, ed. by Saʿīd Nafīs. Tehran: Kitabkhana-yi Barani, 1960.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх